II. Орфографическая разминка

Чтоб ошибок избежать,

Зоркость будем развивать.

В игре проверить сможешь сам

Свое внимание к словам.

- Кто напомнит, что такое орфограмма? (Написание по правилу)

— А если нет правила? (Значит, это словарное слово.)
- Прочитайте записанные слова на доске и определите «опас­ное» место в слове, обозначив его красным кружком.

Павел, река, дача, лисичка, озеро, жемчужина, ножки, Илья.

- Назовите первые буквы слов. Прочтите их. Вы что-нибудь заметили? Что у нас получилось? (Пр..длож..ни...)

— Чего не хватает? Какую букву нужно вставить? (Букву «е».)

III. Чистописание

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я от вас, друзья, не скрою:

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

-С какой целью мы проводим минутку чистописания?

- Выделите известные орфограммы в записи даты и слов «Классная работа».

- Один ученик комментирует выполнение работы, объясняя встретившиеся орфограммы.

Написание букв Ее

-Вспомните, как пишется буква «Е».

Сколько элементов входит в ее состав? (Заглавная буква «Е» состоит из 2-х элементов, а строчная «е»— из одного. Начинать писать «Е» нужно чуть ниже верхней линии строки. Написать маленький полуовал, затем большой полуовал, среднее соедине­ние и начать писать строчную букву: выполнить верхнюю пе­тельку, вести вниз наклонную линию с закруглением вправо.)

Посмотрите внимательно на записанную цепочку и опреде­лите последовательность ее написания.

Ее ЕеЕеЕЕ ЕЕЕЕ еееее

- Запишите эту цепочку самостоятельно (можно продолжить на следующей строке, если она не помещается на одной).

— Написание какой буквы мы повторяли на минутке чисто­писания?

Еще раз вспомним все, что мы знаем об этой букве. (Глас­ная буква «е» может обозначать один звук [э], когда стоит по­сле согласной буквы, а может обозначать два звука — [и] и [э], когда стоит в начале слова, после гласной буквы, после мягкого и твердого знаков, например: ели, сидели, свиристели, красивые.)

Второй вариант чистописания

-С какой целью мы проводим минутку чистописания?

Выделите известные орфограммы в записи даты и слов «Классная работа». Один ученик комментирует выполнение ра­боты, объясняя встретившиеся орфограммы.

— Как вы думаете, какую букву мы будем писать на минутке
чистописания? (Букву «е».)

Определите порядок написания букв в строчке:

еаебевеге

(Строчная буква «е» в начале, а затем строчные буквы в ал­фавитном порядке.)

Продолжите запись, ориентируясь на алфавит.

Расшифруйте головоломку: НИДЛОПРЕЕЖЕ. (Предложение.) Запишите слово, которое у вас получилось.

IV. Сообщение темы и цели урока

- Как вы думаете, почему на минутке чистописания мы встретили слово «предложение»? - Определите цели и тему нашего урока. (Ответы.)

- Итак, тема нашего урока — «предложение».

- А цели? (Дети самостоятельно прогнозируют цели.)

Все, что я вам сообщила, а также вы сообщаете друг другу, — это речь. Вы отвечали на мои вопросы — это тоже речь.

— А из чего она состоит? (Из предложений, из слов, из звуков.)

Предложение передает мысль. Она воплощается в слова, так как в мире можно все назвать. Без звуков не было бы ничего: ни пред­ложений, ни слов. Мы произносим звуки, из которых получаем сло­ва, а из слов составляем предложения. Предложение, таким образом, и будет в центре нашего внимания на сегодняшнем уроке.

Второй вариант сообщения темы и цели урока

-Повторите, какое слово у нас получилось, оно под­скажет нам тему урока. (Предложение.)

— Как вы думаете, чему мы должны научиться? Что узнать нового?

V. Изучение нового материала

Составление предложений из слов, записанных в чистописа­нии.

Пример: «На ветке ели сидели красивые свиристели».

-Из чего состоит предложение?

— Какой знак препинания стоит в конце предложения?

— С какой буквы начинается предложение?

— Как связаны слова в предложении? (Ответы.)
Прочитайте запись на доске. Где слова, а где предложения?

- Почему вы так думаете? Объясните.

1. Я родился и живу в Беларуси!

2. Ядом и...

3. У тебя много друзей?

(Предложение должно выражать законченную мысль. В пред­ложении есть предмет речи и его действие, поэтому 1-я и 3-я стро­ки — это предложения, а 2-я — набор слов.)

— Какой вывод можно сделать?

1. Предложение выражает законченную мысль.

2. Состоит из слов.

3. Начинается с прописной буквы.

4. В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знаки (.! ?).

Работа с учебником (упражнение 40, с. 30).

Актуализация знаний учащихся о предложении как еди­нице речи.

Физкультминутка

Нам пора передохнуть,

Потянуться и вздохнуть. Глубокий вдох и выдох.

Покрутили головой —

И усталость вся долой!

Раз, два, три, четыре, пять, Вращение головой в одну и другую

Шею надо разминать! стороны.

Стали ровно, наклонились, Наклоны вперед и назад.

Раз — вперед, а два — назад. Встать на носочки, потянуть

Потянулись, растянулись, ся вверх.

Повторяем все подряд.

А теперь мы приседаем —

Это важно, сами знаем:

Мы колени разминаем.

Наши ноги упражняем. Приседания.

Выполнение грамматического задания (упражнение 41,с 30)

Наши рекомендации