Нормативно-правовое и организационное обеспечение деятельности педагога-психолога ДОУ.

Каждая папка должна иметь список имеющих­ся в нем материалов.

Можно рекомендовать завести на каждую воз­растную группу папку-конверт, в которой собира­ется весь материал (материалы диагностического обследования, рисунки, анкеты родителей, адапта­ционные листы и т. д.).

Необходимо иметь архив,который должен со­держать материалы по детям, которые закончили





Справочник дошкольного психолога

детский сад или ушли в другой. Такие документы должны храниться не менее 3-х лет.

Годовой план психолога должен гармонично впи­сываться в общий план ДОУ. Основанием для вклю­чения в него тех или иных мероприятий служит анализ актуального состояния психологического климата в ДОУ, взаимодействия родителей и ДОУ, проблем детей, запросов администрации и родите­лей. Здесь очень важна налаженная система взаи­модействия психолога с другими специалистами.

Администрация ДОУ и сам психолог должны сле­дить за издаваемыми приказами МО РФ, террито­рий, городов. Федеральные законы печатаются в пе­риодической печати (можно порекомендовать жур­налы «Обруч», «Вестник образования», газеты «Школьный психолог», «Детский сад со всех сто­рон. Управление»). Если есть возможность, вос­пользуйтесь различными Интернет-сайтами.

§ 4. СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ПСИХОЛОГА ВДОУ

В настоящее время психологические службы функционируют во всех структурах системы обра­зования, от яслей до вузов. Каждая из них имеет свои особенности.

Специфика работы психолога в ДОУ определя­ется несколькими аспектами, связанными прежде всего с особенностями детей дошкольного возрас­та. В работе с ними нельзя использовать разверну­тые тестовые методы, применяемые в работе с под­ростками и взрослыми людьми.

Глава 2. Организация деятельности психолога в ДОУ

Особый акцент психолог ДОУ должен делать на работу с педагогами и родителями, отвечающими за детей, так как именно в семье оказывают реша­ющее влияние на развитие, формирование харак­терологических особенностей дошкольников.

Кроме того, для сбора объективной информации и оказания ребенку и его близким квалифициро­ванной помощи психологу недостаточно провести с ним диагностическое обследование с помощью стан­дартизированных методик. Ему необходимо наблю­дение за естественным поведением ребенка в повсед­невной жизни, что предполагает контакт и пред­метное обсуждение и с родителями и с педагогами.

В отличие от взрослых дошкольник не может рассказать окружающим о своих проблемах, про­анализировать их и что-то изменить. Внешние про­явления одной и той же проблемы могут быть мно­гообразными. Здесь и заключается трудность диф­ференциации внутренней причины и внешних про­явлений, и здесь на помощь психологу приходит его умение получить полную информайцию о ре­бенке, его образе жизни, окружении.

Все вышеперечисленные специфические аспек­ты требуют обязательного учета в деятельности психолога ДОУ.

В связи со спецификой своей работы психолог всегда находится во взаимодействии с педагогами, детьми и родителями. И одно из главных умений, которыми он должен владеть, — это умение вести разговор, наладить контакт, расположить к себе. Как пишет Н. В. Самоукина, «профессия психоло­га — профессия разговорная. Как профессионал





Справочник дошкольного психолога

психолог должен владеть различными коммуника­тивными техниками общения в ситуации индиви­дуальной беседы и в ситуации публичного выступ­ления, как перед знакомой, так и незнакомой ауди­торией». Тем не менее, у многих психологов, осо­бенно на первых этапах профессионального станов­ления, коммуникативные навыки развиты недоста­точно. Следствием такой ситуации является боязнь публичных выступлений.

Первым шагом в решении данной проблемы бу­дет ее осознание: необходимо четко проговорить и принять ее.

Далее важно осознать, чем именно вызван страх. Причин может быть несколько:

1. Внутренние переживания, вызванные каки­ми-либо особенностями внешности.

2. Психологические особенности: застенчивость, повышенная тревожность, низкая самооценка.

3. Наличие негативного опыта выступлений.

4. Неуверенность в достаточном уровне заинте­ресованности аудитории.

