Критерии оценки ответа выпускника на государственном экзамене
ПРОГРАММА
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
«ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова»
Кафедра педагогики начального образования и социальной педагогики
ПРОГРАММА
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
«ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Архангельск
Поморский государственный университет
имени М.В. Ломоносова
Печатается по решению редакционно-издательской комиссии факультета педагогики начального образования и социальной педагогики
Составители: Рецензенты: | И.Г.Маракушина, кандидат психологических наук, доцент, зав.кафедрой педагогики начального образования и социальной педагогики ПГУ имени М.В.Ломоносова; И.В.Савельев, кандидат исторических наук, доцент, зав.кафедрой международного права и основ правоведения ПГУ имени М.В.Ломоносова; О.А.Мурашева, кандидат исторических наук, доцент кафедры педагогики начального образования и социальной педагогики ПГУ имени М.В.Ломоносова; Т.Г.Скоробогатько, ассистент кафедры педагогики начального образования и социальной педагогики ПГУ имени М.В.Ломоносова; А.Н.Буторина, ассистент кафедры педагогики начального образования и социальной педагогики ПГУ имени М.В.Ломоносова. О.Е.Павозкова, кандидатпедагогических наук, декан факультета педагогики начального образования и социальной педагогики ПГУ имени М.В.Ломоносова; А.А.Плотников, кандидат юридических наук, доцент, зав.кафедрой государственно-правовых дисциплин ПГУ имени М.В.Ломоносова |
Программа подготовлена в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников Поморского государственного университета имени М.В.Ломоносова и требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция» (2005 г.).
Для студентов очной формы обучения факультета педагогики начального образования и социальной педагогики, обучающихся по специальности «Социальная педагогика с дополнительной специальностью “Юриспруденция”».
© Поморский государственный
университет имени М.В. Ломоносова,
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель проведения государственного экзамена по юриспруденции – итоговый контроль знаний выпускников как:
- учителей (преподавателей) права в области теоретической и методической подготовки к работе в учреждениях системы образования различных форм собственности (общеобразовательные школы, лицеи, гимназии, техникумы, колледжи, учреждения начального и среднего профессионального образования, высшие учебные заведения);
- специалистов в учреждениях, организациях, предприятиях, связанных с различными аспектами организации и осуществления образовательной деятельности (юридических консультантов, организаторов правового воспитания, воспитателей специализированных учреждений, помощников руководителей образовательных учреждений, специалистов в области правозащитной деятельности по разным вопросам обеспечения и защиты законных интересов и прав граждан и учреждений, главным образом в образовательной сфере).
Государственный экзамен по юриспруденции в отличие от курсовых экзаменов по отдельным дисциплинам носит комплексный характер. При ответе на вопросы билета студент должен продемонстрировать умение проинтегрировать имеющиеся у него теоретические и методические знания. В процессе экзамена студент должен продемонстрировать знания в области таких разделов юриспруденции как: теория государства и права, конституционное право Российской Федерации, муниципальное право, административное право, уголовное право и процесс, криминология, гражданское и семейное право, международное право, трудовое право и право социальной защиты, экологическое и земельное право, ювенальное право, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, образовательное право. При этом выпускник должен показать знание основ теории и методики преподавания права.
В билет государственного экзамена по юриспруденции входит два вопроса. При ответе на первый вопрос выпускник должен продемонстрировать знание теоретического характера из разделов юриспруденции в соответствии с формулировкой билета. В процессе ответа на второй вопрос студенту необходимо синтезировать теоретические и эмпирические знания из области методики преподавания права как общественной дисциплины.
При ответе на экзамене студенты должны рассматривать вопросы в теоретическом, историческом и практическом аспектах; подтверждать теоретические положения, сформулированные в ответах, примерами из современной практики развития, воспитания и обучения, из личного опыта педагогической практики.
Программа подготовлена в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова и требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция»; предназначена для студентов очной формы обучения факультета педагогики начального образования и социальной педагогики, обучающихся по специальности «Социальная педагогика с дополнительной специальностью «Юриспруденция»».
