Объем дисциплины и виды учебной работы. Цели и задачи изучения дисциплины

Цели и задачи изучения дисциплины

Цель преподавания дисциплины

Целью преподавания дисциплины «Дизайн» является формирование у студентов системы общих (академических) и специальных (профессиональных) способностей по практическому применению теоретических знаний о дизайнерской деятельности, методах разработки дизайнерских проектов, способах создания моделей и конструкций на основе выразительных средств.

Задачи изучения дисциплины

Важнейшими задачами преподавания дисциплины «Дизайн» являются:

- развитие когнитивных способностей понимать законы и механизмы воздействия на психику людей разнообразных выразительных средств;

- развитие методологических способностей управлять разными видами проектной и конструкторской деятельности, принимать решения и разрешать проблемы;

- развитие методологических способностей организовывать и планировать свое пространство и время;

- развитие способностей исследовать компоненты систем дизайнерских произведений;

- развитие инструментальных способностей находить и анализировать информацию из различных источников;

- развитие инструментальных способностей управлять информацией с помощью компьютерных технологий;

- развитие коммуникативных способностей письменного и устного взаимодействия по проблемам развития дизайна;

- развитие системных способностей работать в международной среде, воспринимать межкультурные различия, понимать культуры других стран;

- развитие креативных способностей порождать новые идеи и творчески применять знания на практике;

- развитие системных способностей разрабатывать и управлять проектами;

- обладание высоким уровнем базовых знаний по дисциплине, в том числе по истории развития научного знания по предмету.

Межпредметная связь

Для успешного освоения данного курса необходима опора на следующие гуманитарные дисциплины:

1) Отечественная история: социально-экономическое и культурное развитие Киевской Руси, Древнерусского государства, Российской империи и Российской Федерации, место России в мировой системе цивилизаций, многонациональный характер российского государства, глобализация общественных процессов в ХХ веке; история развития российской культуры и искусства, история развития кузнечного дела и ювелирного искусства.

2) Культурология: культурная картина мира; языки культуры: речевые, искусственные и символические; западный и восточный типы цивилизаций: социально-экономические, ментальные, эмоциональные, социально-личностные, религиозные, этические, эстетические различия; культурные нормы и ценности; социализация личности в культуре, массовая и элитарная культура; этническая культура: этносы и этнические процессы, традиционно-бытовая культура народа, аккультурация, ритуалы, церемониалы, обычаи и праздники; художественная культура: происхождение искусства, художественная деятельность и народное творчество, морфология искусства, виды и жанры искусства, языки искусства.

3) Психология и педагогика: особенности протекания познавательных процессов – мышления, памяти, восприятия и воображения, развитие способностей и талантов; психология творчества: сублимация психической энергии, анализ архетипов мышления, ощущения, чувства и эмоции; психологическое воздействие цвета и формы, оптические иллюзии.

4) Концепции современного естествознания: история естествознания, процесс естественнонаучного познания, естествознание и мораль; человек – феномен природы: его работоспособность, тренировка, талант, творчество, здоровье, эмоции; прикладные исследования естествознания.

5) Философия: научная картина мира; человек, общество и культура; научное и вненаучное знание, критерии научности, структура научного познания, его методы и формы, научные революции; философия искусства и творчества.

6) Социология: классические и современные социологические теории; социальное взаимодействие и социальные отношения; социальные изменения; социальные революции и реформы; концепция социального прогресса; формирование мировой общественной системы; методы социологического исследования, социология искусства.

Курс «Дизайн» обобщает и интегрирует знания указанных дисциплин, создает необходимые компетенции для освоения дисциплин специализации по программе «Менеджмент организации».

Объем дисциплины и виды учебной работы

Объем дисциплины и виды учебной работы представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов  
 
Общая трудоемкость дисциплины  
Аудиторные занятия:  
лекции  
практические занятия (ПЗ)  
Вид итогового контроля (зачет, экзамен) Контрольная работа, зачет  

Контрольная работа

Заочная контрольная работа по дисциплине «Дизайн» для студентов специальности «Менеджмент организаций» заключается в выполнении реферата. Тема реферата выбирается студентом в соответствии с порядковым номером в учебном списке группы (таблица 2).

