Критерии оценки ответов магистрантов на государственном экзамене

Знания бакалавра при ответе на экзамене оцениваются по следующим критериям: уровень грамотности владения научным категориальным аппаратом; глубина научного анализа и полнота раскрытия вопроса; уровень рассмотрения вопроса в научно-теоретическом, методологическом и экономическом аспектах, степень подтверждения основных положений теории примерами из образовательной практики; логичность и последовательность представления знаний.

Ответ бакалавров на государственном экзамене оценивается на закрытом заседании Государственной экзаменационной комиссии и определяется оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Оценка «отлично» ставится, если бакалавр знает необходимую фактологию, дал полный ответ на теоретические вопросы, все утверждения обоснованы фактическим материалом, показана историография и хронология проблемы.

Оценка «хорошо» ставится, если бакалавр знает фактический материал, понимает проблему но обнаруживает недостаточные знания историографии и теории культурологии.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если ответ носит преимущественно описательный характер, в нем отсутствует необходимые знания фактологии и теории культурологии.

Оценка «неудовлетворительно» ставится при незнании фактологии, основных понятий. Ответ не соответствует указанным выше критериям.

Процедурная часть проведения экзамена.

Порядок проведения экзамена

Непосредственно перед экзаменом должна быть проведена консультация, ориентирующая бакалавров на систематизацию и обобщение знаний.

Бакалаврам должны быть ясны требования к ответу и критерии его оценки.

Бакалаврам должна быть известна процедура проведения экзамена.

Бакалавр должен знать учебные пособия и другие источники, по которым он должен готовиться к экзаменам.

Экзаменационные билеты государственного экзамена разрабатываются выпускающей кафедрой Культурологии и социально-экономических дисциплин на основе утвержденной Советом социально-гуманитарного факультета программы и утверждаются председателем экзаменационной комиссии.

Продолжительность итогового экзамена не должна превышать 0,5 часа на одного магистранта без учета подготовки;

На экзаменах может быть разрешено пользование справочной и другой учебной и научной литературой, если это предусмотрено программой.

Экзамен проходит в форме свободного собеседования с членами Государственной аттестационной комиссии.

В процессе подготовки к экзамену бакалавр составляет развернутый план, позволяющий всесторонне осветить проблемы, сформулированные в экзаменационном билете, которые соответствуют содержанию программы государственного экзамена.

Решения государственной аттестационной комиссии принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии или его заместителя. При равном числе голосов председатель комиссии обладает правом решающего голоса.

Сдача итогового государственного экзамена проводится на открытых заседаниях экзаменационной комиссии с участием не менее двух третей ее состава. Результаты государственного экзамена определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседания ГЭК.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ КОМПЛЕКСНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ТЕОРИИ И ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ

Методология культурологии

1. Понятие культуры и методы ее изучения.

2. Постановка, проблемы культурного как искусственного в античности: physis и nomos

3. Библейские представления о культуре и человеке.

4. Новое время: социальный и теоретико-философский контекст становления теоретической проблемы культуры.

5. Понятие "цивилизация" в системе взглядов французского Просвещения.

6. Понятие "культура" в системе взглядов немецкого Просвещения.

  1. Дж. Вико – основоположник теории культуры.

8. И.- Г.Гердер и его «Идеи к философии истории человечества».

  1. Эволюционная теория культуры.

10. Э. Тайлор. «Первобытная культура».

11. Постановка проблемы культуры в философии жизни: Ницше.

  1. Сущность и трагедия культуры в трактовке Г. Зиммеля.
  2. Теория культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского.

14. Морфология культуры О.Шпенглера.

  1. А.Дж. Тойнби о типологии и генезисе цивилизаций.
  2. Циклически-волновая концепция социокультурного развития П. Сорокина.

17. Трактовка культуры в классическом психоанализе. З. Фрейд

18. Трактовка культуры в аналитической психологии. «Коллективное бессознательное» К.Г.Юнга.

19. Й.Хейзинга о сущности человека и культуры.

20. Постановка проблемы культуры в философии рациовитализма Хосе Ортеги-и-Гассета: работы «Восстание масс» и «Дегуманизация искусства».

  1. Семиотические концепции культуры.

22. Деятельностные концепции культуры в отечественной философской мысли: Э.С. Маркарян, В.М.Межуев.

23. Ценностные концепции культуры в отечественной философской мысли: Н.Чавчавадзе

24. Структуралистские концепции культуры в отечественной философской мысли: Ю.Лотман, А.Гуревич.

25. Диалогическая концепция культуры в отечественной философской мысли: М.Бахтин.

  1. Концепция культуры М.С. Кагана.

