Нормативно-правовое обеспечение волонтерской деятельности

Содержание

Введение

1. Из истории добровольчества (волонтёрства).

1.1. Зарубежный опыт волонтерской (добровольческой) деятельности

1.2. Становление отечественного добровольчества (волонтёрства)

Нормативно-правовое обеспечение волонтерской деятельности

2.1. Проблемы нормативно-правового обеспечения волонтерской деятельности в современной России

2.2. Нормативно-правовые особенности деятельности волонтёров в НКО.

3. Организационно-управленческое обеспечение волонтерской деятельности

3.1. Задачи формирования инфраструктуры поддержки волонтерских программ

3.2. Региональный опыт создания ресурсных центров молодежного добровольчества

Кадровое обеспечение волонтерской деятельности

4.1. Развитие социальной компетентности молодежи в добровольческом движении как основа личностного и профессионального развития

4.2. Развитие личностного потенциала добровольца через реконструкцию его качества жизни

Методическое обеспечение волонтерской деятельности

5.1. Особенности проектной деятельности в реализации волонтёрских программ в организациях высшего профессионального образования.

5.2. Внедрение инновационных методик развития добровольческой активности молодежи.

5.3. Лучший опыт: методики и технологии работы добровольческих организаций.

Заключение

Приложения. Образцы нормативных документов

Список литературы

Введение.

Добровольческий труд в современной России – повседневная социальная практика. Волонтеры объединяются, чтобы сажать деревья, прививать здоровый образ жизни, организовывать различные общественные мероприятия, решать проблемы благоустройства территорий. Этот список можно продолжать.

Добровольчество – уникальный способ самовыражения личности, ее самореализации, саморазвития, формирования личной инициативы, гражданской ответственности, лидерских качеств. В последние годы появилось значительное количество работ, посвященных добровольчеству. Но при этом большинство опубликованных материалов не имеет ярко выраженного научно-методического характера. Общественные организации, волонтерские центры реализуют сложившиеся методические подходы без их критического осмысления, без предварительной оценки их целесообразности
и эффективности. Очень часто можно видеть механическое копирование опыта зарубежных стран без адаптации к особенностям российской жизни. Концептуальное самоопределение национального добровольчества идет по пути стихийной интеграции сложившихся идей и подходов, многие из которых противоречат национально- культурным традициям нашей страны. Необходима научная оценка регионального опыта российского волонтерства, разработка и внедрение вариативных образовательных программ молодежи, участвующей в добровольческих акциях различной направленности.

Изучение деятельности волонтерских организаций представляется важным в контексте задач создания концептуальной основы развития добровольчества в современной России. Практические рекомендации по внедрению инновационных форм менеджмента в добровольческих проектах могут стать основой для авторских моделей развития волонтерства с учетом особенностей различных регионов. Представляется, что ключевым моментом в успешном развитии добровольчества является формирование инфраструктуры системной поддержки волонтерских проектов путем совместных усилий государства и общественных организаций. Коллектив авторов выражает надежду, что публикуемые результаты научных исследований внесут скромный вклад в создание концепции стратегического развития российского добровольчества.

Продвижение волонтерских ценностей и менеджмент различных форм добровольческих усилий открывают новые возможности демократизации и консолидации общества.

Развитие молодежного добровольчества в России во многом зависит от особенностей традиционных общественных ценностей нашей страны, роли государства в организацию благотворительности и волонтерства. Поэтому вопросы государственной поддержки добровольческих усилий молодежи приобретает решающее значение в условиях обострения социальных проблем общества.

Происходящий по всему миру рост осознания того, что добровольчество вносит важный вклад, как в экономическое, так и в социальное развитие, способствует сплочению общества, укреплению доверия между людьми, свидетельствует о том, что основные идеи и ценности добровольчества становятся важнейшими приоритетами человечества в новом тысячелетии.

Добровольчество(волонтерство)в России и, в частности, молодежное добровольчество, как уже признанно, за исторически короткий срок (20 лет) стало одним из приоритетных направлений социально-экономического развития страны, инструментом реализации государственной молодежной и социальной политики; является центром практической деятельности некоммерческих организаций (далее – НКО), многих других организаций различных организационно-правовых форм. И государством и обществом добровольчество все больше осознается существенным ресурсом для решения серьезных социальных проблем; повышения эффективности работы организаций некоммерческого сектора; развития территорий местных сообществ; способом позитивного развития молодежи и повышения общественного потенциала; основой для построения гражданского общества
и развития человеческого потенциала. Постепенно формируется понимание того, что реализация задач системного развития добровольчества, возможна только совместными усилиями государства, институтов гражданского общества и с привлечением международного опыта и практики.