Требования к уровню подготовки выпускников
В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (специальность «Юриспруденция») выпускник должен быть готовым:
· осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета;
· способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению образовательных программ;
· использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения и воспитания;
· обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта;
· осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка;
· систематически повышать свою профессиональную квалификацию, быть готовым к участию в деятельности методических объединений и других формах методической работы;
· знать основы общетеоретических дисциплин в объеме необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;
· знать методику преподавания правовых дисциплин и воспитательную работу; программы и учебники; средства обучения и их дидактические возможности;
· знать основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки, право и научную организацию труда, правила и нормы охраны труда;
· знать структуру системы образования, функции и взаимосвязь образовательных учреждений различных видов и уровней, основные нормативные и законодательные акты, регламентирующие деятельность государственно-управленческих, образовательных и воспитательных учреждений;
· быть способным к организации правозащитной деятельности, направленной на обеспечение прав человека, гражданина, особенно детей, учащейся молодежи и образовательных учреждений.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 3. Муниципальное право
8. Муниципальное право.Понятие муниципального права. Органы местного самоуправления и их полномочия. Муниципальная службы. Экономические основы местного самоуправления. Ответственность органов местного самоуправления, контроль за их деятельностью.
Тема 6. Криминология
22.Криминология, преступность несовершеннолетних.Понятие криминологии и ее место в системе наук. Понятие преступности, ее оценка и показатели. Латентность преступности. Характеристика преступности несовершеннолетних. Личность несовершеннолетнего преступника. Социальная среда и преступное поведение несовершеннолетних. Предупреждение преступности несовершеннолетних.
Тема 8. Международное право
30. Международное право: предмет, источники, субъекты. История развития международного права. Понятие и сущность международного права. Предмет международного права. Функции международного права. Система международного права. Соотношение международного публичного и международного частного права. Понятие и виды источников международного права. Международный договор как источник международного права. Обычай как источник международного права. Иные источники международного права. Понятие и виды субъектов международного права. Международная правосубъектность государств. Правосубъектность международных организаций. Международно-правовой статус субъектов Российской Федерации. Статус индивида в международном праве. Нетипичные субъекты международного права.
Тема 11. Ювенальное право
35. Ювенальное право.Понятие ювенального права. Исторический аспект возникновения и развития ювенальной юстиции. Международное право в сфере защиты прав ребенка. Конституционно-правовой статус ребенка в Российской Федерации.
Несовершеннолетних
36. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Понятие профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Причины противоправного поведения несовершеннолетних. Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Система профилактики, органы и учреждения её осуществляющие. Производство по материалам о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения.
Тема 13. Образовательное право
37. Образовательное право: предмет, метод, принципы, источники.Понятие, предмет и метод образовательного права. Место образовательного права в системе российского права. Основные подходы к проблеме: первая концепция, пропагандируемая Малышок И.А, Шкатулла В.И; вторая концепция, пропагандируемая Владыкиной Т.А.Структура образовательного права, принципы образовательного права: общеправовые и специальные.
Источники образовательного права: международные акты универсального характера; международные акты регионального характера; Конституция Российской Федерации; федеральные законы; подзаконные нормативные акты; локальные нормативные акты.
38. Содержание образования: основные компоненты, формы получения образования.Понятие и элементы системы образования: содержательная, функциональная, организационно-управленческая подсистемы. Понятие образовательного уровня (ценза). Образовательные уровни, установленные в РФ. Характеристика уровней образования: дошкольное, общее, профессиональное. Формы получения образования: понятие, классификации. Характеристика форм: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, семейное образование, самообразование, экстернат.
39. Структура государственного образовательного стандарта.Понятие государственного образовательного стандарта. Компоненты государственного образовательного стандарта: федеральный, региональный, компонент образовательного учреждения. Базисный учебный план: инвариантная часть, вариативная часть. Значение базисного учебного плана. Понятие образовательной программы. Классификация образовательных программ: общеобразовательные и профессиональные. Характеристика общеобразовательных программ.
