Цели и задачи изучения дисциплины
Учебно-методический комплекс по дисциплине
ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Специальность: 050703.65 – «Дошкольная педагогика и психология»
Согласовано: Учебно-методическое управление «____» _____________ 20___ г. __________________________ | Рекомендовано кафедрой: Протокол № ____ «____» _____________ 20___ г. Зав. кафедрой __________________ |
Пермь
Рецензент:
доктор педагогических наук, заведующий кафедрой дошкольной педагогики и психологии Пермского государственного педагогического университета
Л.В. Коломийченко
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Дошкольная педагогика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и основной образовательной программы по специальности 030900 Дошкольная педагогика и психология.
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла дисциплин предметной подготовки, является обязательной для изучения.
Настоящий учебно-методический комплекс представлен в третьей редакции.
Согласование с деканом обучающего факультета:
Декан _____________________ И.Ю. Ильина
Директор библиотеки______________ _______________________
(ф. и. о.)
СОДЕРЖАНИЕ
I. Рабочая программа дисциплины ………………………………………
1. Цели и задачи изучения дисциплины............................................... .
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.... ……..
3. Объем дисциплины ……………………………………………………
3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы ……………………
3.2.Распределение часов по темам и видам учебной работы ………
4. Содержание курса.............................................................................
5. Темы практических / семинарских занятий …………………………
6. Лабораторные работы…………………………………………………
7. Тематика контрольных работ /рефератов и методические указания
по их выполнению..................................................................................
8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины…………………….
8.1. Список литературы.........................................................................
8.2. Материально-техническое и информационное обеспечение
дисциплины……………………………………………………………….
8.3. Методические указания студентам по выполнению
самостоятельной работы…………………………………………………
8.4. Методические рекомендации для преподавателя …………………
II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения
промежуточной аттестации……………………………………………..
I. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Цели и задачи изучения дисциплины
Дисциплина «Дошкольная педагогика» является основным профилирующим предметом в системе профессиональной подготовки по специальности «Дошкольная педагогика и психология». Курс «Дошкольная педагогика» обеспечивает теоретическую подготовку студентов, формирует педагогическое мышление и мировоззрение, навыки самостоятельной работы. Содержание курса служит основой изучения других педагогических дисциплин (теории и методики дошкольного образования, дисциплин специализации).
Методологическую основу содержания дисциплины составляют ведущие идеи гуманистической отечественной и зарубежной педагогической мысли:
– дошкольная педагогика – наука о воспитании и образовании детей дошкольного возраста;
– дошкольный возраст – самоценный период в жизни человека, период складывания и развития первоначальных свойств личности, универсальных творческих способностей;
– воспитание и образование – это содействие развитию ребенка дошкольного возраста. Содействие понимается как развивающее и развивающееся взаимодействие субъектов педагогического процесса;
– воспитание и образование играют ведущую, направляющую роль в развитии ребенка. Благодаря им, раскрываются и развиваются заложенные в каждом ребенке силы и способности; достигается амплификация его развития на основе новообразований посредством организации разнообразной деятельности и общения, в которых происходит его саморазвитие, самореализация, самоутверждение при содействии взрослого – носителя культуры общества, высшей формы развития;
– личностно – ориентированный подход в воспитании и образовании, обучении ребенка;
– сотрудничество с ребенком как принцип педагогического взаимодействия;
– индивидуализация и дифференциация педагогической работы в целях развития индивидуальности ребенка.
Программа дисциплины построена на основе следующих принципов:
– принцип историзма. Содержание каждой темы включает исторический материал, дающий возможность проследить развитие педагогических идей, их преемственность, новизну, сопоставить и понять разные точки зрения;
– принцип интегрального подхода. Он требует синтеза различных отраслей научного знания, приводящего к формированию целостного представления о ребенке, его воспитании, образовании и развитии в генетическом плане. В каждой теме интегрируются знания из области философии, социологии психологии, детской психологии педагогической психологии, общей педагогики, педагогики раннего детства, частных методик и др.;
– принцип системного подхода. На его основе личность дошкольника, его индивидуальность, педагогический процесс дошкольного учреждения, процесс воспитания и процесс обучения рассматриваются как педагогические системы;
– принцип плюрализма и альтернативности. Содержание программы раскрывает разные точки зрения на педагогические явления, различные подходы к решению педагогических проблем, предоставляет возможность выбора позиции.
Целью курса «Дошкольная педагогика» является содействие развитию педагога – исследователя, способного осуществлять личностно–ориентированное образование детей дошкольного возраста.
В процессе изучения дисциплины решаются задачи:
– развить интерес у студентов к педагогической профессии;
– содействовать овладению студентами педагогической теорией воспитания и обучения детей;
– ознакомить студентов с передовым педагогическим опытом, педагогическими технологиями работы с детьми;
– содействовать овладению методами и приемами организации образовательного процесса ДОУ;
– сформировать навыки самостоятельной работы с литературой;
– формировать опыт осознанного и творческого применения полученных знаний и умений в работе с детьми; умения решать типовые задачи профессионально-педагогической деятельности в области воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста;
– развивать творческие способности, инициативу, самостоятельность студентов; формировать общую и педагогическую культуру студентов;
– содействовать освоению оптом педагогической диагностики, контроля за результатами обучения, воспитания и развития дошкольников
– формировать основы профессиональной умелости и мастерства.