Рефераты – форма организации учебно-исследовательской деятельности студентов. Их назначение – развитие познавательной деятельности будущих специалистов, их умений самостоятельно приобретать, углублять, творчески перерабатывать профессионально-значимые знания. Реферат – это письменная работа, где кратко изложено исследование какой-либо проблемы на основе изучения и переработки теоретического и эмпирического материала.

Подготовка и написание реферата включает следующие этапы:

- выбор темы согласно приведенному перечню;

- подбор литературы и источников к выбранной теме, который осуществляется студентом самостоятельно на основе предлагаемого перечня литературы по дисциплине, а также библиографических каталогов по соответствующей теме;

- изучение подобранной литературы. Это – наиболее трудоемкий этап, он включает обязательное конспектирование источников. Итогом этой работы должна стать систематически изложенная информация, полностью раскрывающая содержание темы;

- изложение содержания реферата обязательно предваряется составлением плана. План служит основой для определения структуры работы, в него обычно входят введение, несколько актуальных вопросов (главы, параграфы) по изложению содержания, заключение и список литературы.

Структура и содержание работы должны соответствовать выбранной теме. Тема – это наикратчайшая (лапидарная) форма предъявления содержания всей работы, отражающая ее сущность.

Реферат оформляется в соответствии со стандартом организации «Система менеджмента качества: общие требования к построению, изложению и оформлению документов учебной деятельности» СТО 4.2-07-2012.

Реферат должен включать в себя следующие разделы:

1) Титульный лист.

2) Содержание.

3) Введение – постановка проблемы исследования, ее практическая значимость, цели и задачи работы, краткий обзор источников и литературы по теме.

4) Основная часть с главами, разделами и параграфами. В основной части реферата должно быть полно и систематизировано изложено состояние вопроса, которому посвящена данная работа.

5) Заключение – общие выводы по проблеме, полученные в ходе исследования.

6) Список использованных источников.

7) Приложения – материал, уточняющий, иллюстрирующий, подтверждающий отдельные положения реферата и не вошедший в текст основной части.

Рекомендуемый объем реферата 15-20 листов.

При оценке реферата учитывается полнота раскрытия темы, точность и грамотность изложения, соблюдение требований к оформлению и объему реферата, наличие иллюстративного материала и ссылок на источники

Таблица 2 – Темы рефератов

№ п/п Тема реферата Перечень рассматриваемых вопросов
История и теория дизайна. История дизайна Теоретические основы дизайна.
Дизайн – искусство или профессия? Виды дизайна. Дизайн как вид искусства. Дизайнерская деятельность.
Дизайн в технических системах. Понятие «Дизайн». Понятие «Техническая система». Техническая эстетика. Эргономика и экология искусства.
Художественные стили дизайнерском искусстве. Многогранность содержания термина «Художественный стиль». Исторические художественные стили. Внестилевые направления.
Роль художественного образа в истории дизайна Понятие об образе, теме и сюжете. Рождение образов, их виды и трансформации. Язык мифологических образов в искусстве. Классификация мифологических сюжетов.
Композиция и художественное моделирование формы Понятие о «композиции». Виды композиций. Принципы и правила построения композиции. Язык пространственной формы. Системы пропорций в Древнем мире.
Композиционные решения передачи пространства и формы. Числа и спираль Фибоначчи. «Золотое сечение» Леонардо да Винчи. Система расчета формы А. Дюрера. Модулор Ле Корбюзье.
Законы цветоведения и колористки в дизайнерском искусстве. Значение языка цвета в древнем и современном искусстве. Научные системы цвета Л. Да Винчи, И. Ньютона, И.В. Гете и И. Итена. Цветовой ряд: основные, сложные, смешанные и дополнительные цвета. Свойства цвета. Цветовая гармония. Символика цвета в искусстве. Цвет и образ.
Роль орнамента в развитии дизайнерского искусства Природа орнаментального творчества художника. Функции и типологии орнаментов. Кантаминация. Мотив, сюжет, раппорт, раппортная сетка. Законы построения орнаментальных композиций. Символика и семантика древних и современных орнаментов.