В результате в течение последних 15 лет совместных общественно-государственных усилий в России созданы определенные предпосылки и условия формирования институциональных и правовых механизмов содействия в развитии добровольчества. Роль и усилия добровольцев ежегодно отмечается в Посланиях Президента, в докладах Общественной Палаты; принят и реализуется ряд законодательных решений, способствующих развитию добровольчества; поддержка добровольчества становится приоритетным направлением государственной молодежной и социальной политики, в целом - социально-экономического развития страны.

В России, как и во многих странах мира, активно развиваются программы молодежного добровольчества, реализуемые совместными усилиями органов государственной власти, молодежными и поддерживающими молодежь НКО и образовательными организациями. Добровольческая деятельность молодежи охватывает множество типов активного участия молодежи в различных конкурсах, реализации социально значимых проектов, направленных на помощь своему сообществу, профилактику и предупреждение распространения ВИЧ инфекции и СПИДа среди подростков и молодежи, участие в дворовых спортивных мероприятиях и массовых соревнованиях, многое другое. Примеры позитивной практики общественно-полезного вовлечения молодежи можно обнаружить практически в каждом российском городе. При этом некоторые из программ развиваются как национальные инициативы. То есть начатые в одном из городов их развитие или повторение можно найти и в других городах.

Как правило, деятельность в сфере развития добровольчества осуществляется совместными усилиями органов государственной власти, общественными организациями и образовательными организациями. В ходе многообразной региональной практики разработаны, апробированы и внедряются различные методики и технологии, наглядно показывающие, что добровольчество в молодежной среде является одной из наиболее эффективных стратегий включения молодежи в социальную практику, усиления ресурсного потенциала молодежи в решении социально значимых и собственных проблем.

Структура молодежных добровольческих программ/центров, может существенно отличаться в каждом регионе, в том числе в зависимости от того, какова цель их создания, от места создания, условий, возможностей, назначения, уровня знаний и представлений организаторов о молодежных добровольческих программах. Поддержка различных форм молодежного добровольчества, объединений молодежи, инициирование и развитие подростково-молодежного добровольческого движения по первичной профилактике нарко-алкогольной зависимости, ВИЧ/СПИДа, пропаганде здорового образа жизни и др. развивается в Калмыкии, Амурской области, Тюмени, Тверской области, Кемеровской области, Курганской области, Чувашской Республики, Саха Якутия, Ярославская области, Республика Татарстан, Мордовия, Чувашская Республика, Костромская область, Сибирский регион, др., наглядно показывающих, что развитие добровольчества в молодежной среде является наиболее эффективной стратегией включения ресурсного потенциала молодежи в решение социально значимых и собственных проблем.

1. Из истории добровольчества (волонтёрства).

Заключение договорных отношений между волонтёром и НКО

Особого внимание заслуживают вопросы, связанные с заключением договоров между волонтёром и НКО. Договор обязательно нужен, если ему нужно компенсировать расходы или если он работает регулярно, выполняя в НКО определенную функцию. Договор должен быть заключен в письменной форме. Это вполне может быть обмен сканированными копиями подписанных документов по электронной почте, если волонтёр и офис организации находятся в разных городах.

В договор нужно включить:

ü описание работы или услуг волонтёра,

ü благотворительные цели этой работы,

ü состав и порядок возмещения расходов,

ü условия и порядок прекращения договора.

ü положения о конфиденциальности, персональных данных.

Некоторые НКО сталкиваются с проблемами из-за неаккуратно составленных договоров с волонтёрами: копируют шаблон трудового договора, где есть указания на определенные часы работы, выходные, отпуска, условия регулярных поощрений, а потом не могут доказать проверяющим органам, что волонтёр не был сотрудником, получающим зарплату.

Поэтому при заключении договора стоит избегать:

ü указаний на часы работы, выходные, отпуск;

ü условий о регулярных поощрениях;

ü всего, что делает договор с волонтёром похожим на трудовой договор.

