Нормативно-правовое обеспечение внешнеторговой деятельности

При организации внешнеторговой деятельности следует помнить, что правовой режим ее осуществления складывается из норм международного коммерческого (торгового) права, под которым понимается совокупность правовых норм негосударственного регулирования (международных договоров, актов международных организаций, lex mercatoria), а также норм национального законодательства, регулирующих отношения, возникающие при осуществлении международной коммерческой деятельности. При этом lex mercatoria – совокупность обычаев и обыкновений международной торговли, типовые контракты, унифицированные проформы.

По своей структуре международные договоры отражают условия, которые страны-партнеры предоставляют друг другу на взаимной основе и которые определяют правовые особенности их взаимоотношений во внешнеэкономической сфере. Важнейшими условиями международных договоров выступают:

1) фиксация режима взаимоотношений (режим наибольшего благоприятствования, национальный, преференциальный режимы);

2) платежные условия, которые определяют технологию расчетов за взаимопоставляемые товары и услуги;

3) транспортные условия (условия транспортного обеспечения взаимного товарообмена);

4) статус торгового представительства в стране-партнере, предусматривающий его экстерриториальность, возможность использования шифровальной связи, дипломатической почты и др.;

5) срок действия и условия денонсации (уведомление о расторжении) международного договора.

Согласно Федеральному закону от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах» международные договоры подлежат ратификации, если их исполнение требует изменения действующего законодательства, принятия новых федеральных законов или устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом.

Можно выделить следующие виды международных договоров: двусторонние договоры (например, о торговле, правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, о поощрении и взаимной защите капиталовложений, о международном транспортном сообщении, о взаимной охране авторских прав и др.) и многосторонние договоры (конвенции), которые в свою очередь могут иметь общий или региональный характер.

Другая составляющая международного права, включенного в правовую систему государства, – акты международных организаций, членом которых оно является. Акты международных организаций делятся:

а) на прямые, обязательные для выполнения странами-участницами, к которым, в частности, относятся нормы Всемирной торговой организации;

б) рекомендательные (модельные), например, Конвенции ООН «О договорах международной купли-продажи товаров» (Венская конвенция 1980 г.). Практически все основные торговые партнеры России являются участниками этой Конвенции, что позволяет использовать для регулирования договоров международной купли-продажи в основном унифицированный правовой режим. Конвенция основана на следующих принципах: свобода договора; диспозитивность положений Конвенции; необходимость соблюдения добросовестности в международной торговле; сотрудничество при исполнении обязательств; применение критерия «разумности» в оценке исполнения обязательств.

Особое значение при организации внешнеторговой деятельности отводится национальному (внутреннему) законодательству, включающему общие нормы и специальное законодательство. Общее законодательство представлено правовыми нормами, регламентирующими основные принципы функционирования государства и различных сфер жизнедеятельности, в том числе внешнеторговой. К общему законодательству относятся Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ и т.п.

Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ предусмотрена возможность использования во внешнеторговой сфере специального законодательства.

Наиболее значимыми для правового регулирования внешнеторговой деятельности являются следующие законы: «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ, «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ, «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ, Таможенный кодекс Таможенного союза, «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ, «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 г № 160-ФЗ, «Об экспортном контроле» от 18.07.1999 г. № 183-ФЗ, «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» от 04.01.1999 г. № 4-ФЗ, «О финансовой аренде (лизинге)» от 29.10.1998 г. № 164-ФЗ, «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» от 19.07.1998 г. № 114-ФЗ, «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ, «О соглашениях и разделе продукции» от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ, «О международных договорах Российской Федерации» от 15.07.1995 г. № 101-ФЗ, «О таможенном та-рифе» от 21.05.1993 г. № 5003-1, «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ, «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» от 08.12.2003 г. № 165-ФЗ и др.

Предметом закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (до этого внешнеторговая деятельность регулировалась законом от 1995 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности») является деятельность по экспорту(импорту) товаров, услуг, работ, интеллектуальной собственности, информации. Из предметной сферы закона исключены услуги, которые оказывает Центральный банк России для исполнения своих функций, а также финансовые услуги в публично-правовой сфере. В предметную сферу данного закона не попадают также и отношения, связанные с вывозом(ввозом) продукции военного назначения, а также с такими товарами, информацией, работами, услугами, интеллектуальной собственностью, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, иных видов вооружения и военной техники. Особенности правового регулирования в данных вопросах устанавливаются в специальных законах: «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами», «Об экспортном контроле».

Закон определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия России и ее субъектов в области ВТД в целях обеспечения благоприятных условий для ВТД и защиты экономических и политических интересов нашего государства.

Упомянутым законом предусмотрен строго ограниченный набор методов государственного (публично-правового) регулирования ВТД:

– таможенно-тарифное регулирование;

– нетарифное регулирование;

– запреты и ограничения в отношении услуг и интеллектуальной собственности;

– применение мер экономического характера, способствующих развитию внешней торговли;

– применение мер административного характера, способствующих развитию внешней торговли.

С принятием закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» впервые в российском законодательстве введены системные положения, касающиеся международной торговли услугами. Это конкретный пример адаптации российской правовой системы к праву Всемирной торговой организации.