5. Недостаточный опыт публичных выступле­ний.

6. Недостаточная подготовка к выступлению.

7. Возможны другие причины.

На самом деле трудно сразу выбрать какую-то одну причину, их может быть несколько, и они мо­гут быть неочевидными. Попробуйте выполнить такое упражнение: вспомните ситуацию вашего вы­ступления перед аудиторией, постарайтесь сосредо­точиться на деталях, звуках, окружении, вспомни­те весь процесс от начала до конца. Как можно пол-




Глава 2. Организация деятельности психолога в ДОУ

нее и реальнее почувствуйте изменения в своем со­стоянии. Дальше ответьте на ряд вопросов.

1. Какие образы у вас возникли?

2. С чем или с кем конкретно связан ваш страх?

а) со слушателями:

— «Они будут меня обсуждать, критиковать»;

— «Ори будут «подлавливать» меня;

— «Они не будут слушать».

б) с самим собой:

— «Боюсь оговориться, сказать что-то не так»;

— «Боюсь несогласия со своим мнением»;

— «Боюсь выглядеть глупо»...

По мнению Н. В. Самоукиной, это упражнение поможет определить «место проживания вашего страха». Дальнейшая работа по преодолению стра­ха будет строиться именно по выделенным направ­лениям:

— страх, связанный со слушателями;

— страх, обусловленный личностными и пове­денческими особенностями.

Прежде всего, сосредоточьтесь на мысли, что за ваши ошибки вас не посадят в тюрьму и не уволят с работы, а это, как можно предположить, самое страшное. Тем не менее, для полноценной и эф­фективной работы психологу необходимо развивать свои коммуникативные умения.

1. Подготовка к выступлению должна начинать­ся с составления плана, тщательно продуманного и логически выстроенного.

2. Для составления плана как основы выступле­ния необходимо проанализировать литературные источники, отобрать из них подходящие (не более





Справочник дошкольного психолога

3—4-х) и внимательно изучить их. По ходу чтения можно и нужно делать выписки из источников с указанием страниц.

3. Найдите общие положения в литературе и нечто совершенно их отличающее. Зафиксируйте в плане.

4. Лучше, если это будет развернутый план, план-конспект.

5. Далее представьте себе одного из участников-слушателей, поставьте себя на его место, подумай­те, чего он ожидает от лекции, чем его можно за­интересовать, в чем он нуждается. И проанализи­руйте свой план-конспект с его позиции: что мо­жет быть непонятным, что — неинтересным, чего может не хватать.

Каждая аудитория — специфична. Родители в роли слушателей нуждаются в минимальном тео­ретическом информировании, им более важно по­лучить конкретные рекомендации. Педагоги дол­жны знать теоретические основания воспитания и развития детей, но и в общении с ними нельзя зло­употреблять психологическими терминами. Важ­но предусмотреть потребности слушателей — это повысит их мотивацию и поможет наладить дей­ствительно продуктивное взаимодействие.

6. Текст выступления не должен быть разверну­то изложен на стандартных листах. Лучше, если он будет состоять из логических блок-схем, в кото­рых цветом выделяются основные мысли, записан­ных на пронумерованных карточках небольшого формата.

7. Выражение «читать лекцию» не стоит пони­мать буквально. Эффективное выступление пред-

Глава 2. Организация деятельности психолога в ДОУ

полагает непосредственный зрительный контакт со слушателями. Во-первых, это помогает удерживать внимание аудитории, во-вторых — следить за ре­акцией, вызванной вашими словами. И вы сможе­те остановиться на чем-то подробнее, получить об­ратную связь.

8. Окончание выступления должно проходить в позитивном ключе, на некотором эмоциональном подъеме.

Накануне выступления займитесь визуализаци­ей: в деталях представьте себе идеальный вариант своего выступления, как будет вести себя аудито­рия, как вы будете выглядеть, что говорить. При этом сценарий, выстроенный вами, должен быть позитивным, подчеркиваем — позитивным. Поста­райтесь почувствовать удовлетворение и радость от хорошо сделанной работы.