Рассмотрим далее, какие компенсации получают волонтёры и на какие преимущества они могут рассчитывать.

Действующее законодательство позволяет предусмотреть в гражданско-правовом договоре с добровольцем компенсацию его расходов на проезд, проживание, питание, покупку средств индивидуальной защиты и уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование. Впоследствии эти суммы будут освобождаться от обложения налогами и взносами во внебюджетные фонды.

Однако, если доброволец осуществляет безвозмездную деятельность, которая не признается законодательством благотворительной, получается, что он обязан будет уплатить с этой суммы НДФЛ и страховые взносы во внебюджетные фонды, т. е. отдать почти половину суммы компенсации его расходов государству.

В законодательстве содержится косвенное упоминание о праве использовать безвозмездный труд граждан некоммерческими организациями (ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Для коммерческих структур подобная возможность не предусмотрена ни прямо, ни косвенно, однако и не запрещена. Соответственно, коммерческая организация вправе использовать труд добровольцев при реализации ею, к примеру, какого-либо социального проекта, однако следует обратить внимание на один нюанс. Согласно ст. 67 Трудового Кодекса РФ, при фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе. Может возникнуть такая ситуация, при которой недобросовестный работник, допущенный к работе в качестве волонтёра на основании устного договора, обратится в суд с требование заключить с ним трудовой договора на основании указанной статьи. Поэтому мы рекомендуем коммерческим организациям заключать с волонтёрами договор безвозмездного выполнения работ (оказания услуг) в письменной форме.

По смыслу положений Гражданского Кодекса Российской Федерации, несмотря на безвозмездность и добровольность труда волонтёра, в случае заключения с ним гражданско-правового договора и закрепления в этом договоре обязанности волонтёра выполнить ту или иную работу, волонтёр тем не менее не может отказаться от его исполнения в одностороннем порядке (ст. 310, ст. 407, ч. 3 ст. 420, ст. 423).

Все сказанное справедливо для договора, заключенного в письменной форме. Вместе с тем, закон позволяет урегулировать отношения волонтёра и лица, использующего или получающего его помощь, и устным договором. В этом случае доброволец уже не имеет права на возмещение своих расходов (ч. 3 ст. 7.1 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ).

Трудовой договор с волонтёром не может быть заключен, поскольку трудовое законодательство не предусматривает возможности привлечения работника по трудовому договору к безвозмездному труду – напротив, одним из признаков трудовых отношений признается выполнение работником трудовой функции за плату (ст. 15 Трудового Кодекса Российской Федерации).

Если волонтёру регулярно компенсируют расходы на проезд, на бензин, на материалы для творчества и т.п. и если даже бухгалтеру удобно делать это 5-го числа каждого месяца, а не по факту предоставления каждого чека о расходах, лучше не оговаривать это в документах. Если договор вовсе не оформлен, то невозможно законным образом компенсировать расходы добровольцам, а волонтёры могут впоследствии потребовать плату за услуги.

Если НКО приглашает, например, известного исполнителя для проведения концерта на безвозмездной основе, то в договоре можно прописать условия его прекращения так, чтобы избежать отмены концерта за три часа до его начала без уважительных причин. Можно оговорить действия НКО и волонтёра-«звезды» в случае форс-мажора и в случае, если организации придется в срочном порядке искать другого участника концерта на возмездной основе.

Еще один риск незаключения волонтёрского договора – в том, что проверяющая организация может счесть отношения волонтёра и НКО трудовыми. Это повлечет иски о заработной плате, а также штрафы за неоформление трудового договора (с 1 января 2015 года — 100 тысяч рублей) (Штраф за неоформленного сотрудника в 2016 году // http://finansiko.ru/kakoj-shtraf-pridetsya-uplatit-za-neoformlennogo-rabotnika/).

