Педагогика высшей школы

1) Курсовая работа по дисциплине «Методика организации учебно-исследователькой деятельности студентов»предполагает углубление опыта собственной исследовательской деятельности студента и, в перспективе, направлена на развитие способности руководить исследовательской работой обучающихся.

В контексте исследования по теме магистерской диссертациикурсовая работа предполагает приобретение студентами опыта исследовательской деятельности и направлена, с одной стороны, на формирование творческой установки относительно собственной учебной деятельности и педагогической деятельности в перспективе. С другой стороны, на формирование «технологии» исследовательской деятельности как системы основных процедур, этапов, действий.В работеотражаются вопросы методики организации учебно-исследовательской деятельности студентов, содержания и структуры исследовательской компетентности, способы мотивации исследовательской активности, методы организации работы с научной информацией (в том числе с помощью сети Интернет).

Основные результаты такой работы:

− Освоение отдельных исследовательских действий.

− Целостное планирование исследования в единстве его основных этапов (констатирующий, формирующий, контрольный.)

− Разработка модели, программы, методики организации учебно-исследовательской деятельности студентов, рекомендаций для преподавателей вуза по организации учебной и исследовательской работы обучающихся.

− Участие студентов в различных видах учебно-исследовательской деятельности (выполнение проектов, деятельность студенческого научного общества, научные конференции, форумы, круглые столы, методологические и методические семинары и т.п.).

Ориентировочные формулировки тем курсовых работ по дисциплине «Методика организации учебно-исследователькой деятельности студентов» (к.п.н., доцент И.В. Патрушева):

1. Способы управления исследовательской активностью студентов.

2. Методы формирования исследовательских умений студентов.

3. Организация проектной деятельности студентов.

4. Организация исследовательской работы студентов во внеучебной деятельности.

5. Информационно-коммуникативные технологии в исследовательской деятельности студентов.

6. Интерактивное обучение как современное направление активизации познавательной деятельности студентов.

7. Методика организации работы студентов с научной информацией.

8. Становление исследовательской подготовки учителя в высшей педагогической школе в России.

9. Формирование навыков научно-исследовательской деятельности у студентов педагогического вуза.

10. Применение методов математической статистики в учебно-исследовательской работе студентов.

11. Методы формирования мотивации учебно-исследовательской деятельности студентов.

2) Курсовая работа по дисциплине «Компетентностный подход в высшем образовании: теория и практика реализации»предполагает «погружение» студента в проблематику преподавательской деятельности в условиях вуза и направлена на развитие способности студента к решению конкретных исследовательских и практических задач, на формирование готовности студента к эффективной педагогической деятельности (в перспективе) в условиях компетентностного подхода в образовании.

В контексте исследования по теме магистерской диссертациикурсовая работа предполагает изучение общего состояния проблемы на современном этапе (с опорой на конкретный опыт и документы), выявление и анализ слабо изученных аспектов реализации компетентностного подхода в высшем образовании, изучение этих аспектов и разработку технологий их развития и преобразования в соответствии с требованиями компетентностного подхода и требованиями к личностно-профессиональным компетенциям педагога (преподавателя вуза).

Основные результаты такой работы:

− Изучение, систематизация и обобщение методического опыта в области преподавательской деятельности.

− Выявление слабо изученных аспектов реализации компетентностного подхода в высшем образовании.

− Решение конкретных задач, связанных с реализацией компетентностного подхода в высшем образовании ( в том числе, проектирование содержания учебных дисциплин, образовательных технологий и методик обучения).

− Формирование готовности к исследованию по теме магистерской диссертации.

Ориентировочные формулировки тем курсовых работ по дисциплине «Компетентностный подход в высшем образовании: теория и практика реализации»(к.п.н. О.В. Огороднова):

1. Аспекты реализации компетентностного подхода в высшем образовании: формирование общекультурных компетенций студентов.

2. Аспекты реализации компетентностного подхода в высшем образовании: формирование общепрофессиональных компетенций студентов.

3. Аспекты реализации компетентностного подхода в высшем образовании: формирование профессиональных компетенций студентов.

4. Аспекты реализации компетентностного подхода в высшем образовании: современные образовательные технологии.

5. Аспекты реализации компетентностного подхода в высшем образовании: оценка сформированности компетенций студентов.

6. Аспекты реализации компетентностного подхода в высшем образовании: средства оценки компетенций студентов.

Наши рекомендации