В ходе подготовки к выступлению подумайте, что может вызвать вопросы и особый интерес у слушателей. Если вы используете какую-либо тер­минологию (а она, естественно, будет), подготовь­те словарик и постарайтесь «перевести» трудноус-ваиваемые специфические понятия на простой язык. Ведь, как говорил мудрый человек, «талант настоящего профессионала состоит в том, что он может рассказать о сложном просто».

Продумайте вступление, что вы будете говорить, как интонационно украсите свою речь. Это важно, так как если вы сумеете заинтересовать аудито­рию — это уже пятидесятипроцентная гарантия ус­пеха. Для этого обопритесь на свои сильные сторо­ны: чувство юмора, эрудированность, начитанность.





Справочник дошкольного психолога

Манера выступления должна быть комфортной для вас и адекватной для аудитории. Необходимо помнить, что менторский тон «всезнайки» будет только раздражать окружающих.

В ходе выступления можно использовать вопро­сы, активизирующие внимание аудитории в слу­чае, если вас перестают слушать: «Вы согласны с моим мнением?» «Вы хотите что-то добавить?» «Мы с удовольствием выслушаем ваше мне­ние...»

Эффективно использовать шутки, интересные от­ступления или примеры.

Накануне выступления позаботьтесь о своем внешнем виде, так как всклокоченный лектор с черными кругами под глазами из-за бессонной ночи и в мятой одежде способен вызвать лишь жалость, что отнюдь не способствует повышению эффектив­ности выступления.

Одежда должна быть аккуратной и комфортной для вас. Стиль лучше выдерживать в рамках клас­сического.

Макияж (рекомендации женщинам-психологам) лучше предпочесть мягкий, естественный.

При выборе украшений необходимо учитывать социальный статус и уровень доходов аудитории.

Умение красиво, грамотно и логически строить свои выступления приходит с опытом. Поэтому используйте возможность участия в различных мероприятиях. А ваша подготовка, естественность и доброжелательность станут залогом успеха!

ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА

§ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Психологическая диагностика является частью об­щей системы диагностики детей дошкольного возрас­та, включающей еще педагогическую и медицинскую.

Цели и задачи психодиагностики индивидуаль­ны для каждого ДОУ, но они должны быть направ­лены на выявление условий, препятствующих пол­ноценному развитию и становлению личности ре­бенка-дошкольника. Другими словами, психодиаг­ностика должна являться основой для построения воспитательного образовательного процесса в ДОУ, каждое заключение должно обязательно содержать анализ возможных причин и рекомендации.

При заключении договора между ДОУ и родителя­ми в письменном виде подтверждается согласие роди­телей на участие их ребенка в диагностическом обсле­довании. Тем самым соблюдается принцип законнос­ти, являющийся, по сути, основным в работе ДОУ.

По мнению Т. Д. Марцинковской1, предметом психодиагностики в ДОУ являются индивиду ал ь"

Детская практическая психология / Под ред. Т. Д. Марцин­ковской. М., 2000.





Справочник дошкольного психолога

но-возрастные особенности детей, причины нару­шений и отклонений в их психическом развитии.

Система психодиагностической работы строит­ся следующим образом. В начале учебного года (а по запросу администрации можно и в конце учеб­ного года) психолог проводит экспресс-диагности­ку уровня психического развития детей всех воз­растных групп, кроме подготовительной. Наибо­лее приемлемым методом при экспресс-диагности­ке является метод экспертных оценок (например, методика экспресс-диагностики уровня психичес­кого развития, разработанная П.А. Мясоед1), ко­торый экономичен и показателен. На его основе и анализе педагогической диагностики психолог про­водит углубленную диагностику с детьми, предпо­ложительно имеющими проблемы в личностной сфере. Такие дети обычно и составляют «группу риска». На основе углубленной диагностики стро­ится коррекционно-развивающая работа.

Диагностическое обследование детей подготови­тельной группы проводится по всем критериям и изначально является углубленной. Повторное ди­агностическое обследование этих детей проводится в апреле, чтобы иметь возможность оказать допол­нительную помощь дошкольникам с низким уров­нем готовности к обучению в школе.

Такой вариант приемлем для осуществления пла­новой диагностики. В случае запроса родителей и педагогов диагностическое обследование включает­ся в процесс консультирования.