Волонтёр не обязан платить налог на доход физических лиц, если ему оплачивают транспорт, проживание на месте оказания услуг, форменную одежду, стройматериалы. Расходы на питание не облагаются налогом в пределах 700 рублей в сутки (такова норма по России). Если НКО оплачивает своим волонтёрам обучение, лечение или делает ценные подарки, проверяющие организации могут счесть это доходом волонтёров и предъявить претензии за невыплаченный налог. Это касается, например, курсов повышения квалификации или подарков стоимостью более 4 тысяч рублей. Если НКО оплачивает волонтёрам безлимитный проездной по Москве, а помогает каждый из них раз в неделю, то у проверяющих органов также могут возникнуть вопросы. По словам юристов, налог на доходы физических лиц в России не так уж велик, и иногда проще «перестраховаться» и заплатить его в случаях, когда в законах нет чёткого указания, что получатель средств освобождается от налогов.

С 1 января 2012 года не облагаются НДФЛ суммы, полученные добровольцами в качестве компенсаций проезда, проживания, питания, покупки средств индивидуальной защиты и уплаты страховых взносов на ДМС (Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 235-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности»).

Вместе с тем, следует различать компенсацию уже затраченных добровольцем средств на участие в том или ином проекте и фактическую оплату расходов получателями помощи волонтёров или иными организациями (к примеру, покупка билетов или оплата гостиничного номера) – это имеет значение для налогообложения. В первом случае сумма компенсации расходов волонтёра не будет облагаться НДФЛ, а во второй ситуации стоимость билета или проживания будет считаться доходом, полученным волонтёром в натуральной форме, и, следовательно, облагаемым НДФЛ. То же правило касается, к примеру, предоставления в собственность волонтёра форменной одежды и вещевого имущества (письмо ФНС России от 7 мая 2013 г. № НД-17-3/55 «О налоге на доходы физических лиц»). Однако Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 152-ФЗ «О внесении изменений в главы 23 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» доходы добровольцев и волонтёров в натуральной форме в виде форменной одежды и вещевого имущества освобождаются от налогообложения НДФЛ. При этом действие данного правила имеет обратную силу и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года.

По общему правилу, выплаты добровольцам не облагаются и страховыми взносами во внебюджетные фонды (ч. 5 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»).

Исключением из сумм, освобождаемых от обложения НДФЛ и страховыми взносами, являются суммы компенсаций на питание, превышающие установленный п.3 ст. 217 Налогового Кодекса РФ размер суточных — 700 руб. за каждый день внутри страны и 2500 руб. за каждый день нахождения за пределами России. Иными словами, если волонтёру будет компенсированы расходы на питание в размерах свыше суточных, на сумму такого превышения будут начисляться страховые взносы.

Волонтёры имеют право на неофициальные льготы и преимущества. К ним могут относиться, к примеру, право бесплатно посещать мероприятия некоммерческих организаций, в которых трудится волонтёр, скидки на их продукцию и услуги, бесплатный доступ к полезным информационным ресурсам и т. д.

Кроме того, несмотря на то, что работа волонтёров не оплачивается, она нередко дает полезные знания и навыки и помогает установить личные контакты. Все это впоследствии может оказать содействие в успешном трудоустройстве человека с опытом волонтёрства.

Привлечение волонтеров

Кейс Волонтерского центра Омского государственного университета путей сообщения (ОмГУПС) «Привлечение волонтеров»

Краткая аннотация:

Несмотря на то, что волонтерское движение набирает обороты, существует проблема привлечения активных, инициативных людей. Россия до сих пор сталкивается с проблемой распространения волонтерского движения среди общественности.

Введение:

В России уровень развития волонтерского движения остается низким по сравнению с другими странами. Законодательно волонтерство в нашей стране начало оформляться только в середине 90-х годов, но над регулированием этой деятельности в сферах экономики и права нужно еще работать. Поэтому для нашей страны достаточно сложно привлечь необходимое число активных, целеустремленных людей в добровольческую деятельность.

Описание проблемы:

1. Отсутствие механизма взаимодействия волонтера и общества.

2. Отсутствие пропаганды движения в целом.

3. Нехватка знаний общества о деятельности волонтера.

4. Недостаток в активных, позитивных людях, с ярко выраженными лидерскими качествами, с опытом волонтерской деятельности.

Для эффективного понимания волонтерской деятельности и развития личности волонтера нужно правильно ставить задачу и объяснять пути ее решения. Волонтер всегда точно и четко должен знать, зачем он совершает тот или иной добровольный поступок. Когда сформулирована цель, необходимо предоставить пути достижения этой цели и четко им следовать. Для того, чтобы добровольцы ощущали потребность в себе в дальнейшем, т.е. не остывали к этой деятельности, необходима четкая программа, направленная на поддержку инициатив. Стимулированием этой инициативы нужно заниматься постоянно, так уж устроен человек, ему необходимо ощущать свою важность и нужность в деле, которому он предан.