Основная литература по дисциплине

1 Лаврентьев А.Н. История дизайна: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2006

2 Покатаев В. П. Дизайнер-конструктор: учебное пособие. – Ростов н/Дону: Феникс, 2006

3 Сидоренко, В. И. История стилей в искусстве и костюме: учебное пособие. – Ростов н/Дону: Феникс, 2005

4 Устин В.Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве: учебное пособие. – М., 2006

Дополнительная литература по дисциплине

1 Балакшин О.Б. Коды да Винчи – новая роль в естествознании? Неожиданное о золотом сечении: Гармония асимметричных подобий в Природе. – М.: КомКнига, 2005

2 Беляева, С. Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: учебник. – М.: Академия, 2008

3 Беляева С.Е. Спецрисунок и художественная графика: учебник. – М.: Академия, 2008

4 Бордукова И.Н. История костюма древних цивилизаций: Учебное пособие. – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2006

5 Буткевич Л.М. История орнамента: Учебное пособие. – М.: Владос, 2008

6 Волошко Н.И. Эстетика и дизайн товаров: Учебно-практическое пособие. – М.: Дашков и К, 2008

7 Глэйзер М., Илик М. Дизайн-протест, дизайн-провокация. – М.: РИП-Холдинг, 2005

8 Данилова Н.И., Королев е.А., Щелоков Я.М. Золотое сечение, теория и практика: Учебное пособие. – Екатеринбург: РИА УО, 2006

9 Денисова О.И. Цветоведение и колористика: Учебно-методическое пособие. – Кострома:КГТУ, 2005

10 Евтых С.Ш. Наброски. Зарисовки. Эскизы: Учебное пособие. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004

11 Иванова В.Я.Основы эстетики потребительских товаров: Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2008

12 Иттен И. Искусство цвета.– М.: Д.Аронов, 2004

13 Иттен И. Искусство формы. – М.: Д. Аронов, 2008

14 Кандинский В. И. Точка и линия на плоскости. – СПб.: Азбука-классика, 2005

15 Ковешникова Н.А. Дизайн: история и теория: учебное пособие. – М.:Омега-Л, 2008

16 Лоренц Н.Ф. Орнамент всех времен и стилей. – М.: Белый город, 2007

17 Михайлов С. М. Основы дизайна: учебное пособие. – М. 2005

18 Мольков К. Ковка. Цвет и дизайн. – М.: Контэнт, 2005

19 Мориока А., Стоун Т. Дизайн цвета. Практикум. – М.: РИП-холдинг, 2006

20 Норманн Д.А. Дизайн промышленных товаров. – М.: Вильямс, 2009

21 Паранюшкин Р.В., Хандова Г.Н. Цветоведение для художников: колористика: учебное пособие. – Ростов н/Дону: Феникс, 2007

22 Пармон Ф.М. Рисунок и графика костюма: учебник. – М.: Архитектура-С, 2005

23 Розенсон И.А. Основы теории дизайна: Учебник. – СПб.: Питер, 2008

24 Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. В 2-х книгах. – М.: Архитектура-С, 2006

25 Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна. – М.: МЗ-Пресс, 2005

26 Самойлов Ю.К. Наброски и зарисовки: Методические указания. – Ульяновск: УлГТУ, 2004

27 Сороко Э.М Золотые сечения, процессы самоорганизации и эволюции систем. – М.: КомКнига, 2006

28 Степанов А. В. Объемно-пространственные композиции: учебное пособие. – М., 2005

29 Тимердинг Г.Е. Золотое сечение. – М.: КомКнига, 2005

30 Фабер Т. Пасхальные яйца Фаберже. – М.: Эксмо,2010

31 Фокина Л.В. Орнамент: Учебное пособие. – Ростов н/Дону: Феникс, 2007

32 Шлеюк С.Г. Законы композиции. Композиционный центр: Методические указания. – Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2004

33 Юнг К.Г. Человек и его символы. – М.: Серебряные нити, Медков С. Б. 2006

34 Яблан С.В. Симметрия, орнаменты и модулярность. – М.: Институт компьютерных исследований, 2006

Наши рекомендации