Тема 9. Трудовое право и право социальной защиты

31. Трудовые отношения. Минимальный возраст заключения трудового договора. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних.Понятие и значение трудового права в РФ. Трудовой договор. Общая характеристика. Особенности трудовых отношений с участием несовершеннолетних. Возраст приёма на работу, льготы и гарантии несовершеннолетним работникам. Особенности привлечения несовершеннолетних к материальной и дисциплинарной ответственности. Конституционные нормы о защите прав несовершеннолетних работников.

32. Понятие и задачи права социального обеспечения. Социальная защита граждан Российской Федерации – понятие и система законодательств.Понятие и источники права социального обеспечения. Конституция РФ о социальных правах граждан. Специальное законодательство – система федеральных законов, регулирующих отношения в области социальной защиты. Законодательство РФ о занятости. Общая характеристика пенсионного законодательства РФ.

Тема 10. Экологическое и земельное право

33. Общая характеристика законодательства Российской Федерации о защите окружающей природной среды.Федеральное и региональное законодательство о защите окружающей природной среды. Общая характеристика правового режима отдельных видов природных ресурсов. Права и обязанности граждан в области использования и охраны окружающей природной среды. Особо охраняемые природные территории. Понятие и виды.

34. Земля как объект правоотношений. Земельное законодательство Российской Федерации.Земельные ресурсы РФ. Понятие и значение. Земля как недвижимое имущество и как вид природных ресурсов. Категории земель в РФ. Особенности владения, пользования и распоряжения отдельными видами земель. Понятие и система земельного законодательства РФ.

Тема 11. Ювенальное право

35. Ювенальное право.Понятие ювенального права. Исторический аспект возникновения и развития ювенальной юстиции. Международное право в сфере защиты прав ребенка. Конституционно-правовой статус ребенка в Российской Федерации.

Тема 12. Профилактика безнадзорности и правонарушений

Несовершеннолетних

36. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Понятие профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Причины противоправного поведения несовершеннолетних. Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Система профилактики, органы и учреждения её осуществляющие. Производство по материалам о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения.

Тема 13. Образовательное право

37. Образовательное право: предмет, метод, принципы, источники.Понятие, предмет и метод образовательного права. Место образовательного права в системе российского права. Основные подходы к проблеме: первая концепция, пропагандируемая Малышок И.А, Шкатулла В.И; вторая концепция, пропагандируемая Владыкиной Т.А.Структура образовательного права, принципы образовательного права: общеправовые и специальные.

Источники образовательного права: международные акты универсального характера; международные акты регионального характера; Конституция Российской Федерации; федеральные законы; подзаконные нормативные акты; локальные нормативные акты.

38. Содержание образования: основные компоненты, формы получения образования.Понятие и элементы системы образования: содержательная, функциональная, организационно-управленческая подсистемы. Понятие образовательного уровня (ценза). Образовательные уровни, установленные в РФ. Характеристика уровней образования: дошкольное, общее, профессиональное. Формы получения образования: понятие, классификации. Характеристика форм: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, семейное образование, самообразование, экстернат.

39. Структура государственного образовательного стандарта.Понятие государственного образовательного стандарта. Компоненты государственного образовательного стандарта: федеральный, региональный, компонент образовательного учреждения. Базисный учебный план: инвариантная часть, вариативная часть. Значение базисного учебного плана. Понятие образовательной программы. Классификация образовательных программ: общеобразовательные и профессиональные. Характеристика общеобразовательных программ.

40. Образовательные учреждения: понятия и виды.Понятие, учредители образовательного учреждения. Создание и регистрация образовательных учреждений. Устав образовательного учреждения, его содержание. Формы образовательных учреждений. Типы и виды образовательных учреждений.