1 Мясоед ПА. Экспресс-диагностика психического развития дошкольников // Вопросы психологии. 1996. №2.

Глава 3. Направления деятельности психолога

Диагностическое обследование также проводит­ся после проведения коррекционно-развивающей работы с целью отслеживания результативности принятых мер.

Особенности детей дошкольного возраста накла­дывают свой отпечаток и на процедуру диагности­ческого обследования.

Сама непосредственная процедура обследования должна проводиться только при участии психолога и ребенка, она не должна прерываться посторонни­ми. Поэтому лучше привести ребенка в кабинет.

Дети должны просто знать психолога, чему бу­дут способствовать его систематические приходы в группу, игры с детьми.

Важнейшим фактором, влияющим на получе­ние объективной информации в ходе обследования, является состояние ребенка. Поэтому нельзя кате­горично настаивать на приведении ребенка в каби­нет. Нельзя отрывать его от интересного дела. Тем самым снижается мотивация участия в обследова­нии, вплоть до полного отказа от взаимодействия.

Детям нравится все необычное и тайное, поэто­му можно предложить им поиграть в «секрет»: на ушко шепнуть одному ребенку, забрать его из груп­пы, договориться с ним о том, что он никому не скажет, что он делал в кабинете. Обычно осталь­ные дети сами начинают подходить к психологу и просить поиграть с ним.

Необходимо уделить внимание подготовке к про­ведению диагностического обследования. Персонал и педагоги должны знать о начале проведения ди­агностики. Психологом заранее должны быть ого-





Справочник дошкольного психолога

ворены время, место и участники, а также подго­товлен диагностический инструментарий. Чтобы предупредить вмешательство посторонних, на дверь можно вывесить специальную табличку, информи­рующую о занятости специалиста (например: «Спа­сибо, что не мешаете: идет диагностика»).

Ребенок должен комфортно чувствовать себя в ходе обследования, не отвлекаться от выполнения задания. Для этого лучше убрать все постороннее и посадить его спиной к окну.

Отмечается, что важна и последовательность предъявления методик в ходе обследования. На­пример:

1-я часть: изучение мышления; изучение памя­ти; исследование креативности; исследование вос­приятия.

2-я часть: изучение личности ребенка. В самом начале необходимо побеседовать с ре­бенком, расположить его к себе, узнать о его на­строении Е1.д. Это немного снизит официальность ситуации, позволит ему расслабиться. . Начинать диагностическое обследование необхо­димо с анализа следующих моментов:

— внешний вид ребенка (опрятность, аккурат­ность, небрежность, нечистоплотность);

— контактность;

— проявление инициативы;

— усидчивость (или расторможенность);

— интерес к обследованию;

— работоспособность и темп.

Полученная информация соотносится с резуль­татами обследования. На этой основе можно де-

Глава 3. Направления деятельности психолога

лпть выводы о личностных особенностях ребенка.

Законом РФ «Об образовании» (ст. 55 п. 4) оп­ределяется свобода выбора специалистами и педа­гогами методов и материалов в работе с участни­ками образовательно-воспитательного процесса. Оп­ределенные ограничения вносит здесь программа, по которой работает конкретное ДОУ. Но далеко не во всех образовательных программах имеется перечень необходимых диагностических методик. IГаиболее четко диагностическая система прописа­на в программе Л. А. Венгера «Развитие»1. Но и здесь возникает проблема — дифференциация ме­тодик педагогической и психологической диагнос­тики. Так как данная программа своей целью ста­вит развитие способностей ребенка-дошкольника, то акцент в диагностике ставится на познаватель­ном развитии. Чтобы исключить дублирование, це­лесообразным представляется разделение: психо­лог занимается в большей степени диагностикой личностных особенностей детей, а педагог — вы­явлением уровня познавательного развития.

В случае если психологическая диагностика шслючает изучение познавательного развития, то ориентироваться при выборе методик в каждой возрастной группе необходимо на новообразования данного этапа развития. Эффективной является ныработка диагностического минимума, который позволил бы в минимальное время раскрыть осо­бенности развития ребенка. Как вариант можно рассматривать таблицу 3.