40. Образовательные учреждения: понятия и виды.Понятие, учредители образовательного учреждения. Создание и регистрация образовательных учреждений. Устав образовательного учреждения, его содержание. Формы образовательных учреждений. Типы и виды образовательных учреждений.
41. Регулирование финансовых отношений в сфере образования.Государственное и муниципальное финансирование. Бюджетные учреждения. Бюджетное финансирование. Понятие недофинансирования. Финансовые обязательства. Образовательные кредиты. Образовательное страхование. Привлечение дополнительных финансовых ресурсов в систему профессионального образования: образовательные кредиты, образовательное страхование. Имущество образовательного учреждения. Предпринимательская деятельность образовательных учреждений. Понятие образовательных услуг и порядок их предоставления.
42. Лицензирование образовательной деятельности. Государственная аккредитация образовательного учреждения.Лицензирование образовательной деятельности. Положение о лицензировании. Процедура получения лицензии. Государственная аккредитация образовательного учреждения. Методика проведения государственной аккредитации.
43. Регулирование трудовых отношений в сфере образования.Сущность трудовых отношений в системе образования. Право на занятие педагогической деятельностью. Педагогический стаж. Права и обязанности работника образовательного учреждения. Тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников учреждений образования Российской Федерации. Особенности заключения, изменения и расторжения трудового договора. Особенности проведения аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.
44. Особенности оплаты труда, регулирования рабочего времени и времени отдыха педагогических работников.Заработная плата работников образовательных учреждений. Особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений. Учебная нагрузка: порядок установления и изменения. Время отдыха педагогических работников.
45. Регулирование дисциплины труда и социального обеспечения в сфере образования.Особенности требований охраны труда работников образовательных учреждений. Особенности дисциплины труда работников образовательных учреждений. Дисциплинарная и материальная ответственность работников образовательных учреждений. Особенности пенсионного обеспечения работников образовательных учреждений. Роль и значение заключения коллективного договора в образовательном учреждении. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность.
46. Регулирование управленческих правонарушений в системе образования.Компетенция органов власти и местного самоуправления в области управления образованием, порядок разграничения полномочий и ответственности. Органы управления образованием. Управление государственным (муниципальным) образовательным учреждением: принцип единоначалия и самоуправления. Формы самоуправления образовательного учреждения. Правовой статус руководителя образовательного учреждения.
Тема 14. Цели и содержание правового обучения в школьном образовательном процессе
47. Отечественный опыт преподавания права. Советский период правового школьного образования.Начало юридического образования в истории России. Судебная реформа 1864 года и ее значение в правовом просвещении. Особенности преподавания права в советский период. История методической мысли в области преподавания права.
48. Цели и задачи школьного правового образования.Правовая культура, компоненты. Формирование правовой культуры школьников. Правовые ценности. Правовой нигилизм. Негативные стороны правового менталитета россиян. Место правовой культуры в социализации школьника. Массовое, групповое, индивидуальное правосознание. Коррекция индивидуального правосознания. Профилактика правонарушений несовершеннолетних. Развитие необходимых правовых компетенций.
49. Место права в системе школьного образования. Межпредметные связи дисциплины.Повышение роли социогуманитарного знания в современном образовании. Правовое обучение и формирование мировоззрения личности. Связь предмета с другими учебными дисциплинами. Формирование правовой грамотности всех участников образовательного процесса.
50. Развивающий потенциал уроков права.Знания, умения и ценности в содержании правового образования. Структура учебной деятельности ученика. Деятельностный подход – важное условие осуществления практической направленности правового обучения. Учебно – правовая ситуация – средство формирования установок правомерного поведения учащихся. Воспитательный потенциал правовых занятий. Модели уроков с доминирующей воспитательной целью.
51. Внеклассная работа по праву. Вариативность и региональный опыт внеклассной работы.Необходимость внеклассной воспитательной работы по праву в современной школе. Система воспитательной работы «Школа – правовое пространство» (российский и региональный опыт). Варианты внеклассных воспитательных мероприятий. Школьная правовая газета. Правовое просвещение родителей. Правовая проектная деятельность учащихся.