41. Регулирование финансовых отношений в сфере образования.Государственное и муниципальное финансирование. Бюджетные учреждения. Бюджетное финансирование. Понятие недофинансирования. Финансовые обязательства. Образовательные кредиты. Образовательное страхование. Привлечение дополнительных финансовых ресурсов в систему профессионального образования: образовательные кредиты, образовательное страхование. Имущество образовательного учреждения. Предпринимательская деятельность образовательных учреждений. Понятие образовательных услуг и порядок их предоставления.

42. Лицензирование образовательной деятельности. Государственная аккредитация образовательного учреждения.Лицензирование образовательной деятельности. Положение о лицензировании. Процедура получения лицензии. Государственная аккредитация образовательного учреждения. Методика проведения государственной аккредитации.

43. Регулирование трудовых отношений в сфере образования.Сущность трудовых отношений в системе образования. Право на занятие педагогической деятельностью. Педагогический стаж. Права и обязанности работника образовательного учреждения. Тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников учреждений образования Российской Федерации. Особенности заключения, изменения и расторжения трудового договора. Особенности проведения аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

44. Особенности оплаты труда, регулирования рабочего времени и времени отдыха педагогических работников.Заработная плата работников образовательных учреждений. Особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений. Учебная нагрузка: порядок установления и изменения. Время отдыха педагогических работников.

45. Регулирование дисциплины труда и социального обеспечения в сфере образования.Особенности требований охраны труда работников образовательных учреждений. Особенности дисциплины труда работников образовательных учреждений. Дисциплинарная и материальная ответственность работников образовательных учреждений. Особенности пенсионного обеспечения работников образовательных учреждений. Роль и значение заключения коллективного договора в образовательном учреждении. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность.

46. Регулирование управленческих правонарушений в системе образования.Компетенция органов власти и местного самоуправления в области управления образованием, порядок разграничения полномочий и ответственности. Органы управления образованием. Управление государственным (муниципальным) образовательным учреждением: принцип единоначалия и самоуправления. Формы самоуправления образовательного учреждения. Правовой статус руководителя образовательного учреждения.

Тема 14. Цели и содержание правового обучения в школьном образовательном процессе

47. Отечественный опыт преподавания права. Советский период правового школьного образования.Начало юридического образования в истории России. Судебная реформа 1864 года и ее значение в правовом просвещении. Особенности преподавания права в советский период. История методической мысли в области преподавания права.

48. Цели и задачи школьного правового образования.Правовая культура, компоненты. Формирование правовой культуры школьников. Правовые ценности. Правовой нигилизм. Негативные стороны правового менталитета россиян. Место правовой культуры в социализации школьника. Массовое, групповое, индивидуальное правосознание. Коррекция индивидуального правосознания. Профилактика правонарушений несовершеннолетних. Развитие необходимых правовых компетенций.

49. Место права в системе школьного образования. Межпредметные связи дисциплины.Повышение роли социогуманитарного знания в современном образовании. Правовое обучение и формирование мировоззрения личности. Связь предмета с другими учебными дисциплинами. Формирование правовой грамотности всех участников образовательного процесса.

50. Развивающий потенциал уроков права.Знания, умения и ценности в содержании правового образования. Структура учебной деятельности ученика. Деятельностный подход – важное условие осуществления практической направленности правового обучения. Учебно – правовая ситуация – средство формирования установок правомерного поведения учащихся. Воспитательный потенциал правовых занятий. Модели уроков с доминирующей воспитательной целью.

51. Внеклассная работа по праву. Вариативность и региональный опыт внеклассной работы.Необходимость внеклассной воспитательной работы по праву в современной школе. Система воспитательной работы «Школа – правовое пространство» (российский и региональный опыт). Варианты внеклассных воспитательных мероприятий. Школьная правовая газета. Правовое просвещение родителей. Правовая проектная деятельность учащихся.

52. Право как элективный курс. Принципы разработки элективных курсов.Система профильного и предпрофильного обучения в общеобразовательной школе. Понятие элективного курса. Классификация элективных курсов. Требования к составлению программы. Примеры элективных курсов в правовом обучении.

Наши рекомендации