III. Сообщение темы и цели урока.

– Счем мы знакомились в разделе «Предложение», «Текст»? Что изучали в разделе «Слово»?

– Сформулируйте тему уроку.

IV. Повторение пройденного.

1.Беседа по вопросам.

– С какими видами разбора познакомились в курсе русского языка начальной школы? Где можно найти порядок разбора? Вы изучали новые понятия. Прочитайте их (возвратные глаголы, глаголы-исключения, личные окончания глаголов, спряжение, суффиксы неопределенной формы глагола; описание, повествование, предложения с прямой речью, прямая речь, склонение, падежи). Что они означают?

2.Самостоятельная работа с коллективной проверкой.

Упр. 306. Прочитай текст. Какое заглавие ему подходит больше: «Летчик и штурман», «Боевой курс», «Критический момент»? Почему? Объясни. • Выпиши группами слова, в которых есть следующие орфограммы:

1) проверяемая безударная гласная в корне;

2) непроверяемая безударная гласная в корне;

3) безударная гласная в приставке;

4) безударная гласная в падежных окончаниях существи­тельных;

5) безударная гласная в личных окончаниях глаголов;

6) безударная гласная в окончаниях прилагательных;

7) непроизносимая согласная;

8) разделительный ь.

• Обозначь в словах эти орфограммы.

Но подходит критический момент, когда самолёт должен прекратить маневрирование и прямо, как по ниточке, идти на цель. Это и есть боевой курс.

Перед лётчиком вдруг начинают вспыхивать лампочки – красная, зелёная, белая. Это штурман увидел цель и наводит на неё самолёт.

Сам штурман в своей прозрачной ка­бине, как в уютной комнате, производит сложнейшие математические расчёты, для чего, как известно, нужна элемен­тарная тишина, а не эта беспокойная обстановка. Его спокойствие и уменье определяют собой успех атаки и время пребывания на боевом курсе.

(По Л. Соболеву)

Упр. 307. Прочитай текст. Какова его главная мысль? Она высказана автором прямо или спрятана "между строк"? • В этом тексте встречаются пять групп однокоренных слов. Найди эти слова, выпиши их группами, выдели корень.

Ветер и Солнце.

Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, реши­лись померяться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.

– Посмотри, – сказал Ветер, – как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.

Сказал, – и начал дуть, что было мочи. Но чем более старал­ся Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождём и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукав; подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдёрнуть.

Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамёрзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.

– Видишь ли, – сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, – лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

(К.Ушинский)

– Какие синонимы и антонимы встретились в тексте? Что объединяет слова видишь и плащ? (Шипящий на конце слова.)

– Почему в одном слове пишется буква Ь, а в другом не пишется? Это одна и та же орфограмма или разные? (Разные: видишь (2-е л., ед.ч.); плащ (м. р.). ).

V. Итог урока.

VI. Домашнее задание.

Кейс 7

Выполните анализ конспекта урока с точки зрения типов проводимых упражнений. Объясните последовательность ознакомления с грамматическим понятием, выделяя этапы его формирования.

Конспекты системы уроков по одной теме

Тема «Общее понятие о приставке и суффиксе» (III класс, I-IV)

1. Постановка цели урока. Наблюдения над особенностями при­ставок и суффиксов, их ролью и местом в слове. Учащиеся читают в учебнике вопрос: Как образуются однокоренные слова? Затем пра­вила:

 
 
Однокоренные слова образуются с помощью приставок и суффиксов. Приставка — это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов: возить — перевозить, город — пригород.Суффикс — это часть слова, ко­торая стоит после корня и служит для образования новых слов: игра — игрушка, теплый — теплица, зима — зимний.  

– Что называется приставкой? Прочитайте.

— Что называется суффиксом? Прочитайте.

— Чем сходны приставка и суффикс?

— Чем они различаются?

Выполняется упражнение из учебника: прочитать слова, встав­ляя в них подходящие по смыслу приставки:

От инея ...желтели березки и ...краснели осины. Вода в реке ...темнела. Холодный ветер ...рывал листья и ...носил их.

2. Выполняются упражнения в образовании слов по образцу с помощью приставок и суффиксов.

1) От слов ходитьи летатьобразовать однокоренные слова с помощью приставок у-, в-, до-, от-, под-.

2) Образовать слова, используя суффиксы -ок, -ик: город, дуб, ветер, гриб, шар, мяч, мост, куст.

Сравнить слова без суффикса и с суффиксом. Как изменился смысл слова?

3. Обобщение об образовании слов с помощью различных при­ставок и суффиксов.

— Прочитайте однокоренные слова.

— Какие части слова служат для образования новых слов?

— Спишите однокоренные слова. Выделите части слова.

4. Итог урока.

— Что нового узнали на уроке?

— Чему научились?

5. Домашнее задание.

Кейс 8

Выполните анализ конспекта урока с точки зрения типов проводимых упражнений. Объясните последовательность ознакомления с грамматическим понятием, выделяя этапы его формирования.

Тема: «Закрепление знаний о суффиксах и приставках как значимых частях слова»(III класс, I-IV)

1. Проверка домашнего задания.

2. Повторение изученного материала о приставке и суффиксе.

— Образуйте от данных слов однокоренные слова с помощью приставки или суффикса. Напишите:

Наши рекомендации