52. Право как элективный курс. Принципы разработки элективных курсов.Система профильного и предпрофильного обучения в общеобразовательной школе. Понятие элективного курса. Классификация элективных курсов. Требования к составлению программы. Примеры элективных курсов в правовом обучении.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ОСНОВНАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ТЕМЫ 1 - 11
1. Алексеев С. С. Право на пороге нового тысячелетия. — М.: Статус, 2000.
2. Антокольская М.В. Семейное право. Учебник. М., 2002.
3. Баранов П.П. Правосознание и правовое воспитание: Общая теория права. Курс лекций / Под общ. ред. В.К. Баранова.: Н.Новгород., 1993.
4. Баранов П.П. Правосознание и правовое воспитание: Общая теория права. Курс лекций / Под общ. ред. В.К. Баранова.: Н.Новгород, 1993.
5. Бахрах Д., Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. Административное право. Учебник для вузов. 2 – е изд. М., Норма, 2005.
6. Здравомыслов Б.В. Уголовное право России. Учебник В 2 – х т. М., Юристъ, 2001.
7. Иванов С.А. Соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта Российской Федерации. Монография. - М.: Народный учитель, 2002.
8. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л.А. Окунькова. - М.: Издательство БЕК, 1996.
9. Конституция РФ 1993 г. // Российская газета. – 25.12.1993. - № 237.
10. Кутафин О.Е. Конституционное право России. Учебник. М., 2003.
11. Лойт Х.Х., Резниченко Г.И., Казаченко В.Ф. и др. Организация взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации и общественными объединениями: Программа учебного курса и методические рекомендации по его изучению, Спб., 1999.
12. Малько А.В. Экзамен по теории государства и права. Вопросы и ответы. М., 2003.
13. Морозова Л.А. Теория государства и права. Учебник. Изд 2-е, перераб. и доп. М., 2003.
14. Нерсесянц В.С. Общая теория государства и права. М., 2004. С. 250.
15. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «О действенности государственной власти в России». - М., 1995. - С. 99.
16. Пчелинцева Л.М. Семейное право России. Учебник. М., 2001
17. Садовникова Г.Д. Комментарии к Конституции Российской Федерации. М., Юраит-Издат.
18. Смирнов Б. В. Трудовое право России. Учебник. М., 2006.
19. Смирнов О.В. Трудовое право. Учебник. Издание третье: переработанное и дополненное. М., 1999.
20. Сочнев Д.В. Правосознание современной российской молодежи, его структура и функции //История государства и права. 2003. №3.
21. Тихомиров Ю.А. Конституция, закон, подзаконный акт. - М.: Юрид.лит., 1994.
Нормативно-правовые акты
1. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамб-
леей ООН 10.12.1948 г. //Российская газета. 1995. 5 марта.
2. Международный Пакт о гражданских и политических правах (под-
писан 19 декабря 1966 г. в Нью-Йорке) //Ведомости ВС СССР. 1976 № 17
(1831). Ст. 291.
3. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод
(Рим, 4 ноября 1950 г.) // Российская газета. 1995. 5 марта.
4. Конституция РФ. Принята 12 декабря 1993 г. //Российская газета.
1993. 25 дек.
5. Федеральный конституционный закон РФ «О судебной системе РФ»
от 31.12.1996 г. // Российская газета. 1997. 6 января.
6. Федеральный конституционный закон РФ «О Конституционном Суде
РФ» от 21.07.1994 г. // Российская газета. 1994. 23 июля.
7. Федеральный конституционный закон РФ «О Правительстве РФ» от
17.12.1997 г. //Российская газета. 1997. 23 дек.
8. Гражданский кодекс РФ (ч. 1) от 30.11.1994 г.//СЗ РФ. 1994. №32.
Ст. 3301.
9. Гражданский кодекс РФ (ч. 2) от 26.01.1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 5.
Ст. 410.
10.Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 г. // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 6.
11.Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. //Российская газета. 2001.
31 декабря.
12.Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г.
// Российская газета. 2001. 31 декабря.
13.Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
14.Федеральный закон РФ «О статусе судей в РФ» от 26.06.1992 г. //
Российская газета. 1992. 29 июля.
