Проблема «личностного» взросления.

Профессиональная склонность к рефлексии спо­собствует тому, что психолог начинает явственно видеть и чувствовать изменения в собственном ми­ровоззрении, в своих взглядах на какие-либо со­бытия и вещи. Это не всегда его радует. Но это неизбежно и, как правило, позитивно. Надо про­сто быть готовым к этому.

4. Проблема налаживания контактов с деть­
ми и родителями.

Эта проблема косвенно касается проблемы вза­имодействия психолога и педагогов групп. В слу­чае позитивных контактов педагог при необходи­мости или возникновении проблем может посове­товать родителям обратиться за помощью к пси­хологу. Но психолог и сам должен позаботиться о себе: вывесить в групповых раздевалках пригла­шения для родителей с указанием консультатив­ных часов, заинтересовать новой информацией пси­хологического плана, касающейся проблем в раз­витии детей, повесить объявления о проведенном диагностическом обследовании детей и о возмож­ности узнать его результаты в часы приема и т. д.

5. Полное «погружение» в работу в ущерб
личному времени.

Часто молодые специалисты бросаются в рабо­ту, отдавая ей все силы и время. Такое рвение при-

Справочник дошкольного психолога

ятно администрации, но опасно для самого специ­алиста — перегрузками, нарушением баланса меж­ду работой и личной жизнью. К тому же со време­нем это проходит, а руководство, привыкшее к тому, что психолог сидит на работе днями и ноча­ми, начинает недоумевать и негодовать, что спе­циалист ушел с работы вовремя. Может возник­нуть, конечно, «производственная необходимость» (объезды, проверки и т. д., которыми изобилует жизнь ДОУ), тогда лучше остаться после работы и помочь нуждающимся в вас.

6. Критичное отношение к возрасту (читай — «наличию опыта») психолога со стороны пе­дагогов и родителей.

Свое нежелание обращаться за помощью к пси­хологу некоторые педагоги и родители мотивиру­ют его молодостью. В этом случае лучше всего по­может чувство юмора. Одна умная женщина-пси­холог на такой аргумент ответила: «А у нас, пси­хологов, профессиональная обязанность выглядеть молодо!»

Таким образом, становится очевидно, что пер­вые шаги психолога в коллективе — период ответ­ственный и трудный. И, как уже говорилось, от того, как специалист себя зарекомендует, зависит успешность его дальнейшей работы.

Для построения собственной модели деятельно­сти психологу важно знать ожидания педагогов, их представления о психологической работе. Ин­формацию можно получить из непосредственных бесед и собственных наблюдений. Лучше, если пси­холог сам придет к педагогу в группу. Не стоит




Глава 2. Организация деятельности психолога в ДОУ

задавать прямые вопросы. В процессе таких бесед «всплывает» много подводных камней, на первый взгляд незаметных: личностные особенности педа­гога, особенности взаимоотношений с администра­цией, ценности коллектива, система работы с ро­дителями, профессиональная позиция педагога, отношение к детям и т. д. Задача психолога — вы­делить важное для себя. Побеседовать необходимо с каждым сотрудником, включая и помощников воспитателя.

Если психологическая служба уже действовала в учреждении, новому специалисту необходимо про­анализировать закономерности ее функционирова­ния, планы, документацию, особенности сложив­шихся взаимоотношений с коллективом. Нераци­онально менять систему, необходимо выделить в ней позитивные моменты и отметить негативные.

В случае, если психолог в учреждении не рабо­тал, необходимо раскрыть коллективу особеннос­ти работы психолога, направления и формы его деятельности, его возможности и ожидания. Такое ознакомление может происходить в форме группо­вой консультации, семинара, деловой игры.

Работе с педагогами в первый год деятельности необходимо уделять особое внимание. Это обуслов­лено тем, что при построении позитивного взаимо­действия с педагогами возникает возможность наи­более эффективного решения целого ряда проблем. Для этого необходимо заинтересовать педагогов, предложить им интересные темы для бесед в не­формальной обстановке. Можно использовать «сюр­призные моменты»: письменные приглашения,





Справочник дошкольного психолога

конкурсы, психологические игры. Но важно, что­бы это не превращалось в пустое времяпрепровож­дение. Психолог должен четко следовать своей цели и направлять ход беседы в нужное русло.

Необходимо как можно чаще бывать в группах. Педагоги должны знать, что психолог — это по­мощник, а не контролер. Только тогда будет со­здана необходимая атмосфера доверия, исключа­ющая давление на педагогов. Важно объяснить, что деятельность и педагога, и психолога направлена на создание условий для развития ребенка, обеспе­чение его благополучия, а различия заключаются лишь в средствах.

Многое зависит от того, какую позицию зани­мает психолог. В книге М.Р. Битяновой1 «Органи­зация психологической работы в школе» выделя­ется несколько моделей межличностных отноше­ний психолога и педагогов, складывающихся в по­вседневном общении. Эти позиции с некоторыми коррективами можно отнести и к условиям детс­кого сада.

