Нормативно-правовое и организационное обеспечение деятельности педагога-психолога ДОУ.
Каждая папка должна иметь список имеющихся в нем материалов.
Можно рекомендовать завести на каждую возрастную группу папку-конверт, в которой собирается весь материал (материалы диагностического обследования, рисунки, анкеты родителей, адаптационные листы и т. д.).
Необходимо иметь архив,который должен содержать материалы по детям, которые закончили
Справочник дошкольного психолога
детский сад или ушли в другой. Такие документы должны храниться не менее 3-х лет.
Годовой план психолога должен гармонично вписываться в общий план ДОУ. Основанием для включения в него тех или иных мероприятий служит анализ актуального состояния психологического климата в ДОУ, взаимодействия родителей и ДОУ, проблем детей, запросов администрации и родителей. Здесь очень важна налаженная система взаимодействия психолога с другими специалистами.
Администрация ДОУ и сам психолог должны следить за издаваемыми приказами МО РФ, территорий, городов. Федеральные законы печатаются в периодической печати (можно порекомендовать журналы «Обруч», «Вестник образования», газеты «Школьный психолог», «Детский сад со всех сторон. Управление»). Если есть возможность, воспользуйтесь различными Интернет-сайтами.
§ 4. СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ПСИХОЛОГА ВДОУ
В настоящее время психологические службы функционируют во всех структурах системы образования, от яслей до вузов. Каждая из них имеет свои особенности.
Специфика работы психолога в ДОУ определяется несколькими аспектами, связанными прежде всего с особенностями детей дошкольного возраста. В работе с ними нельзя использовать развернутые тестовые методы, применяемые в работе с подростками и взрослыми людьми.
Глава 2. Организация деятельности психолога в ДОУ
Особый акцент психолог ДОУ должен делать на работу с педагогами и родителями, отвечающими за детей, так как именно в семье оказывают решающее влияние на развитие, формирование характерологических особенностей дошкольников.
Кроме того, для сбора объективной информации и оказания ребенку и его близким квалифицированной помощи психологу недостаточно провести с ним диагностическое обследование с помощью стандартизированных методик. Ему необходимо наблюдение за естественным поведением ребенка в повседневной жизни, что предполагает контакт и предметное обсуждение и с родителями и с педагогами.
В отличие от взрослых дошкольник не может рассказать окружающим о своих проблемах, проанализировать их и что-то изменить. Внешние проявления одной и той же проблемы могут быть многообразными. Здесь и заключается трудность дифференциации внутренней причины и внешних проявлений, и здесь на помощь психологу приходит его умение получить полную информайцию о ребенке, его образе жизни, окружении.
Все вышеперечисленные специфические аспекты требуют обязательного учета в деятельности психолога ДОУ.
В связи со спецификой своей работы психолог всегда находится во взаимодействии с педагогами, детьми и родителями. И одно из главных умений, которыми он должен владеть, — это умение вести разговор, наладить контакт, расположить к себе. Как пишет Н. В. Самоукина, «профессия психолога — профессия разговорная. Как профессионал
Справочник дошкольного психолога
психолог должен владеть различными коммуникативными техниками общения в ситуации индивидуальной беседы и в ситуации публичного выступления, как перед знакомой, так и незнакомой аудиторией». Тем не менее, у многих психологов, особенно на первых этапах профессионального становления, коммуникативные навыки развиты недостаточно. Следствием такой ситуации является боязнь публичных выступлений.
Первым шагом в решении данной проблемы будет ее осознание: необходимо четко проговорить и принять ее.
Далее важно осознать, чем именно вызван страх. Причин может быть несколько:
1. Внутренние переживания, вызванные какими-либо особенностями внешности.
2. Психологические особенности: застенчивость, повышенная тревожность, низкая самооценка.
3. Наличие негативного опыта выступлений.
4. Неуверенность в достаточном уровне заинтересованности аудитории.
5. Недостаточный опыт публичных выступлений.
6. Недостаточная подготовка к выступлению.
7. Возможны другие причины.
На самом деле трудно сразу выбрать какую-то одну причину, их может быть несколько, и они могут быть неочевидными. Попробуйте выполнить такое упражнение: вспомните ситуацию вашего выступления перед аудиторией, постарайтесь сосредоточиться на деталях, звуках, окружении, вспомните весь процесс от начала до конца. Как можно пол-
Глава 2. Организация деятельности психолога в ДОУ
нее и реальнее почувствуйте изменения в своем состоянии. Дальше ответьте на ряд вопросов.