27. Постановка проблемы судьбы культуры в постмодернизме: Жан Франсуа Лиотар.Работа « Постсовременное состояние».

28. Судьба рационализма в ХХ веке и проблема культуры.

Теория культуры

1. Рассмотрение проблематики культуры в античности и средневековье.

2. Философский, гуманитарный, социологический и культурологический подходы к изучению культуры.

3. Социальные функции культурологии.

4. Методы культурологических исследований.

5. Культура как сущностная характеристика человека.

6. Понятие культуры в системе категорий обществознания: ее аксиологическая, этносоциологическая и духовная трактовки.

7. Системный характер культуры, взаимодействие и взаимосвязь всех элементов в структуре культуры.

8. Материальная и духовная культура, их историческое единство и относительная самостоятельность.

9. Классификация основных функций культуры.

10. Типологизация культур по генезису, носителю и видам деятельности.

11. Профессиональная и общая культура специалиста.

12. Изменение представлений о культуре в истории человечества.

13. Избирательность в подходе к наследованию социокультурных ценностей.

14. Актуальная культура, ее сущность и специфика.

15. Специфика культурной памяти. Реакционный аспект культуры.

16. Общечеловеческое и национальное в культуре. Специфика культуры полиэтнических регионов.

17. Сословно-классовое в культуре.

18. Маргинальная субкультура, специфика ее формирования и функционирования.

19. Специфика сосуществования и взаимовлияния различных видов культуры.

20. Взаимодействие культуры и природы как предмет культурологического анализа.

21. Природоцентристские концепции культуры.

22. Языческий и библейский взгляды на природу.

23. Природа и культурная традиция.

24. Природа как объект художественной культуры.

25. Типы культуры как социально-исторические ступени развития общества.

26. Проблема культуры в философии XIX-XX вв.

27. Проблема взаимодействия и взаимопроникновения культур.

28. Формирование западного и восточного типов культуры.

29. Россия в диалоге культур Запада и Востока.

30. Соотношение понятий «элитарная культура», «массовая культура», «народная культура», «высокая культура», «низкая культура».

31. Две стороны (позитивная и негативная) элитарной и массовой культур.

32. Опасность распространения потребительского отношения к культуре.

33. Социальные истоки и специфика молодежной субкультуры.

34. Множественность форм проявления молодежной субкультуры.

35. Эстетика молодежной субкультуры.

36. Возможность перехода, превращения молодежной культуры в традиционную.

37. Система и многообразие форм управления культурой.

38. Неоднородность социально-культурных условий, национальных, региональных особенностей развития культуры.

39. Принципы демократизации управления культурой.

40. Культура в условиях рыночных отношений.

41. Сущность и содержание экономической культуры.

42. Зависимость экономической культуры от типов экономической и политической системы, от общей культуры социума.

43. Характерные черты рыночной и плановой экономической культуры.

44. Сущность и содержание политической культуры.

45. Характерные черты либеральной и авторитарной политической культуры.

46. Демократическая политическая культура – ее сущность и специфика.

47. Сущность и специфика политической идеологии.

48. Функции идеологии в авторитарном и демократическом обществе.

49. Сущность и содержание правовой культуры.

50. Взаимодействие правовой культуры и моральных регуляторов жизни общества – идеалы и реальность.

51. Характеристика правовой культуры современного российского общества.

52. Отличие правовой культуры педагога от правовой культуры представителей других неюридических специальностей.

53. Сущность и содержание культуры межличностного общения.

54. Общение как специфический вид деятельности.

55. Особенности общения, связанные с вербальной и невербальной коммуникацией.

56. Основные характеристики культуры педагогического общения.

57. Понятие педагогической культуры.

58. Соотношение педагогической культуры с педагогикой, педагогической техникой, педагогической антропологией.

59. Общая культура как основа педагогической культуры.

60. Педагогическая культура семьи и традиции народной педагогики.

61. Сущность и содержание понятия «информационная культура».

62. Информация как явление культуры.

63. Наука как явление культуры.

64. Воздействие идеологии на информационную культуру социума.

65. Сущность и содержание понятия «культура управления».

66. Бюрократия как социокультурное и управленческое явление.

67. Типы и слагаемые организационной культуры.

68. Стили руководства.

История культуры

1. Определите соотношение понятий “культура” и “история”.

2. Что понимается под общенаучной и естественно-научной картиной мира?

3. Что такое ментальность?

4. Назовите основные подходы к проблеме периодизации историко-культурных процессов.

5. Дайте определение понятию “культура”. Объясните его многозначность.

6. Дайте определение понятию “цивилизация”. Объясните его многозначность.