15.Федеральный закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. 1995. 25 ноября.
16.Федеральный закон РФ «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 8.05.1994 г. //
Российская газета. 1994. 12 мая.
17.Федеральный закон РФ «Об общих принципах местного самоуправления РФ» от 6.09.2003 г. // Российская газета. 2003. 8 сентября.
18.Федеральный закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 г. // Российская газета. 1996. 29 августа.
19.Федеральный закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. // Российская газета. 1996. 23 января.
20.Федеральный закон РФ «О защите прав потребителей» от
07.02.1992 г. // Российская газета. 1992. 16 февраля.
21.Федеральный закон РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 г.//Российская газета. 1993. 21 сентября.
22.Федеральный закон РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г.//Российская газета. 2006. 29 июля.
ТЕМА 12
1. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска. – М.: ВЛАДОС, 2008.
2. Основы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних /Под ред. Ф.А.Мустаевой. – М., 2003.
3. Подросток и улица: стратегия профилактики безнадзорности /Под ред. С.А.Расчетиной. – СПб.: Издательство Буковского, 2005.
4. Справочник социального педагога / Авт. – сост. Т.А. Шишковец. – М.: ВАКО, 2007.
5. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». – М., 1999.
ТЕМА 13
1. Алехин АЛ., Козлов Ю.М., Кармолицкий АЛ. Административное право РФ. - М., 2001.
2. Галлиган Д., Полянский ВЛ., Старилов Ю.Н. Административное право: история развития и основные современные концепции. - М., 2002.
3. Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М., 2000.
4. Гражданское право: Учебник / Под ред. Е.А. Суханова (в 2-х т.). - М., 2002.
5. Карасев М.В. Финансовое право: Учебник. - М., 2002.
6. Педагогика: Учебное пособие для вузов / Под ред. П.И. Пидкасистого, В.В. Воронова. - М., 2001.
7. Сырых В.М. Введение в образовательное право. – М., 1999.
8. Федорова М.Ю.Образовательное право. Учебное пособие для вузов. – М.: Изд-во ВЛАДОС. 2003.
9. Финансовое право: Учебник / Под ред. Н.И. Химичевой. - М., 2001.
10. Шкатулла В.И. Образовательное право.- М., 2001.
ТЕМЫ 14 - 16
1. Вербицкий А.А., Борисова Н.В. Методические рекомендации по проведению деловых игр. - М., 1990.
2. Гладкая И.В. Ильина С.П., Ривкина С.В. Основы профильного обучения и предпрофильной подготовки. - С-Пб: КАРО, 2005.
3. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право и экономика (9-11 класс). Методическое пособие.- М.: Вита – Пресс, 2000.
4. Ловягин С.Н. Пособие для внеурочной работы 7-11 класс. Российский фонд правовых реформ. - М.: Вита – Пресс, 2000.
5. Международное гуманитарное право (учебно – методические материалы к курсам права и обществознания для 9 классов общеобразовательных учреждений). - М.: ФНИИ МП ФЗ, 2000.
6. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. - М.: Новый учебник, 2002.
7. Морозова С.А. Методика преподавания права в школе.- М.: Новый учебник, 2004.
8. Певцова Е.А. Современные технологии обществоведческого и правового образования (методические рекомендации).- М.: АПК И ПРО, 2001.
9. Правовое образование в общеобразовательных учреждениях: проблемы реализации концепции модернизации образования (материалы Всероссийской научно – практической конференции Москва, 12-14 мая 2003 года). - М.: Новый учебник, 2003.
10. Правовое образование в школе: концепция, стандарты, программы. - М.: Новый учебник, 2003.
11. Правовое образование: организация внеурочной работы, выпуск II (региональный опыт). - М.: Новый учебник, 2002.
12. Правовое образование: организация внеурочной работы, выпуск III(региональный опыт). - М.: Новый учебник, 2003.
13. Проблемы правового образования в общеобразовательных учреждениях. Материалы Всероссийской научно – практической конференции. - М., 2001.
