Цели и задачи изучения дисциплины

Учебно-методический комплекс по дисциплине

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Специальность: 050703.65 – «Дошкольная педагогика и психология»

Согласовано: Учебно-методическое управление «____» _____________ 20___ г. __________________________ Рекомендовано кафедрой: Протокол № ____ «____» _____________ 20___ г. Зав. кафедрой __________________

Пермь

Рецензент:

доктор педагогических наук, заведующий кафедрой дошкольной педагогики и психологии Пермского государственного педагогического университета

Л.В. Коломийченко

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Дошкольная педагогика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и основной образовательной программы по специальности 030900 Дошкольная педагогика и психология.

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла дисциплин предметной подготовки, является обязательной для изучения.

Настоящий учебно-методический комплекс представлен в третьей редакции.

Согласование с деканом обучающего факультета:

Декан _____________________ И.Ю. Ильина

Директор библиотеки______________ _______________________

(ф. и. о.)

СОДЕРЖАНИЕ

I. Рабочая программа дисциплины ………………………………………

1. Цели и задачи изучения дисциплины............................................... .

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.... ……..

3. Объем дисциплины ……………………………………………………

3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы ……………………

3.2.Распределение часов по темам и видам учебной работы ………

4. Содержание курса.............................................................................

5. Темы практических / семинарских занятий …………………………

6. Лабораторные работы…………………………………………………

7. Тематика контрольных работ /рефератов и методические указания

по их выполнению..................................................................................

8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины…………………….

8.1. Список литературы.........................................................................

8.2. Материально-техническое и информационное обеспечение

дисциплины……………………………………………………………….

8.3. Методические указания студентам по выполнению

самостоятельной работы…………………………………………………

8.4. Методические рекомендации для преподавателя …………………

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения

промежуточной аттестации……………………………………………..

I. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Цели и задачи изучения дисциплины

Дисциплина «Дошкольная педагогика» является основным профилирующим предметом в системе профессиональной подготовки по специальности «Дошкольная педагогика и психология». Курс «Дошкольная педагогика» обеспечивает теоретическую подготовку студентов, формирует педагогическое мышление и мировоззрение, навыки самостоятельной работы. Содержание курса служит основой изучения других педагогических дисциплин (теории и методики дошкольного образования, дисциплин специализации).

Методологическую основу содержания дисциплины составляют ведущие идеи гуманистической отечественной и зарубежной педагогической мысли:

– дошкольная педагогика – наука о воспитании и образовании детей дошкольного возраста;

– дошкольный возраст – самоценный период в жизни человека, период складывания и развития первоначальных свойств личности, универсальных творческих способностей;

– воспитание и образование – это содействие развитию ребенка дошкольного возраста. Содействие понимается как развивающее и развивающееся взаимодействие субъектов педагогического процесса;

– воспитание и образование играют ведущую, направляющую роль в развитии ребенка. Благодаря им, раскрываются и развиваются заложенные в каждом ребенке силы и способности; достигается амплификация его развития на основе новообразований посредством организации разнообразной деятельности и общения, в которых происходит его саморазвитие, самореализация, самоутверждение при содействии взрослого – носителя культуры общества, высшей формы развития;

– личностно – ориентированный подход в воспитании и образовании, обучении ребенка;

– сотрудничество с ребенком как принцип педагогического взаимодействия;

– индивидуализация и дифференциация педагогической работы в целях развития индивидуальности ребенка.

Программа дисциплины построена на основе следующих принципов:

– принцип историзма. Содержание каждой темы включает исторический материал, дающий возможность проследить развитие педагогических идей, их преемственность, новизну, сопоставить и понять разные точки зрения;

– принцип интегрального подхода. Он требует синтеза различных отраслей научного знания, приводящего к формированию целостного представления о ребенке, его воспитании, образовании и развитии в генетическом плане. В каждой теме интегрируются знания из области философии, социологии психологии, детской психологии педагогической психологии, общей педагогики, педагогики раннего детства, частных методик и др.;

– принцип системного подхода. На его основе личность дошкольника, его индивидуальность, педагогический процесс дошкольного учреждения, процесс воспитания и процесс обучения рассматриваются как педагогические системы;

– принцип плюрализма и альтернативности. Содержание программы раскрывает разные точки зрения на педагогические явления, различные подходы к решению педагогических проблем, предоставляет возможность выбора позиции.

Целью курса «Дошкольная педагогика» является содействие развитию педагога – исследователя, способного осуществлять личностно–ориентированное образование детей дошкольного возраста.

В процессе изучения дисциплины решаются задачи:

– развить интерес у студентов к педагогической профессии;

– содействовать овладению студентами педагогической теорией воспитания и обучения детей;

– ознакомить студентов с передовым педагогическим опытом, педагогическими технологиями работы с детьми;

– содействовать овладению методами и приемами организации образовательного процесса ДОУ;

– сформировать навыки самостоятельной работы с литературой;

– формировать опыт осознанного и творческого применения полученных знаний и умений в работе с детьми; умения решать типовые задачи профессионально-педагогической деятельности в области воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста;

– развивать творческие способности, инициативу, самостоятельность студентов; формировать общую и педагогическую культуру студентов;

– содействовать освоению оптом педагогической диагностики, контроля за результатами обучения, воспитания и развития дошкольников

– формировать основы профессиональной умелости и мастерства.

Наши рекомендации