7. Охарактеризуйте основные концепции культурно-исторического развития, основанные на идее целостности всемирной истории.

8. Определите основные концепции культурно-исторического развития, созданные в рамках цивилизационного процесса.

9. Обозначьте концепции культурно-исторического развития, созданные в традициях “диалогового” подхода.

10. В чем заключается различие между терминами “антропогенез” и “антропосоциогенез”?

11. Какие факторы способствовали возникновению человека как биологического вида и общественного существа (различные точки зрения)?

12. Что лежит в основе различных систем периодизации первобытности (археологическая, Л. Моргана, советских ученых 40-х годов)?

13. Каковы основные отличия потребляющего и производящего типов хозяйства? Насколько соответствуют они эдемскому и постэдемскому периодам Библии?

14. Чем отличаются технологии различных периодов каменного века: палеолита, мезолита, неолита?

15. Какую эволюцию прошло становление общественных институтов первобытности?

16. На чем основаны различия теорий о происхождении искусства?

17. Почему возникла религия и как она повлияла на развитие духовной культуры человека?

18. Какова цель первобытного изобразительного искусства?

19. Зачатки каких научных знаний возникли в период первобытности?

20. Как возникла дихотомия Восток – Запад и каковы ее последствия?

21. В чем состоят особенности периодизации истории древнего Востока?

22. Что представляет собой традиционное общество и каковы его основные черты?

23. Выделите, что было общего и особенного в развитии культуры народов Древнего Востока.

24. Охарактеризуйте основные религиозно-философские системы Древнего Востока.

25. Назовите основные религиозно-философские системы Древнего Востока.

26. Назовите основные достижения в области материальной, духовной и художественной культуры народов Месопотамии (Двуречья).

27. В чем состоит своеобразие архитектуры и изобразительного искусства Древнего Египта?

28. Укажите особенности социокультурного развития Древней Индии.

29. Назовите основные достижения культуры Древнего Китая.

30. Какое место наследие древних цивилизаций Востока занимает в мировой культуре?

31. Назовите основные этапы развития античной культуры.

32. Покажите, что было общего и особенного в развитии греческой и римской культур.

33. Что представляет собой античный полис как общественная форма развития?

34. Какую роль выполняла античная мифология?

35. Сравните верования древних греков и римлян.

36. Каковы особенности мировосприятия человека в античном обществе?

37. Сопоставьте основные тенденции развития греческого и римского искусства

38. Почему греческое искусство V-IV вв. до н.э. называют классикой?

39. Назовите наиболее выдающихся деятелей культуры Древней Греции и Древнего Рима.

40. Какое влияние оказала античность на европейскую культуру?

41. Назовите хронологические рамки и дайте краткую характеристику основным периодам европейского средневековья.

42. Укажите главные особенности материальной цивилизации, экономики и условной жизни в средневековой Европе.

43. Из каких социальных групп состояло общество средневековой Европы?

44. Что такое средневековый европейский феодализм, феодальная иерархия, вассально-сеньориальные отношения?

45. В чем заключалась суть конфликта между римскими папами и императорами в средние века?

46. Каковы отличительные особенности западного католического христианства?

47. Расскажите о средневековых школах и университетах.

48. Что такое схоластика?

49. Какие черты были характерны для средневековых монашества и рыцарства?

50. Опишите раннесредневековый, рыцарско-культурный и средневековый городской типы европейской культуры.

51. Романский и готический стили в средневековом искусстве.

52. В чем заключается кризис арабского общества VI века?

53. Как происходила арабо-мусульманская экспансия VII-VIII вв.?

54. Каковы причины экономического расцвета Арабского халифита VIII-IX вв.?

55. В чем состоят особенности арабо-мусульманского феодализма?

56. В какой степени религия ислама повлияла на развитие арабского государства, права, образа жизни?

57. Каким образом религия ислама связана с другими мировыми религиями – иудаизмом и христианством?

58. Как взаимосвязаны религия ислама и арабо-мусульманское искусство?

59. Каковы особенности арабо-мусульманской архитектуры?

60. Какие литературные жанры и творческие направления преобладают в арабо-мусульманской литературе?

61. Чем объясняется современный “исламский бум” – возрождение традиций и ислама?

62. Какой вклад внесли арабские ученые в развитие мировой науки?

63. какие особенности геополитического положения отразились на развитии Византии?

64. Чем исторический путь Византии отличается от античного? Что ее сближало с Востоком?

65. В чем различие генезисов феодализма в Западной Европе и Византии? Чем они обусловлены?

66. Как строились отношения общества и власти, светской власти и православной церкви?