Программа «Развитие». М., 1994.





Справочник дошкольного психолога

Глава 3. Направления деятельности психолога


Нормативно-правовое и организационное обеспечение деятельности педагога-психолога ДОУ. - student2.ru

Нормативно-правовое и организационное обеспечение деятельности педагога-психолога ДОУ. - student2.ru

Нормативно-правовое и организационное обеспечение деятельности педагога-психолога ДОУ. - student2.ru

Таблица 4 Варианты диагностического комплекса

Нормативно-правовое и организационное обеспечение деятельности педагога-психолога ДОУ. - student2.ru




Справочник дошкольного психолога

Варианты диагностического комплекса показа­ны в таблице 4. Диагностический инструментарий психолога ДОУ достаточно разнообразен и широ­ко описан в специальной литературе. Главное, на что следует обратить внимание при отборе той или иной методики, это:

— ее соответствие возрасту ребенка;

— ее соответствие целям диагностического об­следования;

— минимальность временных и энергетических затрат при использовании (в том числе и легкость в обработке).

§ 2. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Данное направление деятельности психолога в ДОУ является наиболее сложным и ответственным. Оно включает в себя достаточно широкий спектр форм работы:

— групповые психокоррекционные занятия (ра­бота с проблемами в личностной и познавательной сферах);

— индивидуальные психокоррекционные заня­тия (работа с проблемами в личностной и позна­вательной сферах);

— тренинговые занятия с педагогами и специа­листами ДОУ;

— индивидуальные занятия с одаренными детьми;

— занятия по психологической подготовке де­тей к школьному обучению;

Глава 3. Направления деятельности психолога

— тематические занятия с родителями (напри­мер, обучающие семинары).

С точки зрения И. В. Дубровиной1, основной целью коррекционной работы с детьми, характе­ризующимися нормальным развитием, является • < (действие полноценному психическому и личнос­тному развитию. Основываясь на знании возраст­ных норм и индивидуальных возможностей ребен­ка, необходимо переориентировать образователь­ную программу.

В процессе реализации данного направления нельзя просто упражнять ребенка или взрослых в дофицитарной2 функции. Необходимо с первых эта­пов работы ориентироваться на возможные дости­жения в процессе коррекции. В этом и заключает­ся единство коррекции и развития.

Залог успеха коррекционно-развивающей дея­тельности — правильно выявленная причина той или иной проблемы. В психике человека все взаи­мосвязано, поэтому деформации или нарушения в одной сфере часто влекут за собой появление про­блем в другой.

Ииды нарушений развития ребенка-дошколь­ника3.

I.Нарушения, вызванные негативным воздей-пчшем на ребенка (единичные случаи).

' Нсихокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под 1»'д. И. В. Дубровиной. М., 1998.

" Дофицитарная функция — определенная область какой-либо ии сфер личности, характеризующаяся низким уровнем раз-пития.

' I In основе классификации Е. И. Рогова.





Нормативно-правовое и организационное обеспечение деятельности педагога-психолога ДОУ. - student2.ru

Справочник дошкольного психолога

2. Нарушения, вызванные систематическим не­гативным отношением к ребенку, следствием ко­торого явилось отсутствие каких-либо важных структурных компонентов психики.

3. Нарушения, являющиеся следствием дефор­мации психики.

4. Глобальное отставание всех сфер и процессов.
Такая классификация деятельности в рамках кор-

рекционно-развивающего направления требует учи­тывать ряд важных моментов. В работе с детьми дошкольного возраста невозможно полноценное пси­хотерапевтическое воздействие, в связи с чем прак­тический психолог ДОУ вправе использовать лишь элементы различных технологий. Тем более, что кон­цептуальными основаниями деятельности психоло­гической службы являются достижения отечествен­ной психологической школы, а большинство тех­ник разработано в зарубежной. При выборе средств коррекционного воздействия необходима уверенность в причинах того или иного нарушения. Кроме того, как и в выборе диагностических методик, в коррек-ционно-развивающем направлении ориентиром яв­ляются прежде всего возрастные особенности детей-дошкольников, ведущий вид деятельности. Поэто­му построение занятий должно предусматривать приоритет игровой формы, а целевая установка дол­жна варьироваться в различных сочетаниях, как показано на схеме 3.

