II.Сообщение темы и цели урока

-Мы продолжаем путешествие по Грамматическо­му царству, Орфографическому государству. Сегодня мы будем изучать главные члены предложения, будем учиться опреде­лять главные члены в предложении.

III. Актуализация знаний

-Для начала давайте попробуем выбрать вид транс­порта, на котором будем путешествовать. (Путешествие долж­но проходить на корабле.)

Согласна, ведь Королевство Предложений омывают три моря.

— Какие же это моря? (Море Повествования, море Восклица­ния и море Вопросов.) (На доске размещается плакат.)

Раз есть три моря, то нужны и три корабля, чтобы одновре­менно плыть по разным морям.

Давайте сделаем так: первый ряд будет путешествовать по морю Повествования, второй ряд — по морю Восклицания, а третий — по морю Вопросов.

Итак, вперед, мореплаватели! Мы можем отправляться в путешествие по Королевству Предложений. Но как, же мы поплывем без капитанов? Давайте выберем капитана для каж­дой команды. Им может стать тот, кто лучше умеет держать штурвал. Для этого вы должны прочитать зашифрованное на «штурвале» предложение, записать его, выразительно про­читать вслух и доказать, что это действительно предложение Кто первым справится, тот и поведет свой корабль по морю.

1-й ряд— «Осенью лес стоит в разноцветном убранстве» (Это повествовательное предложение. Оно выражает закончен­ную мысль. В предложении сообщается о лесе и о том, что он стоит в разноцветном убранстве. В конце предложения ставится точка)

2-й ряд— «Как красив осенний лес!». (Это предложение вы­ражает чувство восхищения, оно восклицательное. В конце пред­ложения ставится восклицательный знак.)

3-й ряд— «Что делают дети осенью?». (Это предложение со­держит вопрос. Оно вопросительное. В конце предложения ста­вится вопросительный знак.)

Капитанов мы выбрали, но чтобы наши корабли не потерпе­ли крушения, мы должны вспомнить три волшебных правила тех морей, по которым поведем свои корабли. (Капитаны рас­сказывают о повествовательном, вопросительном и восклица­тельном предложениях. Затем они получают отличительные знаки с надписями: «Капитан», «Капитан!», «Капитан?»).

Итак, теперь мы можем отправляться. А по дороге будем вести путевые записки. То есть все, что увидим и услышим во время нашего путешествия, запишем в свой путевой дневник (тетрадь).

IV. Орфографическая разминка

* * *
К..рабелыцики д..вятся, На знакомом острову

На к..раблике т..лпятся: Ч..до видят наяву.

(А. С. Пушкин.)

—Прочитайте, объясните пропущенные орфограммы.

—Спишите. В родственных словах выделите корень.

—Определите количество предложений.

— О каком чуде говорится в стихотворении?

— О ком говорится в предложении?

— Что говорится о корабельщиках?

V. Чистописание

мМм

омо лмл смс уму шмш

Море, м..рской, м..ряк.

—Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.

VI. Изучение нового материала
Зрительный диктант

На несколько секунд учитель показывает предложения, а дети стараются запомнить прочитанное и записать по памяти в те­традь: «В порту стоят корабли. Капитан поднялся на мостик».

-А сейчас мы определим, куда же именно отправят­ся наши корабли. Как вы думаете, в какие города? (Ученики де­лают свои предположения, так как названия городов на карте закрыты листочками бумаги.)

Названия этих сказочных населенных пунктов — город Под­лежащее и город Сказуемое.

Работа с учебником (правило — с. 46).

Учащиеся знакомятся с главными членами предложения.

Практическая работа

—Для того чтобы не сбиться с курса, отметим свой путь графически, то есть подчеркнем в записанных нами пред­ложениях подлежащее и сказуемое.

— Кто готов прокомментировать свою работу? (В порту стоят корабли. В предложении говорится о кораблях. (Что?) ко­рабли — это подлежащее, подчеркиваем одной чертой. Кораб­ли (что делают?) стоят — это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами.)

Аналогичная работа проводится со вторым предложением. Все выполняют работу в тетрадях.

—Мы уже находимся у причалов городов, но чтобы городские ворота открылись перед нами, нужно знать волшеб­ные слова. Как вы думаете, какие? (Подлежащее обозначает, о ком или о чем говорится в предложении, и отвечает на вопро­сы «кто?» или «что?».)

Учитель открывает на карте город с названием Подлежащее. Такая же работа проводится и при ознакомлении с городом Ска­зуемое.

Физкультминутка

VII. Закрепление изученного

—Нам еще предстоит сложное задание. Пока мы плыли на кораблях домой и любовались природой, по радио было получено задание от короля Предложения. Он сообщает, что тот, кто справится с его заданием, получит титул почетного гостя королевства Предложений, который дает право свободного, гулять по просторам вверенного ему государства.

Разноуровневая работа (учащиеся выбирают любое задание)

1 уровень — подчеркните главные члены предложения,

Кудрявая береза стоит у реки. Ветерок шевелит молодые листочки.

2уровень — найдите предложение, поставьте в конце его нужный знак препинания; подчеркните главные члены предложения.

Воробей клевал крошки хлеба

Пушистый кот Васька грелся на

Ира на крыльце кормит

Живет лес белочка

Летом она сушила грибы и

Зимой белка в дупле грызет орехи

3уровень — из данных слов составьте предложения, запишите их; подчеркните подлежащее и сказуемое.

Увидели, грача, на, дворе, мальчики, поздней, и, осенью, больного, е дом, в, принесли. В, каждый, пору, зимнюю, след, птиц, виден, чистом, зверей, и, снегу.

—Итак, с заданием справились все. Король Предложение удостоверяет, что ученики третьего класса достойно справились со всеми трудностями изучения правил королевского величества. Он жалует всех титулом почетных гостей их владений и разрешает всем беспрепятственно гулять по просторам своего волшебного королевства.

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия
—Какую тему мы изучали на этом занятии?

— Понравилось вам наше путешествие?

— Довольны ли вы своими ответами?

— Чтобы вам хотелось еще повторить?

IX. Домашнее задание.
Упражнение 68, с. 48.

II.Сообщение темы и цели урока - student2.ru

ТЕМА: Главные члены предложения

Цель: учить выделять главные члены предложения;

развивать умение устанавливать связь между словами при помощи вопросов;

обогащать словарный запас учащихся, развивая при этом орфографическую зоркость; повторить правила проверки безударной гласной в корне слова;

воспитывать бережное от­ношение к природе.

Ход урока

I. Организационный момент

Психологический настрой.

Долгожданный дан звонок.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Дети.Все на месте, все в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки.

В путь пойдем мы спозаранку,

Не забудем про осанку.

Дети.Мы проверили осанку

И свели лопатки — так,

Повернулись, улыбнулись

Сели на места.

- Итак, девиз нашего урока: «Узнавай новое! Пиши без ошибок!»

В этот замечательный осенний день нас приглашает к себе на урок царица Грамматика. Послушаем, что скажут о ней ребята.

Наши рекомендации