1. Какие образы у вас возникли?
2. С чем или с кем конкретно связан ваш страх?
а) со слушателями:
— «Они будут меня обсуждать, критиковать»;
— «Ори будут «подлавливать» меня;
— «Они не будут слушать».
б) с самим собой:
— «Боюсь оговориться, сказать что-то не так»;
— «Боюсь несогласия со своим мнением»;
— «Боюсь выглядеть глупо»...
По мнению Н. В. Самоукиной, это упражнение поможет определить «место проживания вашего страха». Дальнейшая работа по преодолению страха будет строиться именно по выделенным направлениям:
— страх, связанный со слушателями;
— страх, обусловленный личностными и поведенческими особенностями.
Прежде всего, сосредоточьтесь на мысли, что за ваши ошибки вас не посадят в тюрьму и не уволят с работы, а это, как можно предположить, самое страшное. Тем не менее, для полноценной и эффективной работы психологу необходимо развивать свои коммуникативные умения.
1. Подготовка к выступлению должна начинаться с составления плана, тщательно продуманного и логически выстроенного.
2. Для составления плана как основы выступления необходимо проанализировать литературные источники, отобрать из них подходящие (не более
Справочник дошкольного психолога
3—4-х) и внимательно изучить их. По ходу чтения можно и нужно делать выписки из источников с указанием страниц.
3. Найдите общие положения в литературе и нечто совершенно их отличающее. Зафиксируйте в плане.
4. Лучше, если это будет развернутый план, план-конспект.
5. Далее представьте себе одного из участников-слушателей, поставьте себя на его место, подумайте, чего он ожидает от лекции, чем его можно заинтересовать, в чем он нуждается. И проанализируйте свой план-конспект с его позиции: что может быть непонятным, что — неинтересным, чего может не хватать.
Каждая аудитория — специфична. Родители в роли слушателей нуждаются в минимальном теоретическом информировании, им более важно получить конкретные рекомендации. Педагоги должны знать теоретические основания воспитания и развития детей, но и в общении с ними нельзя злоупотреблять психологическими терминами. Важно предусмотреть потребности слушателей — это повысит их мотивацию и поможет наладить действительно продуктивное взаимодействие.
6. Текст выступления не должен быть развернуто изложен на стандартных листах. Лучше, если он будет состоять из логических блок-схем, в которых цветом выделяются основные мысли, записанных на пронумерованных карточках небольшого формата.
7. Выражение «читать лекцию» не стоит понимать буквально. Эффективное выступление пред-
Глава 2. Организация деятельности психолога в ДОУ
полагает непосредственный зрительный контакт со слушателями. Во-первых, это помогает удерживать внимание аудитории, во-вторых — следить за реакцией, вызванной вашими словами. И вы сможете остановиться на чем-то подробнее, получить обратную связь.
8. Окончание выступления должно проходить в позитивном ключе, на некотором эмоциональном подъеме.
Накануне выступления займитесь визуализацией: в деталях представьте себе идеальный вариант своего выступления, как будет вести себя аудитория, как вы будете выглядеть, что говорить. При этом сценарий, выстроенный вами, должен быть позитивным, подчеркиваем — позитивным. Постарайтесь почувствовать удовлетворение и радость от хорошо сделанной работы.
В ходе подготовки к выступлению подумайте, что может вызвать вопросы и особый интерес у слушателей. Если вы используете какую-либо терминологию (а она, естественно, будет), подготовьте словарик и постарайтесь «перевести» трудноус-ваиваемые специфические понятия на простой язык. Ведь, как говорил мудрый человек, «талант настоящего профессионала состоит в том, что он может рассказать о сложном просто».
Продумайте вступление, что вы будете говорить, как интонационно украсите свою речь. Это важно, так как если вы сумеете заинтересовать аудиторию — это уже пятидесятипроцентная гарантия успеха. Для этого обопритесь на свои сильные стороны: чувство юмора, эрудированность, начитанность.
Справочник дошкольного психолога
Манера выступления должна быть комфортной для вас и адекватной для аудитории. Необходимо помнить, что менторский тон «всезнайки» будет только раздражать окружающих.
В ходе выступления можно использовать вопросы, активизирующие внимание аудитории в случае, если вас перестают слушать: «Вы согласны с моим мнением?» «Вы хотите что-то добавить?» «Мы с удовольствием выслушаем ваше мнение...»