Для развития управленческих навыков волонтеры должны пройти обучение, принимать участие в составлении плана работ и видеть положительные результаты своей деятельности. Дать возможность карьерного роста, т.к. практически во всех организациях, в т.ч. и в Волонтерском центре, распределены должности и создана иерархия. В зависимости от успехов человек приобретает тот или иной статус, что не только повышает его самооценку, но и развивает чувство ответственности.

Для всестороннего развития волонтера и повышения его компетентности и конкурентоспособности волонтерам нужно предоставлять возможность заниматься различными видами деятельности.

Описание процесса решения проблемы или реализации проекта:

Для решения проблемы привлечения достаточного количества волонтеров, информирования жителей города о добровольческом движении и его деятельности необходимо проводить информационную кампанию, которая включает в себя:

- Объявления, стенды, листовки в местах скопления молодежи (клубы, школы, тусовки, образовательные учреждения).

- Наборы из групп клиентов или участников тренингов.

- Наборы в других организациях, переманивание или вовлечение в работу из других сфер деятельности.

- Проведение всевозможных акций.

- Приглашения через друзей и близких.

В этих информационных кампаниях нужно использовать наиболее эффективные методы привлечения:

- Новые знакомства, общение, новые возможности.

- Пояснение значимости происходящего.

Благодаря таким методам привлечения, через некоторое время люди начнут осознавать всю значимость волонтерского движения, у них появится энтузиазм, они начнут заражать им своих друзей, знакомых. В это время их нужно обучать лидерским качествам, допускать к ответственности и формировать активных, инициативных людей с волонтерским опытом.

Сейчас у нас работает достаточная слаженная команда волонтеров, каждый из них знает свои функции, знает уровень ответственности. Мы не ограничиваем людей в выборе деятельности и часто предлагаем заниматься именно тем делом, в котором они видят себя и где они смогут раскрыться.

Отбор волонтеров

Кейс Центра подготовки волонтеров «Forward» Сочинского государственного университета (СГУ) «Технология проведения интервью в процессе отбора волонтеров»

Краткая аннотация:

Менеджмент в волонтерских программах – важнейший элемент формирования кадровой базы добровольчества. На этапе отбора все кандидаты, подавшие заявки, должны пройти ряд оценочных мероприятий. При условии, что базовые онлайн-тестирования пройдены успешно, кандидату направляется по электронной почте приглашение на интервью с датой и временем проведения. Рассмотрим, как был организован данный этап отбора в центре подготовки волонтеров СГУ «Forward».

Для будущих волонтеров из числа жителей Сочи и его окрестностей были обязательны очные интервью, так называемые face-to-face. Жителям других регионов, прикрепленных к центру «Forward», предлагалась возможность пройти процедуру дистанционно, используя Skype. В этом случае требовалось наличие у кандидата веб-камеры: интервьюер должен был увидеть человека, подтвердить совпадение личности с фотографией в заявке, сверить паспортные данные с заявленной информацией в системе управления волонтёрами (СУВ).

Набор интервьюеров осуществлялся из числа студентов и преподавателей СГУ. Интервьюеры прошли тренинг в волонтерском центре. Каждый из добровольцев, занятых на этой позиции, получил по окончании оценочных сессий сертификат.

В центре работали 24 интервьюера. Ежедневно интервью проводили шесть человек до обеда и шесть – после. Интервьюер работал бесплатно, по 4 часа три дня в неделю. Работа была распределена на 4 смены. Каждый день один человек из команды центра обзванивал кандидатов, приглашая на собеседование. Еще один человек в течение дня проверял паспорта кандидатов, проходящих интервью, и сверял с данными, изначально указанными в анкете. Следует подчеркнуть, что схема, реализованная в «Форварде», позволяла проводить отбор в поточном режиме – до 60 интервью в день.

Личность кандидата в волонтеры оценивалась по определенным параметрам. Интервьюеры следовали программе, разработанной компанией Detech. «Руководство по проведению интервью по компетенциям» являлось основным документом, в соответствии с которым производилась оценка кандидатов в волонтеры Игр 2014 года.

