III. Сообщение темы и цели урока

-Некоторые предложения можно произносить с разной интонацией или с особо сильным чувством. Такие предложения называются восклицательными и в конце их ставится восклицательный знак.

Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о восклицательном предложении.

IV. Орфографическая разминка
- Прочитайте текст.

Ш..гай, медвежонок, перешагивай! Через пень переш..гни, через ва.. лежник переступи! У к..рней не оступись. В густой ч.ще не запутайся!

— Какие орфограммы можно выделить в словах с пропущенными буквами?

Найдите в тексте родственные слова. Назовите обращение

— Какими являются предложения по цели высказывание (Побудительными.)

— Какое предложение можно прочитать с особым чувство? (Первое.) Значит, по цели высказывания оно будет побудительное, так как побуждает к действию, а по интонации оно восклицательное.

V. Чистописание
мМм

мл мп мт ом ум ма

м..дведъ, м..дв.жконок, м..двеж..й

- Подчеркните безударные гласные в корне. Какие это слова? (Ответы.)

Продолжите ряд однокоренных слов. (Медведица, медвежа­та, медвежатник.)

Выпишите из текста первое предложение, подчеркните об­ращение.

— Почему медведя так назвали? (Медведя назвали так по­тому, что он знает, «ведает», где можно найти в лесу мед. Мед­ведь — значит «мед ведающий», т. е. знающий, где есть мед.)

VI. Словарная работа

Загадка.

Сладкая, душистая,

Выросла в саду тенистом.

Состоит из долек малых,

Очень сочных, вкусных, алых. (Мамина.)

- Запишите слово «малина». Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную в корне слова.

— Можно ее проверить? (Нет.) Значит, это слово требует за­поминания.

2) Объяснение лексического значения слова «малина»
Малина — душистые, сладкие, обычно красного цвета ягоды; ветвистый кустарник с зеленовато-белыми цветами и малиново-красными ягодами.

К истокам слова.

В основу названия был положен признак плода — ягоды, со­стоящие из малых частей. Слово «малина» образовано от слова «малый» («маленький»).

Запомни шутя!

Малина — Маша в малине.

3) Выпишите однокоренные слова из текста, записанного на доске. Выделите общую часть (малин-). Один ученик работает у доски.)

Страсть захотелось медвежонку малинки! Тайком от медведицы в ма­линник удрал. До чего же в малиннике хорошо: тишина, теплота, вареньем малиновым пахнет.

Подчеркните восклицательное предложение.

— Почему это предложение восклицательное? (Ответы.)

VII. Изучение нового материала

Работа с учебником (правило — с. 41, упражнение 59, с. 42).

- Распознавание предложений по цели высказывания и по ин­тонации.

Физкультминутка

Упражнения выполняются согласно тексту.

Руки подняли и покачали —

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули —

Ветер сбивает росу.

В сторону руки,

Плавно помашем —

Это от нас птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем —

Крылья сложили назад.

VIII. Закрепление изученного

Самостоятельная работа. Работа в группах.

1 группа (каждому ученику раздаются карточки с текстами) — укажите вариант текста с правильной расстановкой знаков препинания в конце предложений; выпиши восклицательные предложения.

Любимый папин цветок наконец расцвел! Какой это был роскошны прелестный цветок! Для маленького Темы большое счастье, что имен^ он первый увидел, что цветок расцвел. Малыш от радости тянет ручк к цветку и... Все погибло! Как же это случилось? Это случилось от того, чт Тема потерял равновесие и упал.

(По Н. Гарину-Михайловскому)

Осень пришла. Янтарем и рубинами загорелись листья. Притих лес. Любишь ли ты осень! Оглянись вокруг. Вот дубок протянул свою ветку. Замечал ли ты, что упрямый дуб позже других деревьев поддается осени. Уже золотыми стали березы, а дуб все зелен. Видишь запоздалый желудь! Его братья осыпались, а этот еще держится. Но скоро и он упадет!

(По Е. Рубцовой)

2 группа (текст записан на доске) — выпишите восклицательные предложения (знаки препинания отсутствуют).

— Хочешь, я прочту тебе повесть

— Конечно, хочу

— Так слушай же

—- А где рукопись

— Зачем мне рукопись

— Я все знаю наизусть

IX. Подведение итогов урока
-Что нового вы узнали на уроке?

— Какие предложения бывают по интонации? (Ответы.
Приведите примеры.

X. Домашнее задание

Упражнение 63, с. 44.

РУССКИЙ ЯЗЫК III. Сообщение темы и цели урока - student2.ru 3 КЛАСС ТЕМА: Главные члены предложения ДАТА____________

Цель: познакомить учащихся со структурой предложения и главными членами — подлежащим и сказуемым; учить опре­делять главные члены в предложении, составлять схемы пред­ложений;

развивать память, мышление, внимание, устную и письменную речь; формировать навыки грамотного и калли­графического письма; воспитывать аккуратность, любозна­тельность, любовь к природе.

Ход урока

I.Организационный момент

—Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь ви­деть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

— Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

Наши рекомендации