67. Власть и собственность – сформулируйте суть проблемы применительно к Византии.

68. Что представляет собой Византийская картина мира? Каковы ее истоки и особенности?

69. Что представляло из себя православие в византийском варианте?

70. Античность и христианство в Византии: синтез или диффузия?

71. Что такое византийский стиль в искусстве? Каковы его особенности? Можно ли говорить о его влиянии на культуру других стран?

72. Сопоставьте основные вехи в развитии Византии и Западной Европы на протяжении XII-XV вв. Проанализируйте причины динамического развития Европы и застойности, традиционности Византии.

73. Назовите периоды в истории русского средневековья.

74. Что явилось главными побудительными причинами принятия Русью христианства? Каковы социокультурные последствия крещения Руси?

75. Почему XIII век стал переломным в истории Древней Руси? Приведите аргументы в пользу вашего ответа.

76. Определите свою позицию по такому спорному вопросу, как воздействие монголо-татарского нашествия на историческое развитие России.

77. Проанализируйте характер взаимоотношений православной церкви и государства в рамках средневековья.

78. Какие идеалы и базовые ценности сформировались у русского народа под влиянием православия?

79. Что было характерно для эволюции политической системы на протяжении русского средневековья?

80. Какое столетие вошло в историю России под названием “бунтарского века”? Аргументируйте свой ответ.

81. Каковы основные черты и особенности древнерусской культуры?

82. Назовите периоды в истории русского средневековья, когда в наибольшей степени проявилось влияние культур-трансляторов.

83. Как в современной исторической литературе формируется представление об иноэтических влияниях на процесс формирования древнерусской государственности?

84. Какой смысл вкладывается в понятия Возрождения и Реформации?

85. Какие процессы, происходившие в средневековом городе, подготовили переход к новой культурно-исторической эпохе?

86. Каковы особенности мировоззрения и мироощущения гражданина эпохи Возрождения? Чем они отличаются от мировоззрения и мироощущения средневекового человека?

87. Почему эпоху Возрождения называют эпоху открытий? Какие открытия имеются ввиду?

88. Что такое ренессанский гуманизм, каковы его особенности?

89. В чем специфика Северного Возрождения?

90. Какими качествами обладали титанические личности эпохи Возрождения?

91. Что такое оборотная сторона титанизма?

92. каковы особенности искусства итальянского Возрождения?

93. Каковы особенности искусства Северного Возрождения?

94. каковы главные подходы к изучению Нового времени?

95. Перечислите основные периоды Нового времени.

96. Капитализм как тип экономики и система ценностей.

97. Социальная структура европейского общества в Новое время.

98. Принципы политической системы и типы государства в Европе в Новое время.

99. Революция в области науки и техники в западных странах XVII-XVIII вв.

100. Философия просвещения: идеи, представители, влияние на западную культуру.

101. Идеологии в европейской культуре Нового времени.

102. Охарактеризуйте стили в европейском искусстве XVII-XVIII вв. (барокко, классицизм, сентиментализм).

103. Дайте характеристику основным стилям европейского искусства XIX в. (романтизм, реализм).

104. Назовите основные периоды истории России в эпоху Нового времени.

105. Определите особенности экономического развития России в XIXв.

106. Как изменился социальный состав российского общества в пореформенный период истории в эпоху нового времени?

107. Обозначьте главные особенности формирования Российской империи

108. Охарактеризуйте систему ценностей российского общества, сложившуюся в эпоху Нового времени.

109. Дайте определение понятий “провинциальная” и “столичная” культуры

110. Определите особенности функционирования в России народной культуры в XVIII-XIXвв.

111. Определите основные направления развития общественно-политической мысли в России.

112. Проанализируйте характер общественных движений в XIX в.

113. Определите роль литературы в духовной жизни российского общества.

114. Проанализируйте особенности развития русской культуры в петровскую эпоху.

115. Расскажите о развитии литературы и искусства в XVIIIв., эволюции художественных стилей XVIII-XIX вв.

116. Какова была причина кризиса в конце XIX – начале XXв.?

117. В чем состояла экономическая политика С.Ю. Витте?

118. Изложите комплекс мероприятий, предложенных П.А. Столыпиным по выходу из кризиса. Проанализируйте сильные и слабые стороны аграрной политики Столыпина.

119. Расскажите о либеральной альтернативе выхода страны из кризиса. Сравните программные установки партии кадетов и октябристов в этот период.

120. В чем состояла социал-демократическая альтернатива преобразования России? В чем сходство и различие программных целей партии РСДРП и ПСР?

121. Каков ответ философов России на общекультурный и мировоззренческий кризис рубежа веков?