14. Рудинский Ф.М. Программа для педагогических вузов по курсу «Права человека». - М.: Логос, 2003.
15. Суворова Н.Г. Основы правовых знаний (7 класс). - М.: Вече, 2003.
16. Суворова Н.Г. Основы правовых знаний (8-9 класс) (методическое пособие по курсу). - М.: Вече, 2003.
17. Теоретические и методические основы преподавания права в школе. Курс лекций под ред. В.В. Спасской. - М.: Новый учебник, 2002.
18. Элективные и ориентационные курсы и другие средства профессиональной ориентации в предпрофильной подготовке школьников. – М.: АПК и ПРО, 2003.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ТЕМЫ 1 - 11
1. Абрамова О.В. Защита трудовых прав работников. Трудовое право.
2004. № 6.
2. Абрамова О.В. Рассмотрение коллективных трудовых споров // Трудовое право. 2004. № 6.
3. Агапов А. Б. Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. М.: Статут, 2004.
4. Алехин А.П. Административное право России. М.: Зерцало, 2007.
5. Антокольская М.В. Семейное право. М.: Юрист, 2003.
6. Бабкин С.А. Владение, пользование и распоряжение имуществом,
находящимся в общей совместной собственности супругов. М.: Центр
ЮрИнфоР, 2004.
7. Баглай М.В. Конституционное право РФ. М.: НОРМА, 2007.
8. Батуркин ВТ. Понятие и структура правового сознания // История
государства и права. 2004. № 5. С. 19-20.
9. Бахрах Д.Н. Административное право. М.: Норма, 2006.
10.Бахрах Д.Н. Конституционные основы действия правовой нормы во
времени // Журнал российского права. 2003. № 5.
11.Беленков Р. Гражданское право: Конспект лекций. М.: Приор-издат,
2005.
12.Биктагиров Р. Г. Государственно-правовой статус Центральной избирательной комиссии РФ. М.: РЦИТ, 2006.
13.Бондарь Н.С., Авсеенко В.И., Бочаров С.Н. и др. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник для вузов / Под ред. проф. Н.С. Бондаря. М., 2002.
14.Бошно СВ. Развитие признаков нормативно-правовых актов в современной правотворческой практике // Журнал российского права. 2003.
№ 11.
15.Братчикова Н.В. Административный арест и дисквалификация: основания, условия и порядок применения // Адвокат. 2003. № 4.
16.Буянова М.О. Трудовое право в вопросах и ответах. М.: Проспект,
2004.
17.Венгеров А.Б. Теория государства и права. М: ОМЕГА-Л, 2004.
18.Гомьен Д, Харрис Д, Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия. М.: МНИМП, 1998.
19.Гонгало Б.М., Крашенинников П.В. Брачный договор: Комментарий
семейного и гражданского законодательства. М.: Статут, 2002.
20.Гражданское право: В 3 т. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого.
М.: Проспект, 2007.
21.Грудщына Л.Ю. Судебная защита прав и свобод личности: теоретический аспект // Законодательство и экономика. 2003. № 8.
22.Елисеев КВ. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ (постатейный): В 3 ч. М.: Проспект, 2005.
23.Емелъкина И.А. К вопросу о понятии и признаках недвижимого имущества // Гражданское право. 2005. № 2.
24.Ершова Е.А. Изменение трудового договора// Российский судья. 2005.
№4.
25.Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993.
26.Качановский Ю.В. Судебный прецедент как источник права // Правовая политика и правовая жизнь. 2004. № 1. С. 148-155.
27.Кожевников С.Н. Понимание права: разные теоретические аспекты
//Юрист. 2004. № 11.
28.Кокотов А.Н. Муниципальное право России. М.: Юрист, 2007.
29.Комментарий к Семейному кодексу РФ / Под ред. И.И. Кузнецовой.
М.: Юрист, 2002.
30.Комментарий к Трудовому кодексу РФ / Под ред. К.Н. Гусова. М.:
Проспект, 2006.
31.Конаровский A.M. Категории преступлений и вопросы освобождения от уголовной ответственности // Российский следователь. 2003. № 2.