Выше рассмотрены наиболее типичные возможные варианты, взаимосвязанные и взаимодополняющие.

Такой спектр проблем требует наличия обшир­ного багажа средств (схема 4).

Глава 3. Направления деятельности психолога

Схема 3





Справочник дошкольного психолога

Нормативно-правовое и организационное обеспечение деятельности педагога-психолога ДОУ. - student2.ru

В процессе подготовки детей к школе необходи­мо делать акцент на развитие учебных навыков, но отнюдь не на операциях счета, письма и чте­ния. По возможности, на это необходимо ориенти­ровать и родителей. Ребенок должен научиться мыслить, анализировать, находить нестандартные творческие решения, грамотно и связно разгова­ривать, удерживать необходимое время свое вни­мание и т.д. Приоритет в развитии операциональ­ных навыков в дошкольном возрасте приведет на школьном этапе к неутешительным результатам (потеря интереса к учебе, нарушение деятельности мозговых структур и т. д.).

Данное направлен!:: зключает и работу со взрос­лыми (родителями к педагогами), предполагающую их активное обучение навыкам взаимодействия, саморегуляции, (подробнее см. гл. 6).

Детская практическая психология / Под ред. Т. Д. Марцин-ковской. М., 2000.

Глава 3. Направления деятельности психолога

§ 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА

Обоснованием для объединения этих двух, на первый взгляд, разных направлений в единое це­лое является то, что просвещение родителей и пе­дагогов носит профилактический, т. е. предупреж­дающий характер. Основным средством профилак­тики отношений в развитии детей служит инфор­мированность родителей, повышение их психоло­го-педагогической культуры.

В круг актуальных вопросов, предлагаемых пси­хологом родителям и педагогам, должны входить:

— возрастные особенности детей;

— условия, необходимые для полноценного пси­хологического развития;

— готовность к школе и т. д.

Другими словами, родители и педагоги должны получать своевременную информацию об актуаль­ном состоянии ребенка (процессе его развития, сформированности каких-либо навыков и т. д.) и возможных проблемах, которые могут возникнуть в будущем при несоблюдении правил. Например, не все родители уделяют достаточное внимание развитию у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков, аккуратности и опрятности. Однако в старшем дошкольном воз­расте нечистоплотность ребенка может послужить поводом к отказу от общения с ним сверстников.

Эффективность психопрофилактической работы психолога определяется еще и грамотным отбором тем для выступлений. Они должны быть результа-





Справочник дошкольного психолога

том анализа ситуации развития ребенка, особенно­стей склада семейного воспитания, а не просто же­лания рассказать родителям о чем-то интересном.

В рамках реализации данного направления пси­холог должен заботиться о создании психологичес­ки благоприятного климата в ДОУ, комфортных условий для участников образовательно-воспита­тельного процесса: детей и педагогов. Особое вни­мание необходимо уделить стилю взаимодействия взрослых и детей, изучение которого включает и личностные особенности педагогов. Но также важ­ным является и изучение особенностей взаимодей­ствия в коллективе сотрудников. Естественно, что разобщенность, конфликтность, отсутствие взаи­мовыручки будут негативно сказываться на само­чувствии педагогов, что может косвенно или на­прямую способствовать снижению эффективности взаимодействия с детьми и родителями. Основны­ми условиями эффективного общения с родителя­ми являются взаимное уважение и открытость ДОУ.

Важной профилактической процедурой в рабо­те психолога является разработка программы адап­тации поступающего в ДОУребенка. Решение этой проблемы, как и любой другой, требует комплекс­ного подхода. Медицинский персонал при возмож­ном участии психолога занимается сбором полно­го анамнеза, заведующая и психолог информиру­ют родителей об особенностях адаптации дошколь­ников, разрабатывают режим, психолог и педагог отслеживают сам процесс привыкания ребенка и корректируют его при необходимости. Важно, что­бы вновь поступающие дети приходили постепен-

Глава 3. Направления деятельности психолога

но, тогда педагог сможет уделить им достаточно
внимания, тем самым облегчить процесс привы­
кания. ,

Поэтому именно психологической профилакти­ке специалист должен уделять особое внимание. Тогда возможно будет предупредить нежелатель­ные отклонения в развитии детей.