122. О чем предупреждали общество авторы сборника “Вехи”?

123. Дайте характеристику основным литературным понятиям серебряного века Русской культуры (декаданс, символизм, акмеизм, футуризм и др.).

124. Что представляли собой авангардистские течения в живописи? Назовите основные направления и их представителей.

125. В чем проявилась тенденция к синтезу искусств в этот период?

126. Назовите этапы развития западной цивилизации.

127. К каким последствиям привела первая мировая война?

128. Перечислите различные варианты демократической альтернативы и раскройте их сущность.

129. В чем суть обновления западной цивилизации после второй мировой войны.

130. Какие изменения произошли в системе ценностей в западной культуре XX в.?

131. Назовите глобальные проблемы XX в. И укажите пути их преодоления.

132. Перечислите основные стиле в искусстве этого периода и проанализируйте пути их развития.

133. Какие основные этапы прошло в своем развитии советское общество?

134. Какие общественные противоречия обусловили Февральскую и Октябрьскую революции 1917 г.?

135. Каковы были итоги социально-экономических и политических преобразований 20-30 годов?

136. Каковы были основные тенденции развития советского общества в 50-60 годы? Какие процессы привели к его системному кризису на рубеже 80-90 годов?

137. Каковы типологические черты и особенности советской культуры? Можно ли использовать для ее характеристики понятие “массовая культура”?

138. Какое место заняло культурное наследие прошлого в культуре советского общества?

139. Назовите основные, на ваш взгляд, черты личности советского человека?

140. Проанализируйте взаимоотношения власти и интеллигенции в советском обществе. Какие причины обусловили противостояние в власти и интеллигенции в 70-80 годы? Почему диссидентское движение не получило широкой общественной поддержки?

141. Назовите наиболее значительные, на ваш взгляд, произведения советской культуры и искусства.

142. Какое место занимает советская культура в истории отечественной культуры?

143. Каковы основные тенденции развития общественного сознания в 90-е годы?

144. как изменилась система ценностных ориентаций в это время?

145. В чем сущность новой модели общественного развития России?

146. Каковы цели и результаты экономической реформы, проводимой в России с 1992г.?

147. Насколько реален и в чем проявляется политический плюрализм в современной России?

148. Чем характеризуется ситуация в культурной жизни в эпоху перестройки и в постперестроечное время?

149. Какие пути выхода из кризиса видятся на современном этапе?

150. В чем проявилась политизированность интеллигенции в этот период?

Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Антология мировой философии: В 4-х т.–М.,1969-1972.

2. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. –М.,1993.

3. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. Введение в культурологию. -М.,1992.

4. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. –М.,1998.

5. Бердяев Н.А. Смысл истории. – М., 1990.

6. Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология: Программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов. –М.,2000.

7. Введение в культурологию: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Е.В.Попова. –М.,1996.

8. Гришаева Л.И., Цурикова Л.В. Введение в теорию межкультурной коммуникации. – М., 2008.

9. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. –М.,1999.

10. Есин А.Б. Введение в культурологию: Основные понятия культурологии в систематическом изложении: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. –М.,1999.

11. Кармин А.С. Культурология. Учебник для вузов. –СПб.,2001.

12. Коган Л.Н. Теория культуры. –Екатеринбург, 1993.

13. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. – М., 2003.

14. Кравченко А.И. Культурология: Словарь. –М.,2001.

15. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. –М.,2003.

16. Кульутрология / Под ред. Солонина Ю.Н. и Кагана М.С. – М., 2009.

17. Культурология. ХХ век: Энциклопедия: В 2-х т. –СПб.,1998.

18. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Г.В.Драча. –Ростов-н\Д.,2000.

19. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Под ред. Н.Г.Багдасарьяна. –М.,1999.

20. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Под ред. Н.Г.Багдасарьяна. –М., 2001.

21. Культурология. Учебное пособие/ Под ред. С.А.Хмелевской. –М.,2002.

22. Культурология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.Н.Марковой. –М.,2000.

23. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. – М., 1992.

24. Левяш И.Я. Культурология: Учеб. пособие для студентов вузов. –Минск, 2001.

25. Мамонтов С.П. Основы культурологии. -М., 1994. -

26. Морфология культуры: Структура и динамика / Под ред. Э.А. Орловой. -М., 1994.

27. Немировская Л.З. Культурология: Учебное пособие. –М.,1996.

28. Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры: Учеб. пособие для вузов. –М.,2003.

29. Полищук В.И. Культурология: Учеб. пособие. –М.,1998.

30. Розин В.М. Введение в культурологию. –М.,1994.