32.Королев Ю.А. Комментарий к Семейному кодексу РФ. М.: Юстицинформ, 2003.
33.Коршунова Т.Ю. Индивидуальные трудовые споры // Трудовое право. 2004. № 6.
34.Кошелевская И.В. Закон и подзаконный акт // Журнал российского
права. 2000. № 2.
35.Криминология. / Под ред. В.Н. Бурлакова. СПб: издательство СПбГУ, 2005
36.Кузнецова ИМ. Комментарий к законодательству о регистрации актов гражданского состояния. М.: Юрист, 2002.
37.Кутафий О.Е. Муниципальное право РФ. М.: Проспект, 2007.
38.Ломидзе ОТ. Обязательственные права на вещи // Журнал российского права. 2005. № 10.
39.Лукашук И.И. Международное право. Общая часть.-М:Волтерс Клувер, 2007.
40.Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть.-М:Волтерс Клувер, 2005.
41.М. Де Сальвиа. Европейская конвенция по правам человека: Пер. с
ит. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004.
42.Малиновский А.А. Сравнительное правоведение в сфере уголовного
права. М.: Междунар. отношения, 2002.
43.Мальцев В.В. Принципы уголовного права и их реализация в правоприменительной деятельности. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004.
44.Мартышин О.В. О некоторых особенностях российской правовой и
политической культуры // Государство и право. 2003. № 10.
45.Матузов Н.И. Право в системе социальных норм // Правоведение.
1996. № 2.
46.Машинская Н.В., Скрипченко Н.Ю. Уголовная ответственность и защита прав несовершеннолетних Учебное пособие. – Архангельск Поморский государственный университет 2003.
47.Международное право. Под ред.Ю.М.Колосова, Э.С.Кривчикова.-М.:Международные отношения, 2003.
48.Международное право. Учебник для вузов. Под ред.Г.В.Игнатенко, О.И.Тиунова.-М.:Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1999.
49.Международное право: Учебник. Под ред.Ю.М.Колосова, В.И.Кузнецова.-М.:Международные отношения, 1995
50.Международное публичное право. Под ред. К.А.Бекаяшева.-М.:Проспект, 1998.
51.Мохов Е.А. Организованная преступность и национальная безопасность России. М.: Вузовская книга, 2002.
52.Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М:
Юрист, 2005.
53.Пиляева В.В. Гражданское право в вопросах и ответах. М.: КноРус,
2004.
54.Пискунова С. Современное правосознание: понятие, характерные черты и функции // Закон и право. 2003. № 8. С. 28-32.
55.Попов В.В. Некоторые формы проявления правового нигилизма и
пути его преодоления // Юрист. 2001. № 1. С. 10-13.
56.Порядок взыскания алиментов. М: ПРИОР, 2002.
57.Права человека / Под ред. Е.А. Лукашева. М.: Норма, 2002.
58.ПчелинцеваЛ.М. Семейное право России М.: ИНФРА-М, 2004.
59.Скловский К.И. Собственность в гражданском праве. М.: Дело, 2002.
60.Степанов А.Г. Семейное право в вопросах и ответах. М.: Экзамен,
2004.
61.Столяров М.В. Компетенция власти: разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами в условиях реформирования. М.: РАГС, 2006.
62.Страшун Б. А. Десять лет конституционных прав и свобод // Журнал
российского права. 2003. № 4.
63. Тарасов A.M. Президентский контроль // Законодательство. 2003.
№4.
64.Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М: Норма, 2006.
65.Трудовое право / Под ред. А.К. Исаева. М.: Омега-Л, 2006.
66.Трудовое право / Под ред. О.В. Смирнова. М.: Проспект, 2007.
67.Уголовное право России: В 2 т. / Под. ред. А.Н. Игнатова, Ю.А. Красикова. М.: Норма, 2005.
68.Уголовное право России: В 2 т. / Под. ред. Л.Л. Крутикова. М.: Волтерс Клувер, 2005.
69.ФЗ «О защите прав потребителей»: разъяснения по применению Закона РФ «О защите прав потребителей». М.: Инфра-М, 2006.