При организации внешнеторговой деятельности, помимо международных актов и национального законодательства, предприятия РФ руководствуются деловыми обычаями и судебной практикой.

Деловые обычаи образуют так называемое транснациональное экономическое и торговое право. Согласно п. I ст. 5 ГК РФ сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе, признается обычаем делового оборота. ГК РФ допускает применение таких обычаев при наличии пробела в нормативно-правовых актах и отсутствии регулирования по требуемому вопросу в договоре, заключенном между участниками отношений. Таким образом, договор, хотя и не является источником права, по юридической силе находится выше обычая.

Англия и Италия являются лидерами в возникновении торговых обычаев, ставших общепризнанными в международном коммерческом обороте, а также многих правил международного частного права.

Примером деловых обычаев являются Международные правила толкования коммерческих терминов (Инкотермс 2010), Принципы международных коммерческих договоров Международного института по унификации частного права (УНИДРУА), Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов, Унифицированные правила по инкассо. и др.

Особое место в правовой системе регулирования ВЭД занимает судебная практика (прецедент). В частности, в качестве норм права могут рассматриваться и учитываться при разрешении споров решения Конституционного суда РФ, Верховного и Высшего Арбитражного суда РФ с разъяснениями по вопросам судебной практики (постановления пленумов указанных судов, обзоры судебной практики, утвержденные президиумами). Судебные акты третейских судов не являются источниками права, но могут стать таковыми, в случае если участники сделки уполномочили третейский суд.

Кроме того, в некоторых странах (в основном англо-саксонской и мусульманской систем права) источником права признается правовая доктрина, т. е. научные положения. Обычно они используются в качестве источника права при наличии пробела в нормативно-правовых актах и отсутствии судебного прецедента. Под правовой доктриной понимают чаще положения из работ известных ученых. Например, в Великобритании при отсутствии закона и судебного прецедента для решения спора прибегают к мнениям наиболее известных ученых юристов (главным образом прошлого), например, трудам Блэкстона («Комментарии законов Англии», 1765 г.), Коука («Правовые институты Англии», 1628 г.), Фостера («Решения королевских судов», 1763 г.), а также Дж. Локка, Дж. Милля, Э. Берка, А. Дайси и др. Гражданский кодекс Швейцарии содержит правило о возможности разрешать спор, основываясь на положениях работ наиболее известных специалистов в области гражданского права в случаях пробела в законодательстве. В России правовая доктрина не признается источником права.

Рассматривая источники международного коммерческого (торгового) права, нельзя обойти вниманием такую категорию, как lex mercatoria (в переводе с латинского – торговое право) или «транснациональное коммерческое право». Несмотря на существующую дискуссию по поводу юридической природы и содержания этого определения, в большинстве случаев под ним понимается совокупность негосударственных регуляторов внешнеэкономических операций, основная идея которых заключается во вненациональном регулировании, а также возможности саморегулирования.

В понятие lex mercatoria включают различные по своей юридической природе категории, такие как общие принципы права, международные договоры, международные торговые обычаи (т. е. то, что было рассмотрено выше как виды источников международного коммерческого (торгового) права), а также типовые контракты на отдельные виды товаров, факультативные общие условия поставок, арбитражные регламенты, кодексы поведения, рекомендательные акты международных организаций. Таким образом, это понятие включает не только элементы системы права (правового регулирования), но и иные элементы, относящиеся к более общей категории – социальному регулированию отношений.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. В чем заключается сущность внешнеторговой деятельности?

2. Какие факторы оказывают влияние на динамику внешней торговли?

3. Расположите страны в порядке убывания лидерства в мировом экспорте 2015 г.: Япония, Сингапур, Китай, США, Корея, Гонг Конг, Россия, Канада.

4. Расположите страны в порядке убывания лидерства в мировом импорте 2015 г.: Гонг Конг, Корея, США, Канада, Китай, Япония, , Индия, Мексика, Сингапур.

5. Охарактеризуйте развитие международной торговли в современной России.

6.С помощью каких показателей определяется интенсивность внешнеторговой деятельности и зависимость от мирового рынка? Как они рассчитываются?

7.Чем физическое лицо отличается от юридического?

8. Назовите основные организационно-правовые формы коммерческих юридических лиц?

9. Чем отличается сбытовой агент от консигнатора?

10. Опишите самую масштабную форму торгового посредничества.

11.Из каких норм складывается правовой режим осуществления внешнеторговой деятельности,

12. Дайте более короткое название следующим документам:

Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров; Принципы международных коммерческих договоров; Международные правила толкования торговых терминов; Типовой закон о закупках товаров (работ) и услуг, разработанный Комиссией ООН по праву международной торговли.

13. Объясните понятие lex mercatoria.

14. Рассчитайте показатели вовлеченности в международную торговлю в Приморском крае.

15. Заполните таблицу:

Сравнит признак Брокеры (простой посред) Поверенные посредники Комиссионеры Сбытовые агенты Консигнаторы   Дистрибьюторы   Джобберы
Проведение переговоров              
Участие своим именем              
Участие своим капиталом              
Главная роль в сделке              
Тип договора с экспортером              
                 

Наши рекомендации