31. Розин В.М. Культурология: Учебник. –М.,2002.

32. Самохвалова В.И. Культурология. - М., 2002.

33. Силичев Д.А. Культурология: Учеб. пособие для вузов. –М.,1998.

34. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. –М.,2001.

35. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М., 1989.

36. Тейяр де Шарден Феномен человека. - М., 1987.

37. Тиллих П. Избранное. Теология культуры. - М., 1995.

38. Учебный курс по культурологии / Под ред. Г.В.Драча. –Ростов-н\Д., 1996.

39. Философский энциклопедический словарь. -М., 1988.

40. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. –М.,2000.

41. Франк С.Л. Духовные основы общества. – М., 1992.

42. Фрейд З. Неудовлетворенность культурой. – М., 1993.

43. Фромм Э. Душа человека. - М., 1992.

44. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. - М., 1980.

45. Фундаментальные проблемы культурологии. В 4-х тт.: Т.3: Культурная динамика – 520 стр., Серия "Мир культуры" – СПб., 2008.

46. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Время и бытие. – М., 1993.

47. Шендрик А.И. Теория культуры. – М., 2002.

48. Шлейермахер Ф. О религии. - М., 1995.

49. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. – М., 1988.

50. Энциклопедический словарь по культурологии. –М.,1997.

51. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. – М., 1994.

52. Яковец Ю.В. История цивилизаций. – М., 1997.

Дополнительная литература

1. Актуальная культура и культурная память // Бенин В.Л., Десяткина М.В. Социальная философия: Учеб. пособ. -Уфа,1997.

2. Античность в контексте современности - М., 1990.

3. Античность в культуре и искусстве последующих веков. – М., 1984.

4. Антология исследований культуры. Т.1. – М., 1997.

5. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. – М., 1994.

6. Арнольдов А.И. Цивилизация грядущего столетия. Культурологические размышления. - М.,1997.

7. Асоян Ю., Малафеев А. Открытие культуры. Опыт русской культурологии середины Х1Х и начала ХХ века. – М., 2000.

8. Атфильд Р. Этика экологической ответственности // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. -М.,1990.

9. Ахутин А.В. Понятие "природа" в античности и Новое время. -М.,1988.

10. Баландин Р.К., Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация. -М.,1988.

11. Бердяев Н.А. Человек и машина. Проблема социологии и метафизики техники // Вопросы философии. -1989. -N 2.

12. Барт Р. Мифология.- М., 2000.

13. Батищев Г.С. Социальные связи человека в культуре // Культура, человек и картина мира. -М.,1987.

14. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур.- М., 1998.

15. Бенедикт Р. Образы культуры // Человек и социокультурная среда.- М., 1992. Вып.2.

16. Бенин В.Л. Педагогическая культурология: Курс лекций. –Уфа,2004. Лекция 1.

17. Бенин В.Л. Содержание общеобразовательных программ в контексте понимания специфики актуальной культуры // Культура и образование. Сб. статей. Вып.1. –Уфа,1999.

18. Бенин В.Л. Социокультурные детерминанты западного и восточного менталитетов // Социокультурные ценности западного и восточного миров. Сб. статей. –Уфа,2000.

19. Бенин В.Л. Специфика актуальной культуры и содержание программ общеобразовательной школы // Образование и наука. Известия Уральского научно-образовательного центра РАО. –2000. -№ 2 (4).

20. Бенин В.Л. Стандарты общеобразовательных программ в контексте специфики актуальной культуры. // Понятийный аппарат педагогики и образования. Вып.4. –Екатеринбург,2001.

21. Бенин В.Л. Три центральные категории к определению человеческой сущности // Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции. Вып.2. –Екатеринбург,2004.

22. Бердяев Н.А. Русская идея // Мыслители русского зарубежья: Бердяев, Федотов. -С-Пб.,1992.

23. Бессонов Б.И. Гуманизм и технократизм как типы духовной ориентации // Философские науки. -1988. -№ 1.

24. Бессонов Б.А. Российская цивилизация. - М.,1997.

25. Библер В.С. ХХ век и диалогический смысл культуры. -М.,1989.

26. Библер В.С. На гранях логики культуры. – М., 1997. Введение в культурологию (под ред. В. Сапрыкина).-М., 1995.

27. Библер В.С. Цивилизация и культура. - М., 1993.

28. Бичеев Б.А, Романова А.П., Хлыщева Е.В., Якушенков С.Н. Культурология. Евразийский контекст. – Астрахань., 2007.

29. Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Создано человечеством. -М.,1984.

30. Боголюбова Е.В. Культура и общество: Вопросы истории и теории. -М.,1978.