§ 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Т.Д. Марцинковская1 отмечает, что в условиях детского сада психологическое консультирование является «системой коммуникативного взаимодей­ствия психолога с лицами, нуждающимися в пси­хологической помощи рекомендательного характе­ра». В условиях ДОУв соответствии со специфи­кой его функционирования консультации должны проводиться только по поводу проблем ребенка, особенностей его развития. Поэтому консультатив­ное воздействие осуществляется косвенно, через родителей и педагогов.

Процедура консультации является стандартной:

1) приветствие,

2) выяснение повода обращения,

3) выяснение желаемого результата,

4) резюмирование, разработка вариантов реше­ния проблемы,

5) оговаривание решения клиента и его действий для достижения желаемого результата.

1 Детская практическая психология /Под ред. Т. Д. Марцин-ковской. М., 2000.





Справочник дошкольного психолога

В системе образования достаточно широко рас­пространена практика с «немотивированным» кли­ентом в процессе консультации. Такая ситуация складывается, когда психолог по собственной ини­циативе приглашает родителей на консультацию для решения уже имеющихся проблем.

Начинающие психологи часто не имеют опыта консультативной работы. Это проблема не самого психолога, а той образовательной системы, кото­рая выпускает специалистов без должной подго­товки. Тем не менее, проблема решается непосред­ственно на работе, в ходе консультаций нужно по­мнить несколько моментов.

1. Нельзя спешить с выводами, даже если при­чина проблемы очевидна.

2. Грамотный психолог-консультант помогает клиенту самому найти"приемлемое для него реше­ние.

3. Нельзя давать советы в процессе консульта­ций, тем самым психолог берет ответственность за решение, которое должен принять клиент.

4. Наиболее эффективная стратегия — сотруд­ничество, предполагающее равноправие позиций.

5. Консультация проводится с лицами, непо­средственно занимающимися воспитанием ребен­ка, а не с его родственниками.

6. Если клиента устраивает сложившаяся ситу­ация, не надо «биться в открытую дверь», необхо­димо беречь свои силы.

Для повышения уровня теоретической подготов­ленности можно обратиться к следующей литера­туре:

Глава 3. Направления деятельности психолога

1. Семья в психологической консультации / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1989.

2. Шевандриц Н. И. Социальная психология в образовании. М., 1995.

3. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 1993.

При отсутствии опыта в сложных случаях или по другой причине психолог может рекомендовать родителям обратиться в Психологический центр.

§ 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ

Реализация данного направления определяется прежде всего статусом психолога и психологичес­кой грамотностью администрации. Для самого спе­циалиста этот момент очень информативен: на­сколько окружающие заинтересованы в его рабо­те, убеждены в ее качестве и необходимости.

В рамках данного направления психолог может оказывать помощь в построении системы управле­ния именно данным коллективом, в разрешении конфликтов, при необходимости кадровых переста­новок. С другой стороны, изучив личностный и профессиональный потенциал сотрудников, психо­лог совместно со старшим воспитателем и заведу­ющей может разработать систему .обеспечения вне­дрения экспериментальной деятельности.

При подготовке к аттестации ДОУ и в процессе обычной жизнедеятельности психолог проводит эк­спертизу деятельности педагогов и специалистов





Справочник дошкольного психолога

по разделу Государственного стандарта «Взаимо­действие педагогов с детьми».

Также он проводит анкетирование родителей для изучения их запросов на образовательную деятель­ность, разрабатывает на этой основе рекомендации по внедрению тех или иных услуг в ДОУ.

Таким образом, в ходе своей профессиональной деятельности психолог реализует все направления, указанные выше. Но в зависимости от запросов администрации и родителей, от специфики ДОУ и собственной, профессиональной направленности психолог может выбирать приоритетное направ­ление, что обязательно будет оговорено в его долж­ностной инструкции.

ГЛАВА 4.

Наши рекомендации