В ходе собеседования интервьюеры определяли уровень таких компетенций потенциального волонтера, как осознанность, вовлеченность, исполнительность, стрессоустойчивость, уважение. Что касается проверяемых способностей, перечень содержал, в том числе, следующие требования: понимание инструкций и следование им, способность ориентироваться во времени, расписаниях и числах.

Кандидата просили рассказать о цели участия и вкладе, который он хотел бы внести в Олимпийские игры: почему он решил стать волонтером зимних Игр в Сочи, есть ли у него опыт волонтерской деятельности, нравится ли ему работа в команде. С ним беседовали об Олимпийских и Паралимпийских играх и особенностях волонтерской работы. Кроме того, кандидату необходимо было ответить на вопрос функциональной специфики и подтвердить заявленный во время онлайн-теста уровень владения иностранными языками – ряд вопросов интервьюеры задавали на английском.

По итогам прохождения интервью формировалась сводная оценка. Интервьюер заполнял специальную форму и в пункте «решение о найме» отмечал, рекомендует ли он волонтера к дальнейшей подготовке. Успешные кандидаты переходили на следующий этап и начинали обучение к Играм 2014 года. Если количество набранных в совокупности баллов не достигало стандартной отметки, но отставало на один балл, кандидата включали в резерв. Максимальные баллы по оценке эксперта давали добровольцу шанс занять ведущую позицию и стать лидером команды волонтеров на Играх.

Обучение волонтеров

Методические материалы Центра развития молодежных волонтерских программ Тверского государственного университета (ТвГУ) «Инновационная образовательная программа «Волонтеры успеха».

Рабочая программа дисциплины «Волонтёры успеха» для подготовки бакалавров и магистров всех специальностей общего профиля очной формы обучения.

Пояснительная записка:

Необходимость введения данной программы связана с трудностями адаптации студентов к условиям современного рынка труда, требующим развития социально-психологических компетенций.

Эффективность программ обучения во многом зависит от возможности подобрать для студента такие виды работ во внеучебной деятельности, которые дадут выход его личной мотивации, требующей реализации, учитывают его реальные возможности. Для этого необходимо обучение, которое направлено на развитие личности в равной степени, как и на развитие навыков работы. Таким видом деятельности создатели этой программы видят волонтёрство.

Ключевым фактором в подготовке волонтёров является формирование психологических компетенций, т.е. минимума социально-психологических знаний и умений, которые являются практической необходимостью в достижении успеха в реализации задач добровольческого движения. Знания о закономерностях взаимодействия в общении и толерантном отношении могут быть использованы волонтёрами как некий инструмент, помогающий анализировать своё поведение, находить разнообразные пути толерантного взаимодействия, позволяющие избегать конфликтов или продуктивно их решать.

Изучение данной программы направлено на формирование и развитие ценностно-смысловых, социально-коммуникативных, индивидуально-личностных компетенций студентов.

Участники приобретут навыки делового общения, работы с группой и в команде, социального проектирования и выхода их сложных ситуаций общения.

Введение предлагаемой программы обучения позволяет облегчить формирование новой образовательной культуры студента учебных организаций, его социальной компетентности, необходимых для успешного продвижения на рынке труда.

Занятия проводятся в форме практикумов и тренингов.

Уровень начальной подготовки обучающегося для успешного освоения инновационной образовательной программы «Волонтёры успеха»:

Общая трудоемкость дисциплины составляет 1,4 зачетных единиц (52 академических часа).

Целью дисциплины является формирование и развитие у обучающихся следующих компетенций:

ценностно-смысловых:

- способность видеть и понимать окружающий мир (ОК-1);

- способность осознавать свою роль и предназначение (ОК-2);

- умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков в учебной и профессиональной карьере, принимать решения (ОК-3).

cоциально-коммуникативных:

- знание необходимых способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями (ОК-4),

- навыки работы в команде (ОК-5),

- владение различными социальными ролями в коллективе

- (ОК-6).

- умение представить себя, задать вопрос, вести дискуссию и др. (ОК-7)

- умение создать социальный проект (ОК-8).