31. Василенко Л. Отношение к природе: "традиция управления" и "традиция сотрудничества" // Вопросы философии. -1987. -№ 7.

32. Введение в культурологию (под ред. Е.В.Попова)- М., 1996.

33. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

34. Вернадский В.И. Природа и общество. -М.,1968.

35. Выжлецев Г.П. Аксиология культуры.-СПб., 1996.

36. Гачев Г. Национальные образы мира (К анализу национальных особенностей и национального своеобразия в культуре) // Вопросы литературы. -1987. -№ 10.

37. Гвардини Р. Конец нового времени// Феномен человека. Антология. - М., 1993.

38. Генон Р. Кризис современного мира. – М.,1991.

39. Григорьев В.И. Наука и техника в контексте культуры. -М.,1989.

40. Гудожник Г.С. Материальные основы многообразия цивилизаций // Вопросы философии. -1988. -№ 4.

41. Гулыга А.А. Искусство в век науки. -М.,1978.

42. Гуревич П.С. Человек и культура. Основы культуроведения. – М., 1998.

43. Гуревич П.С. Философия культуры. -М.,1995.

44. Гуркин А.Б.и др. Культурология. – СПб., 1993.

45. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации. -М.,1993.

46. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. -Л.,1990.

47. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. -Ростов-на-Дону, 1979.

48. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. -М.,1991.

49. Дилигинский Г.Г. Культура и цивилизация // Вопросы философии. -1991. -№ 3.

50. Добрынин В.И. и др. Культурология. – М., 1993.

51. Емельянов Ю.Н. Основы культуральной антропологии. – СПб., 1994.

52. Ерасов Б.С. Социальная культурология. –М.,1997. Гл.14.

53. Ефимов Ю.И., Громов И.А. Человеческий фактор и культура. -Л.,1989.

54. Запад и Восток: традиции и современность. -М., 1993.

55. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. -С.ПБ.,1995. Введение.

56. Зинченко В.Г. Наука - неотъемлемая часть культуры? // Вопросы философии. -1990. -№ 1.

57. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. -М.,1980.

58. Иващенко А. Земля // Новый мир. -1986. -N 1.

59. Иконникова Л.Н. Диалог о культуре. -Л.,1981.

60. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. – М., 1974.

61. Иконникова С.Н. История культурологии: идеи и судьбы.- СПб., 1996.

62. Каган М.С. К вопросу о понимании культуры // Философские науки.-1989. -№5.

63. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. – Л., 1991.

64. Кармин А.С. Основы культурологии. Морфология культуры.- СПБ., 1997.

65. Капустин Б.Г. Европейская и российская цивилизации: произойдет ли встреча // Мировая экономика и международные отношения.-1992.-№ 4.

66. Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры // Кассирер Э.Избранное. Опыт о человеке. - М., 1998.

67. Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. 1870 -1917. -М.,1987.

68. Клакхон С., Келли В. Понятие культуры // Человек и социокультурная среда. - М., 1992.Вып.2.

69. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. – М., 1997.

70. Конрад Н.И. Запад и Восток.- М., 1972.

71. Кребер А, Клакхон С. Культура. Критический анализ концепций и дефиниций.- М., 1992.

72. Кузнецов М. Учение В.И.Вернадского о ноосфере: перспективы развития человечества // Вопросы философии. -1988. -№ 3.

73. Культурный прогресс: философские проблемы. -М.,1984.

74. Культурология.XX век. Антология". -М., 1995.

75. Кучмаева И.К. Культурное наследие: современные проблемы. -М.,1987.

76. Левинас Э. Философское определение культуры. Ч.1.- М.,1988.

77. Лики культуры // Культурологический альманах. Начала высшей культуры. -М., 1994.

78. Лихачев Д.С. Заметки о русском. -М.,1984.

79. Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. -М., 1991.

80. Лотман Ю.М. Статьи о типологии культуры. – Тарту, 1970.

81. Мамардашвили М. Наука и культура // Методологические проблемы историко-научных исследований. – М., 1982.

82. Мамонтов С.П. Основы культурологии. -М., 1996.

83. Межуев В.М. Актуальные проблемы теории культуры. -М., 1983.

84. Межуев В.М. Как возможна философия культуры // От философии жизни к философии культуры. Сб. статей. – СПб., 2001.

85. Межуев В.М. Культура как проблема философии // Культура, человек и картина мира. – М., 1987.

86. Межуев В.Н. Культура как проблема философии // Культура, человек и картина мира. -М.,1987.

87. Мельников А.С. Основы исторической типологии культуры. -Л.,1979.

88. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. – М., 1997.