70.Хейфец Ф.С. Недействительность сделок по российскому гражданскому праву. М: Юрайт-М, 2001.
71.Чиркин В.Е. Государствоведение. М.: Юрист, 1999.
72. Шерстнева КС. Понятие, сущность и система принципов семейного права: проблемы теории и практики. М.: Юстицинформ, 2006.
ТЕМА 13
1. Бочкарев В.И. Директору школы о самоуправлении: Пособие для руководителей общеобразовательных школ. - М., 2001.
2. Кац А.М. Применение закона РФ «Об образовании» в деятельности руководителя и завуча общеобразовательного учреждения: Учебно-практическое пособие. - М., 2002.
3. Тихомиров ЮЛ. Теория компетенции. - М., 2001.
4. Образование в современном мире: состояние и тенденции развития / Под ред. М.И. Кондакова. - М., 1986.
5. Рынок труда и социальная политика в Центральной и Восточной Европе. Переходный период и дальнейшее развитие / Под ред. Н. Барра. - М., 1997.
6. Блищенко И.Л. Проблема ограничения академических свобод // Московский журнал международного права. 1999. № 4.
7. Буйлова Л.Л, Кленова НЛ. Дополнительное образование детей в современной школе // Образование в современной школе. 2002. № 4.
8. Ваучерное финансирование в образовании (опыт зарубежных стран) // Экономика образования. 2002. № 1.
9. ВоловB.М. Экономические аспекты развития образования в российских регионах // Экономика образования. 2002. № 1.
10. Земляченко C.В. Классификация и особенности правового положения различных видов образовательных организаций // Образование в документах. 1999. № 2.
11. Земляченко С.В.Порядок документального оформления и оплаты услуг в сфере образования // Официальные документы в образовании. 1999. № 24; 2000. № 1.
12. Иванов В., Шагиева Ф. Дополнительное профессиональное образование: новые подходы // Высшее образование в России. 2002. № 2.
13. Козырин А.Н. Финансово-правовая проблематика регионального законодательства об образовании // Правоведение. 2001. № 2.
14. Корсак К. Стандарты среднего образования — от национальных к международным // Народное образование. 2002. № 5.
15. Крикунов Н., Окорокова Г.ГИФО: плюсы и минусы // Высшее образование в России. 2002. № 2.
16. Маловидченко ТА. Образовательная программа школы. Современный аспект // Образование в современной школе. 2002. № 1.
17. Образование по новым правилам // Библиотечка журнала «Социальная защита». 1996. Вып. 9.
18. Сенашенко В. Многоуровневая структура: проблемы совершенствования // Высшее образование в России. 2002. № 2.
19. Филиппов B.Ф. О концепции модернизации российской системы образования на период до 2010 г. // Экономика образования. 2002. № 1.
20. Чепурных Е.Л. Правовое обеспечение инновационной деятельности в сфере российского образования // Инновации в образовании. 2002. № 1.
21. Шаблова Е.Г. Услуга как объект гражданских прав // Российский юридический журнал. 2001. № 3.
22. Шелютто Н.В. Компетенция субъектов Российской Федерации в области образования // Законодательство и экономика. 1997. № 17-18.
ТЕМЫ 14 - 16
1. Алферов Ю. Как оценить урок//Сельская школа, 1999, №5.
2. Аминов А. Милосердие на поле брани (региональный опыт гражданско – правового воспитания)// Граждановедение, №48, 2004 год.
3. Аминов А. Но вечный выше вас закон//Граждановедение, №22, 2005.
4. Аминов А. Сам себе юрист //Граждановедение, №13, 2005.
5. Безногова С., Егорова Т. Учиться жить как люди // Граждановедение, № 38, 2004.
6. Глухарева Л.И. Права человека// Право в школе, №2, 2004.
7. Гузеев В. Проектирование и анализ урока// Директор школы, 2005, №7.
8. Жигулина Г.А. Интерактивные приемы в преподавании истории, обществознания, права//Право в школе, №1 2006.
9. Зверева В.И. Самоаттестация школы. - М.: Педаго