индивидуально-личностных:

- направленность на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки (ОК-9);

- забота о собственном физическом и психическом здоровье (ОК-10).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

- иметь представление о добровольчестве/волонтёрстве;

- понимать роль добровольческой деятельности в личностном и профессиональном развитии;

знать:

- информацию о направлениях деятельности Центра развития молодёжных волонтёрских программ;

- определение волонтёрства/добровольчества и волонтёрской/добровольческой деятельности.

- уметь:

- эффективно взаимодействовать с людьми;

- эффективно работать в команде;

- продуктивно оценивать результаты своей и чужой деятельности.

владеть:

- способами самопрезентации;

- основами социального проектирования.

В процессе освоения дисциплины используются следующие образовательные технологии, способы и методы формирования компетенций:

Лекция-визуализация, разыгрывание ролей, адаптационный и коммуникативный тренинги, активизация творческой деятельности, деловая учебная игра, метод малых групп, упражнения, социальное проектирование.

Одна часть занятий проходит в учебных аудиториях, вторая часть – в помещениях и на площадках конкретных мероприятий в пределах и за пределами корпусов университета.

Учебная программа:

Раздел 1. Коммуникативный тренинг.

Введение в курс. Понятие «волонтёр». Информация о Центре развития молодёжных волонтёрских программ. Навыки эффективного знакомства и самопрезентации. Понятие «команда». Особенности работы в команде. Творческий подход в решении задач. Понятие «Рефлексия». Важность обратной связи в совместной работе.

Раздел 2. Технология работы волонтёра.

Основы публичного выступления и работы с аудиторией. Практика публичных выступлений.

Раздел 3. Ролевая игра «Волонтёр в полевых условиях».

Поведение в нестандартных ситуациях. Практика выхода из сложных ситуаций общения. Опыт волонтёров «Сочи 2014».

Раздел 4. Основы социального проектирования.

Основы создания и написания проектов социальной направленности. Практика написания проектов. Примеры успешных проектов. Практика защиты проектов.

Раздел 5. Практика участия в волонтёрской деятельности.

Участие в организации и проведении мероприятий различной направленности (Кубок Европы по дзюдо, Всероссийский фестиваль молодёжных волонтёрских инициатив и другие, организованные Центром развития молодёжных волонтёрских программ или другими организациями). Реализация собственных проектов. Проведение волонтёрских уроков. Проведение волонтёрских экскурсий.

Рабочая учебная программа:

Наименование разделов и тем Всего Аудиторные занятия Самостоятельная работа
Лекции Практические работы
1. Коммуникативный тренинг  
1.1. Понятие «волонтёр»        
1.2. Информация о Центре развития молодёжных волонтёрских программ   0,5    
1.3. Навыки эффективного знакомства и самопрезентации      
1.4 Понятие «команда»   0,5    
1.5. Особенности работы в команде     0,5  
1.6. Творческий подход в решении задач.      
1.7. Понятие «Рефлексия». Важность обратной связи в совместной работе.     0,5  
2. Технология работы волонтёра  
2.1. Основы публичного выступления и работы с аудиторией      
2.2. Практика публичных выступлений.      
3. Ролевая игра «Волонтёр в полевых условиях»  
3.1. Поведение в нестандартных ситуациях      
3.2. Практика выхода из сложных ситуаций общения      
3.3. Опыт волонтёров «Сочи 2014»      
4. Основы социального проектирования
4.1. Основы создания и написания проектов социальной направленности      
4.2. Практика написания проектов    
4.3. Примеры успешных проектов      
4.4. Практика защиты проектов      
5. Практика участия в волонтёрской деятельности    
5.1. Помощь в организации и проведении мероприятий различной направленности  
5.2. Реализация собственных проектов    
5.3 Проведение волонтёрских уроков    
5.4. Проведение волонтёрских экскурсий.    
ИТОГО

Матрица компетенций:

Наименование разделов и тем Формируемые компетенции Используемые технологии
ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-5 ОК-6 ОК-7 ОК-8 ОК-9 ОК-10  
1. Коммуникативный тренинг       Тренинг
1.1. Понятие «волонтёр»                    
1.2. Информация о Центре развития молодёжных волонтёрских программ                    
1.3. Навыки эффективного знакомства и самопрезентации                  

Наши рекомендации