Эффективно использовать шутки, интересные отступления или примеры.
Накануне выступления позаботьтесь о своем внешнем виде, так как всклокоченный лектор с черными кругами под глазами из-за бессонной ночи и в мятой одежде способен вызвать лишь жалость, что отнюдь не способствует повышению эффективности выступления.
Одежда должна быть аккуратной и комфортной для вас. Стиль лучше выдерживать в рамках классического.
Макияж (рекомендации женщинам-психологам) лучше предпочесть мягкий, естественный.
При выборе украшений необходимо учитывать социальный статус и уровень доходов аудитории.
Умение красиво, грамотно и логически строить свои выступления приходит с опытом. Поэтому используйте возможность участия в различных мероприятиях. А ваша подготовка, естественность и доброжелательность станут залогом успеха!
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА
§ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
Психологическая диагностика является частью общей системы диагностики детей дошкольного возраста, включающей еще педагогическую и медицинскую.
Цели и задачи психодиагностики индивидуальны для каждого ДОУ, но они должны быть направлены на выявление условий, препятствующих полноценному развитию и становлению личности ребенка-дошкольника. Другими словами, психодиагностика должна являться основой для построения воспитательного образовательного процесса в ДОУ, каждое заключение должно обязательно содержать анализ возможных причин и рекомендации.
При заключении договора между ДОУ и родителями в письменном виде подтверждается согласие родителей на участие их ребенка в диагностическом обследовании. Тем самым соблюдается принцип законности, являющийся, по сути, основным в работе ДОУ.
По мнению Т. Д. Марцинковской1, предметом психодиагностики в ДОУ являются индивиду ал ь"
Детская практическая психология / Под ред. Т. Д. Марцинковской. М., 2000.
Справочник дошкольного психолога
но-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом развитии.
Система психодиагностической работы строится следующим образом. В начале учебного года (а по запросу администрации можно и в конце учебного года) психолог проводит экспресс-диагностику уровня психического развития детей всех возрастных групп, кроме подготовительной. Наиболее приемлемым методом при экспресс-диагностике является метод экспертных оценок (например, методика экспресс-диагностики уровня психического развития, разработанная П.А. Мясоед1), который экономичен и показателен. На его основе и анализе педагогической диагностики психолог проводит углубленную диагностику с детьми, предположительно имеющими проблемы в личностной сфере. Такие дети обычно и составляют «группу риска». На основе углубленной диагностики строится коррекционно-развивающая работа.
Диагностическое обследование детей подготовительной группы проводится по всем критериям и изначально является углубленной. Повторное диагностическое обследование этих детей проводится в апреле, чтобы иметь возможность оказать дополнительную помощь дошкольникам с низким уровнем готовности к обучению в школе.
Такой вариант приемлем для осуществления плановой диагностики. В случае запроса родителей и педагогов диагностическое обследование включается в процесс консультирования.
1 Мясоед ПА. Экспресс-диагностика психического развития дошкольников // Вопросы психологии. 1996. №2.
Глава 3. Направления деятельности психолога
Диагностическое обследование также проводится после проведения коррекционно-развивающей работы с целью отслеживания результативности принятых мер.
Особенности детей дошкольного возраста накладывают свой отпечаток и на процедуру диагностического обследования.
Сама непосредственная процедура обследования должна проводиться только при участии психолога и ребенка, она не должна прерываться посторонними. Поэтому лучше привести ребенка в кабинет.
Дети должны просто знать психолога, чему будут способствовать его систематические приходы в группу, игры с детьми.
Важнейшим фактором, влияющим на получение объективной информации в ходе обследования, является состояние ребенка. Поэтому нельзя категорично настаивать на приведении ребенка в кабинет. Нельзя отрывать его от интересного дела. Тем самым снижается мотивация участия в обследовании, вплоть до полного отказа от взаимодействия.
Детям нравится все необычное и тайное, поэтому можно предложить им поиграть в «секрет»: на ушко шепнуть одному ребенку, забрать его из группы, договориться с ним о том, что он никому не скажет, что он делал в кабинете. Обычно остальные дети сами начинают подходить к психологу и просить поиграть с ним.
Необходимо уделить внимание подготовке к проведению диагностического обследования. Персонал и педагоги должны знать о начале проведения диагностики. Психологом заранее должны быть ого-
Справочник дошкольного психолога
ворены время, место и участники, а также подготовлен диагностический инструментарий. Чтобы предупредить вмешательство посторонних, на дверь можно вывесить специальную табличку, информирующую о занятости специалиста (например: «Спасибо, что не мешаете: идет диагностика»).