89. Моисеев Н.Н. Рациональное общество и экология // Социально-политический журнал. -1993. -№ 3.

90. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. -М.,1990.

91. Моисеев Н.Н., Фролов И.М. Высокое соприкосновение // Вопросы философии. -1984. -N 9.

92. Моль А. Социодинамика культуры. -М.,1973.

93. Морохоева З.П. Личность в культурах Востока и Запада: К постановке проблемы. –Новосибирск,1994.

94. Мыльников А.С. Этнографическое изучение знаковых средств культуры. -М.,1989.

95. Наука, техника и культура. Проблемы гуманизации и социальной ответственности. Материалы круглого стола // Вопросы философии. -1989.-№ 1.

96. Национально-культурная специфика поведения. -М.,1977.

97. Неретина С., Огурцов А. Время культуры. – СПб., 2000.

98. Ойзерман Т.И. Гуманистическая альтернатива "техническому" пессимизму // Культура, человек и картина мира. -М.,1987.

99. Погорадзе А.А. Культура производства: сущность и факторы развития. - Новосибирск, 1990.

100. Поздняков Э.А. Философия культуры. –М.,1999. Гл.1. Физические предпосылки культуры.

101. Поликарпов В.С. История нравов России. Восток или Запад. –Ростов/Дон,1995.

102. Райнов Б. Массовая культура. -М.,1979.

103. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология ХХ века. – М., 1995.

104. Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение. - М., 1996.

105. Розин В.М. К вопросу о культурологии, ее предмете и методах // Социально-политический журнал. -1993. -№ 3.

106. Россия и Запад: взаимодействие культур (Круглый стол) // Вопросы философии. -1992. -№ 12.

107. Российская ментальность // Вопросы философии. - №11. 1994. Русская идея (сост.М.А.Маслин).- М., 1991.

108. Сакулин П.Н. Филология и культурология. -М., 1990.

109. Соколов Е.Г. Лекции по культурологии. -СПб., 1997.

110. Соколов Э.В. Культурология. – М., 1994. Флиер А.Я. Культурогенез. – М., 1995.

111. Сильвестров В.В. Философское обоснование теории и истории культуры. –М.,1990.

112. Симонов П.В. и др. Происхождение духовности. – М., 1989.

113. Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. -Л.,1989.

114. Соловьев В.С. Русская идея // Россия глазами русского. – СПб., 1991.

115. Соловьев В.С. Русская идея // Россия глазами русского: Чаадаев, Леонтьев, Соловьев. -С_Пб.,1991.

116. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. -М., 1992.

117. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры: Изд. 2-е, испр. и доп. –М.,2001.

118. Степник В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. -1989. -№ 10.

119. Султанов К.В. Проблемы культуры в свете социологии. -Л., 1989.

120. Тавризян Г.М. Техника. Культура. Человек. -М.,1986.

121. Тишков В.А. Социальное и национальное в историко-антропологической перспективе // Вопросы философии. -1990. -№ 12.

122. Тугаринов В.П. Природа, цивилизация, человек. -Л.,1978.

123. Тэнасе Э. Культура и религия.- М., 1989.

124. Уайт Л. Исторические корни нашего экологического кризиса // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. -М.,1990.

125. Файнберг Л.А. У истоков социогенеза. – М., 1980.

126. Философские проблемы культуры. -М.,1984. Гл.3, п.2.

127. Франк И. Занимательная культурология. -М., 1994.

128. Фрейд З. Тотем и табу. – М., 1992.

129. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. –М.,2000.

130. Фромм Э. Иметь или быть? – М., 1990.

131. Фундаментальные проблемы культурологии. В 4-х тт.: Т.1: Теория культуры – 432 стр., Серия "Мир культуры" – СПб., 2008.

132. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Полис. 1994. №1.

133. Цицерон. О природе богов. Кн. I.

134. Чаадаев П.Я. Апология сумасшедшего // Россия глазами русского. – СПб., 1991.

135. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова Н.А. Народы. Расы. Культуры. -М.,1985.

136. Шапко В.Т. Актуальная культура (проблемы исследования) // Политика и культура. -Екатеринбург,1991.

137. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. -М., 1993.

138. Шермухамедов С.К. К вопросу о культуре межнационального общения // Философские науки. -1990. -№ 8.

139. Шестаков В. Мифология ХХ века. - М., 1988.

140. Шор Ю. Очерки теории культуры. -Л.,1989.

141. Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1993.

142. Шубарт В. Европа и душа Востока. - М., 1997.

143. Этнические стереотипы поведения. -М.,1985.

144. Юхвидин П.А. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. -М.,1996.

Наши рекомендации