Критерии оценки уровня подготовки выпускника на государственном экзамене

Ответ на вопросы экзаменационного билета оценивается на «отлично», если студент показал глубокое владение теоретическим и методологическим материалом, умение грамотно обосновывать решение клинико-психологических задач (практических заданий), дал правильные ответы на дополнительные вопросы членов комиссии.

Ответ на вопросы государственного экзамена оценивается на «хорошо», если он содержит некоторые неточности, не влияющие на суть описываемой проблемы. Оценка «отлично» может быть снижена до «хорошо», если студент нечетко изложил теоретическую часть билета, недостаточно аргументировал решение клинико-психологического примера (практического задания), неуверенно отвечал на дополнительные вопросы членов комиссии.

Ответ на вопросы государственного экзамена оценивается на «удовлетворительно», если студент показал низкий уровень владения материалом, продемонстрировал умение решать практические задачи, однако при недостаточной способности к аргументации решения.

Ответ на вопросы государственного экзамена оценивается на «неудовлетворительно», если студент не владеет теоретическими знаниями, а практические навыки, продемонстрированные им при решении клинико-психологических задач, не соответствуют требованиям, предъявляемым к клиническом психологу, если на вопросы членов комиссии студент отвечает не по существу, а анализ клинико-психологических примеров носит формальный, поверхностный или неадекватный характер.

При оценке «неудовлетворительно» студент не допускается к защите выпускной квалификационной работы. При этом может быть рекомендовано повторное прохождение 5 курса обучения.

ВОПРОСЫ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ ЭКЗАМЕНУ

Первые вопросы

1. Психика как категория психологии и философии. Предмет психологии и его развитие (психология как наука о душе, о сознании и поведении).

2. Основные принципы психологического исследования в психологии.

3. Развитие психики и форм поведения по А.Н. Леонтьеву и К.Э. Фабри. Отличия психики от психики человека от психики животных по Л. С. Выготскому.

4. Психология как наука. Психические явления. Структура психологии.

5. Свойства и структура сознания. Функции сознания.

6. Самосознание: самопознание, самооценка, самокоррекция, самопринятие. Я-концепция личности.

7. Неосознаваемые психические процессы (по Ю.Б. Гиппенрейтер). Измененные состояния сознания.

8. Понятие деятельности. Структура деятельности по А.Н. Леонтьеву. Принципы психологической теории деятельности. Основные виды деятельности: общение, игра, учение, труд.

9. Личность и ее структура. Характеристика понятий: человек, индивид, личность, индивидуальность.

10. Потребности и мотивы личности как побудители деятельности. Классификация потребностей в отечественной психологии и зарубежных психологических концепциях.

11. Самооценка и уровень притязаний личности.

12. Понятие о группах и коллективах. Виды групп. Уровни развития групп в концепциях А.В. Петровского и Л.И. Уманского.

13. Межличностные отношения в группе.

14. Общение и его роль в формировании личности и в жизни человека. Три стороны общения по Г.М. Андреевой.

15. Социализация личности. Сферы и стадии социализации.

16. Основные положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского.

17. Ощущение как психический процесс. Его свойства и виды. Пороги ощущений.

18. Восприятие и его свойства. Виды восприятий. Теории восприятия.

19. Мышление как высший познавательный процесс. Операции и формы мышления. Виды мышления.

20. Память, процессы, виды и механизмы памяти. Когнитивные модели памяти.

21. Воображение и творчество. Виды и приемы воображения. Особенности творческого мышления. Интеллект и творчество.

22. Мотивация и эмоции как регулярные компоненты психики человека. Теории эмоций. Виды эмоциональных проявлений.

23. Воля как психическое явление. Структура волевого акта. Варианты проявления воли.

24. Внимание как психический процесс. Свойства и виды внимания. Когнитивный подход к проблеме внимания.

25. Речь и язык. Функции, свойства и виды речи.

26. Темперамент. Теории темперамента.

27. Характер. Акцентуации характера. Гармоничный и дисгармоничный характер.

28. Психоаналитическое направление в персонологии.

29. Личность с точки зрения поведенческой психологии.

30. Когнитивное направление в персонологии.

31. Гуманистическое направление в персонологии.

32. Понятие способностей. Способности и задатки. Виды способностей. Уровни способностей.

Наши рекомендации