Ребенок должен комфортно чувствовать себя в ходе обследования, не отвлекаться от выполнения задания. Для этого лучше убрать все постороннее и посадить его спиной к окну.
Отмечается, что важна и последовательность предъявления методик в ходе обследования. Например:
1-я часть: изучение мышления; изучение памяти; исследование креативности; исследование восприятия.
2-я часть: изучение личности ребенка. В самом начале необходимо побеседовать с ребенком, расположить его к себе, узнать о его настроении Е1.д. Это немного снизит официальность ситуации, позволит ему расслабиться. . Начинать диагностическое обследование необходимо с анализа следующих моментов:
— внешний вид ребенка (опрятность, аккуратность, небрежность, нечистоплотность);
— контактность;
— проявление инициативы;
— усидчивость (или расторможенность);
— интерес к обследованию;
— работоспособность и темп.
Полученная информация соотносится с результатами обследования. На этой основе можно де-
Глава 3. Направления деятельности психолога
лпть выводы о личностных особенностях ребенка.
Законом РФ «Об образовании» (ст. 55 п. 4) определяется свобода выбора специалистами и педагогами методов и материалов в работе с участниками образовательно-воспитательного процесса. Определенные ограничения вносит здесь программа, по которой работает конкретное ДОУ. Но далеко не во всех образовательных программах имеется перечень необходимых диагностических методик. IГаиболее четко диагностическая система прописана в программе Л. А. Венгера «Развитие»1. Но и здесь возникает проблема — дифференциация методик педагогической и психологической диагностики. Так как данная программа своей целью ставит развитие способностей ребенка-дошкольника, то акцент в диагностике ставится на познавательном развитии. Чтобы исключить дублирование, целесообразным представляется разделение: психолог занимается в большей степени диагностикой личностных особенностей детей, а педагог — выявлением уровня познавательного развития.
В случае если психологическая диагностика шслючает изучение познавательного развития, то ориентироваться при выборе методик в каждой возрастной группе необходимо на новообразования данного этапа развития. Эффективной является ныработка диагностического минимума, который позволил бы в минимальное время раскрыть особенности развития ребенка. Как вариант можно рассматривать таблицу 3.
Программа «Развитие». М., 1994.
Справочник дошкольного психолога
Глава 3. Направления деятельности психолога
Таблица 4 Варианты диагностического комплекса
Справочник дошкольного психолога
Варианты диагностического комплекса показаны в таблице 4. Диагностический инструментарий психолога ДОУ достаточно разнообразен и широко описан в специальной литературе. Главное, на что следует обратить внимание при отборе той или иной методики, это:
— ее соответствие возрасту ребенка;
— ее соответствие целям диагностического обследования;
— минимальность временных и энергетических затрат при использовании (в том числе и легкость в обработке).
§ 2. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Данное направление деятельности психолога в ДОУ является наиболее сложным и ответственным. Оно включает в себя достаточно широкий спектр форм работы:
— групповые психокоррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах);
— индивидуальные психокоррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах);
— тренинговые занятия с педагогами и специалистами ДОУ;
— индивидуальные занятия с одаренными детьми;
— занятия по психологической подготовке детей к школьному обучению;
Глава 3. Направления деятельности психолога
— тематические занятия с родителями (например, обучающие семинары).
С точки зрения И. В. Дубровиной1, основной целью коррекционной работы с детьми, характеризующимися нормальным развитием, является • < (действие полноценному психическому и личностному развитию. Основываясь на знании возрастных норм и индивидуальных возможностей ребенка, необходимо переориентировать образовательную программу.
В процессе реализации данного направления нельзя просто упражнять ребенка или взрослых в дофицитарной2 функции. Необходимо с первых этапов работы ориентироваться на возможные достижения в процессе коррекции. В этом и заключается единство коррекции и развития.
Залог успеха коррекционно-развивающей деятельности — правильно выявленная причина той или иной проблемы. В психике человека все взаимосвязано, поэтому деформации или нарушения в одной сфере часто влекут за собой появление проблем в другой.
Ииды нарушений развития ребенка-дошкольника3.
I.Нарушения, вызванные негативным воздей-пчшем на ребенка (единичные случаи).
' Нсихокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под 1»'д. И. В. Дубровиной. М., 1998.
" Дофицитарная функция — определенная область какой-либо ии сфер личности, характеризующаяся низким уровнем раз-пития.
' I In основе классификации Е. И. Рогова.
Справочник дошкольного психолога
2. Нарушения, вызванные систематическим негативным отношением к ребенку, следствием которого явилось отсутствие каких-либо важных структурных компонентов психики.
3. Нарушения, являющиеся следствием деформации психики.
4. Глобальное отставание всех сфер и процессов.
Такая классификация деятельности в рамках кор-
рекционно-развивающего направления требует учитывать ряд важных моментов. В работе с детьми дошкольного возраста невозможно полноценное психотерапевтическое воздействие, в связи с чем практический психолог ДОУ вправе использовать лишь элементы различных технологий. Тем более, что концептуальными основаниями деятельности психологической службы являются достижения отечественной психологической школы, а большинство техник разработано в зарубежной. При выборе средств коррекционного воздействия необходима уверенность в причинах того или иного нарушения. Кроме того, как и в выборе диагностических методик, в коррек-ционно-развивающем направлении ориентиром являются прежде всего возрастные особенности детей-дошкольников, ведущий вид деятельности. Поэтому построение занятий должно предусматривать приоритет игровой формы, а целевая установка должна варьироваться в различных сочетаниях, как показано на схеме 3.
Выше рассмотрены наиболее типичные возможные варианты, взаимосвязанные и взаимодополняющие.
Такой спектр проблем требует наличия обширного багажа средств (схема 4).
Глава 3. Направления деятельности психолога
Схема 3
Справочник дошкольного психолога |
В процессе подготовки детей к школе необходимо делать акцент на развитие учебных навыков, но отнюдь не на операциях счета, письма и чтения. По возможности, на это необходимо ориентировать и родителей. Ребенок должен научиться мыслить, анализировать, находить нестандартные творческие решения, грамотно и связно разговаривать, удерживать необходимое время свое внимание и т.д. Приоритет в развитии операциональных навыков в дошкольном возрасте приведет на школьном этапе к неутешительным результатам (потеря интереса к учебе, нарушение деятельности мозговых структур и т. д.).
Данное направлен!:: зключает и работу со взрослыми (родителями к педагогами), предполагающую их активное обучение навыкам взаимодействия, саморегуляции, (подробнее см. гл. 6).
Детская практическая психология / Под ред. Т. Д. Марцин-ковской. М., 2000.
Глава 3. Направления деятельности психолога
§ 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА
Обоснованием для объединения этих двух, на первый взгляд, разных направлений в единое целое является то, что просвещение родителей и педагогов носит профилактический, т. е. предупреждающий характер. Основным средством профилактики отношений в развитии детей служит информированность родителей, повышение их психолого-педагогической культуры.
В круг актуальных вопросов, предлагаемых психологом родителям и педагогам, должны входить:
— возрастные особенности детей;
— условия, необходимые для полноценного психологического развития;
— готовность к школе и т. д.
Другими словами, родители и педагоги должны получать своевременную информацию об актуальном состоянии ребенка (процессе его развития, сформированности каких-либо навыков и т. д.) и возможных проблемах, которые могут возникнуть в будущем при несоблюдении правил. Например, не все родители уделяют достаточное внимание развитию у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков, аккуратности и опрятности. Однако в старшем дошкольном возрасте нечистоплотность ребенка может послужить поводом к отказу от общения с ним сверстников.
Эффективность психопрофилактической работы психолога определяется еще и грамотным отбором тем для выступлений. Они должны быть результа-
Справочник дошкольного психолога
том анализа ситуации развития ребенка, особенностей склада семейного воспитания, а не просто желания рассказать родителям о чем-то интересном.
В рамках реализации данного направления психолог должен заботиться о создании психологически благоприятного климата в ДОУ, комфортных условий для участников образовательно-воспитательного процесса: детей и педагогов. Особое внимание необходимо уделить стилю взаимодействия взрослых и детей, изучение которого включает и личностные особенности педагогов. Но также важным является и изучение особенностей взаимодействия в коллективе сотрудников. Естественно, что разобщенность, конфликтность, отсутствие взаимовыручки будут негативно сказываться на самочувствии педагогов, что может косвенно или напрямую способствовать снижению эффективности взаимодействия с детьми и родителями. Основными условиями эффективного общения с родителями являются взаимное уважение и открытость ДОУ.
