II. Сообщение темы и цели урока
- На этом уроке мы будем учиться распознавать предложения по цели высказывания.
При оформлении письменной речи большую роль играет правильная и осмысленная расстановка знаков препинания. Всего в русской пунктуации 10 знаков: точка, точка с запятой, запятая, двоеточие, тире, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, скобки, кавычки. Над какими знаками препинания мы будем с вами работать сегодня, вы узнаете, если отгадаете следующие загадки.
Загораживает путь.
Предлагает отдохнуть. (Точка.) (А. Шибаев.)
Друзья, в произведениях
Стою я для того,
Чтоб выразить волнение,
И просьбу, и совет,
Тревогу, восхищение,
Победу, торжество!
Где я, те предложения
С особым выражением
Произнести должны! (Восклицательный знак.) (А. Тетивкин.)
Разные вопросы Отчего?
Задаю я всем: 0 ком?
Как? Что?
Откуда? Кому?
Сколько? Который?
Почему? Чья?
Зачем? Какие?
Где? В чем?
Куда? Вот какой я мастак —...
Какая? (вопросительный знак).
(А. Тетивкин.)
III. Проверка домашнего задания
- Прочитайте предложения, в которых содержится вопрос.
Прочитайте предложения, в которых есть сообщения. Что выражает каждое предложение?
IV. Орфографическая разминка
Осень
Ску.ная к..ртина!
Тучи без ко..нца.
Дождик так и л..ется,
Луж., у крыльца...
Что ты рано, ос.нь,
В гости к нам пришла?
Еще просит сер..це
Света и т.пла. (А. Плещеев.)
- Докажите, что это текст. Определите его тему. Назовите предложение, в котором содержится вопрос, а также то предложение, в котором есть сообщение.
— Сколько предложений в тексте?
- Объясните написание пропущенных орфограмм.
V. Чистописание
ГР гн гл гв
Гриб грибник грибной
- Объясните написание выделенных букв.
— Какие слова вы записали? (Однокоренные.) Выделите в них корень.
— Какую безударную гласную нужно проверять?
— Какое слово является проверочным? (Ответы.)
Составьте предложения, в которых содержится вопрос, а также совет.
VI. Изучение нового материала(упражнение 46, с. 33).
Отработка умения находить повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.
Правило — с. 34—35.
Физкультминутка
Дети выполняют соответствующие тексту движения.
- Вы хорошо поработали, а теперь можно и отдохнуть. Давайте встанем со своих мест и будем импровизировать.
В прошлом году ученики нашей школы взяли семена и бережно посадили их в землю.
Семена начали прорастать. Они выглянули из земли и стали расти.
Из них выросли прекрасные цветы. Они радовались теплому дню, голубому небу. А когда дул ветерок, они слегка покачивались на клумбах.
Прохожие восхищались: «Какая красота!».
Своим трудом наши ученики принесли радость людям.
Работа с текстом
Цель: закрепление знаний учащихся о видах предложений по цели высказывания.
1 группа — выпишите побудительные предложения.
2 группа — выпишите повествовательные предложения.
Хитрый гриб
Наступила золотая осенняя пора. Кто не любит эти волшебные осенние дни? Бери лукошко и отправляйся за грибами. Умеешь ли ты собирать грибы. Вот молодая березовая роща. Ищи под деревьями подберезовики. Развесила елочка мохнатые лапки. Нагнись и загляни под елочку. А это кто спрятался в мягкий мох? Стоит на крепкой ножке боровик. Срезай его скорей!
Проверка выполненной учениками работы.
VII. Словарная работа
- Проведем словарную работу, используя картинки с изображением корзинки. У каждого из вас на парте есть изображение этого предмета. (Учитель читает названия съедобных и несъедобных грибов. Если гриб съедобен, ученики записывают это название на обратной стороне изображения корзины если несъедобный — не записывают.)
Боровик, мухомор, подосиновик, лисичка, подберезовик, бледная поганка, сыроежка, опенок.
Один ученик выполняет это задание у доски, подчеркивая орфограммы.
VIII. Закрепление изученного материала
- На доске записано предложение: «Грибы нужно срезать осторожно, с умом». Устно составьте пять вопросов к этому предложению, которые должны начинаться словами «когда?», «кто?», «что сделал?», «как?», «где?», «что?».
(Отвечая на вопросы, учащиеся могут изменить порядок слов и выделить главные слова ответов. Учитель контролирует интонацию.)
IX. Подведение итогов урока
- Что нового вы узнали на уроке сегодня? С какими трудностями вы столкнулись?
Соедините изображение знака препинания с соответствующей ему загадкой. (На доске заранее подготовлена запись.)
Загораживает путь,
Предлагает отдохнуть.
Бурным чувствам нет конца:
Пылкий нрав у молодца!
Вечно думая над смыслом,
Изогнулся коромыслом.
Выйдет на дорожку —
Всем подставит ножку!
Так и хочется ему
Разъяснить нам, что к чему.
К доске выходят 5 учеников и с помощью линий соединяют загадку с изображением знака препинания.
— Ребята, какие знаки препинания мы можем поставить в конце предложения?
— Какие бывают предложения по цели высказывания?
— Какие предложения называются побудительными?
(Ответы.)
X. Домашнее задание
Упражнение 51, с. 37; правило — с. 35.
XI. Рефлексия
На картинке с изображением дерева прикреплена «жалоба грибов»:
* * *
Солите, варите и жарьте грибы,
Только грибницу не трогайте вы.
Она, словно нить, глубоко под землей,
Ее повредишь — и не будет другой!
- Ребята, помните, что к природе нужно относиться бережно, не нарушая ее гармонии и целостности.
ТЕМА: Обращение
Цель: формировать у учащихся представления об обращении, знакомить с употреблением обращений в вопросительном и побудительном предложении;
совершенствовать умение интонировать и оформлять на письме предложения с обращениями; закреплять умение различать предложения по цели высказывания;
развивать речевые нормы этикета;
воспитывать умение быть вежливыми в общении друг с другом, с окружающими.
Ход урока
I. Организационный момент
Психологический настрой.
* * *
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Молча мы за парты сели,
Друг на друга поглядели,
Усмехнулись, улыбнулись,
К педагогу повернулись.
Будем мы усидчивы,
Прилежны и внимательны —
И пойдет у нас работа
Просто замечательно!
II. Сообщение темы и цели урока
1) Прогнозирование темы урока
-Начиная со дня появления на свет каждый человек нуждается в общении. Люди общаются между собой в процессе совместного труда или отдыха. При этом часто в речи используются обращения. (Учитель читает диалог, который записан на доске.)
Послушайте внимательно и ответьте на вопрос: к кому обращается автор?
— Эхо лесное, спросить я могу?
— Ау, ау, ау!
— Листья лесные, куда пропали?
— Опали.
— Птички певчие, давно ли галдели?
— Мы на юг улетели.
— Лягушки и жабы куда подевались?
— Мы в ил закопались.
— Белки и зайцы, про вас не знаем.
— Линяем, линяем.
— Так что же творится в лесу?
— Осень.
(Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.)
- Итак, этот урок мы посвятим обращению. В течение занятия мы должны будем ответить на следующие вопросы:
1) Что такое обращение?
2) Как выделяется обращение в устной и письменной речи?
3) Для чего нужно обращение?