Важной профилактической процедурой в работе психолога является разработка программы адаптации поступающего в ДОУребенка. Решение этой проблемы, как и любой другой, требует комплексного подхода. Медицинский персонал при возможном участии психолога занимается сбором полного анамнеза, заведующая и психолог информируют родителей об особенностях адаптации дошкольников, разрабатывают режим, психолог и педагог отслеживают сам процесс привыкания ребенка и корректируют его при необходимости. Важно, чтобы вновь поступающие дети приходили постепен-
Глава 3. Направления деятельности психолога
но, тогда педагог сможет уделить им достаточно
внимания, тем самым облегчить процесс привы
кания. ,
Поэтому именно психологической профилактике специалист должен уделять особое внимание. Тогда возможно будет предупредить нежелательные отклонения в развитии детей.
§ 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Т.Д. Марцинковская1 отмечает, что в условиях детского сада психологическое консультирование является «системой коммуникативного взаимодействия психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера». В условиях ДОУв соответствии со спецификой его функционирования консультации должны проводиться только по поводу проблем ребенка, особенностей его развития. Поэтому консультативное воздействие осуществляется косвенно, через родителей и педагогов.
Процедура консультации является стандартной:
1) приветствие,
2) выяснение повода обращения,
3) выяснение желаемого результата,
4) резюмирование, разработка вариантов решения проблемы,
5) оговаривание решения клиента и его действий для достижения желаемого результата.
1 Детская практическая психология /Под ред. Т. Д. Марцин-ковской. М., 2000.
Справочник дошкольного психолога
В системе образования достаточно широко распространена практика с «немотивированным» клиентом в процессе консультации. Такая ситуация складывается, когда психолог по собственной инициативе приглашает родителей на консультацию для решения уже имеющихся проблем.
Начинающие психологи часто не имеют опыта консультативной работы. Это проблема не самого психолога, а той образовательной системы, которая выпускает специалистов без должной подготовки. Тем не менее, проблема решается непосредственно на работе, в ходе консультаций нужно помнить несколько моментов.
1. Нельзя спешить с выводами, даже если причина проблемы очевидна.
2. Грамотный психолог-консультант помогает клиенту самому найти"приемлемое для него решение.
3. Нельзя давать советы в процессе консультаций, тем самым психолог берет ответственность за решение, которое должен принять клиент.
4. Наиболее эффективная стратегия — сотрудничество, предполагающее равноправие позиций.
5. Консультация проводится с лицами, непосредственно занимающимися воспитанием ребенка, а не с его родственниками.
6. Если клиента устраивает сложившаяся ситуация, не надо «биться в открытую дверь», необходимо беречь свои силы.
Для повышения уровня теоретической подготовленности можно обратиться к следующей литературе:
Глава 3. Направления деятельности психолога
1. Семья в психологической консультации / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1989.
2. Шевандриц Н. И. Социальная психология в образовании. М., 1995.
3. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 1993.
При отсутствии опыта в сложных случаях или по другой причине психолог может рекомендовать родителям обратиться в Психологический центр.
§ 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ
Реализация данного направления определяется прежде всего статусом психолога и психологической грамотностью администрации. Для самого специалиста этот момент очень информативен: насколько окружающие заинтересованы в его работе, убеждены в ее качестве и необходимости.
В рамках данного направления психолог может оказывать помощь в построении системы управления именно данным коллективом, в разрешении конфликтов, при необходимости кадровых перестановок. С другой стороны, изучив личностный и профессиональный потенциал сотрудников, психолог совместно со старшим воспитателем и заведующей может разработать систему .обеспечения внедрения экспериментальной деятельности.
При подготовке к аттестации ДОУ и в процессе обычной жизнедеятельности психолог проводит экспертизу деятельности педагогов и специалистов
Справочник дошкольного психолога
по разделу Государственного стандарта «Взаимодействие педагогов с детьми».
Также он проводит анкетирование родителей для изучения их запросов на образовательную деятельность, разрабатывает на этой основе рекомендации по внедрению тех или иных услуг в ДОУ.
Таким образом, в ходе своей профессиональной деятельности психолог реализует все направления, указанные выше. Но в зависимости от запросов администрации и родителей, от специфики ДОУ и собственной, профессиональной направленности психолог может выбирать приоритетное направление, что обязательно будет оговорено в его должностной инструкции.
ГЛАВА 4.