1-я позиция. «При директоре/заведующей».В такой позиции психолог становится личным пси­хотерапевтом администратора, следствием чего, во-первых, является подмена деловых отношений лич­ными, а во-вторых, нарушение отношений с педа­гогами. Позиция изначально неэффективная и при­водящая к осложнениям, так как любая попытка сменить эту позицию приводит к нарушению дело­вых отношений. Хотя данная позиция позволяет

1 Битянова М.Р. организация психологической работы в шко­ле. М., 1998.

Глава 2. Организация деятельности психолога в ДОУ

психологу реально влиять на педагогический про­цесс, для самого психолога она чревата самыми плачевными последствиями: он становится объек­том сплетен и пересудов, на него часто жалуются начальству, а его неудачи вызывают злорадство. В такой ситуации наиболее действенными оказыва­ются административные меры, что лишь снижает эффективность психологической работы.

2-я позиция. «Самый умный».Близка по ре­зультатам к первой, но в отличие от нее провоци­руется стилем поведения психолога. Имеет ярко выраженную ироническую окраску, выражаемую обычно педагогами с большим стажем, стиль об­щения которых характеризуется авторитарностью и агрессивностью. При возникновении проблем они часто снимают с себя ответственность, обра­щаясь к психологу с требованием «сделать что-нибудь». Такая реакция педагогов возникает на благородное желание психолога «научить, как надо», на использование им научной терминоло­гии, часто непонятной педагогам, а также на из­лишнюю критичность по отношению к тому, как строилась деятельность до его прихода в детский сад. В любом случае данная позиция тоже неэф­фективна.

3-я позиция. «Сам по себе». Втакой позиции психолог фактически не является участником пси­хологического процесса, все знают о его существо­вании, но никто не понимает, чем он занимается. Его работа отрывочна и эпизодична. Его образ оку­тан дымкой загадочности. И если в начале коллек­тив проявляет любопытство к деятельности пси-

Справочник дошкольного психолога

холога, то далее интерес постепенно пропадает и об этом специалисте забывают. Такая позиция мо­жет быть выгодна, с одной стороны, администра­ции, которая не заинтересована во вмешательстве в привычное течение дел, а с другой, псевдопсихо­логам, по какой-либо причине не желающим или не умеющим работать.

4-я позиция. «Один из нас».У психолога в та­кой позиции есть возможность установить равно­правные отношения с педагогами, активно вклю­читься в общую систему деятельности, повышая ее эффективность. Но существует опасность быть вов­леченным в межличностные эмоциональные кон­такты, которые не всегда носят позитивную окрас­ку. И тогда трудно будет сохранить нейтралитет как основной принцип деятельности психолога.

5-я позиция. «Палочка-выручалочка».Ока­зание помощи, не относящейся к психологичес­кой (в частности, выполнение всевозможных просьб и поручений как администрации, так и педагогов), становится основным содержанием деятельности психолога. В такую позицию часто попадают молодые специалисты, в силу своих лич­ностных особенностей не желающие портить от­ношения с коллегами и администрацией.

Для того чтобы избежать таких манипуляций, важно выделить для себя приоритеты, осознать и принять их. Умение тактично, но твердо ответить отказом вырабатывается не сразу, но это единствен­ная защита от манипуляторов. Это отнюдь не оз­начает, что психолог категорически должен отка­зываться от выполнения просьб, обращенных к

«

Глава 2. Организация деятельности психолога в ДОУ

нему и не входящих в круг его профессиональных обязанностей. Главное, чтобы выполнение таких поручений не стало основным содержанием его де­ятельности. Тем более что и в работе на группе вместо воспитателя (с этой просьбой администра­ция обращается к психологу особенно часто) есть свои плюсы, например более близкое знакомство с родителями, возможность взаимодействия с деть­ми в различных видах деятельности. Но и здесь необходима аккуратность, так как изначально по­зиции воспитателя и психолога различны, поэто­му психологически грамотные руководители, же­лая сохранить специалиста, стараются не исполь­зовать психолога в качестве воспитателя.

Еще один немаловажный момент, требующий особого внимания. Это внешний вид психолога.Здесь, конечно, многое зависит от вкуса и матери­ального достатка. Тем не менее, есть общие мо­менты, на которые стоит обратить внимание:

1. Главное правило — аккуратность и чистота.

2. Макияж и прическа не должны быть «крича­щими».

3. Страстным любительницам украшений луч­ше умерить свои аппетиты и на работу не надевать их слишком много.

4. Одежда должна быть удобной и комфортной. Лучше, если у вас будет «рабочий комплект» — то, во что вы будете переодеваться, приходя на работу, и что даст возможность для активной ра­боты с детьми.

Образ психолога должен складываться из уве­ренности в себе, скромности и респектабельности.

Справочник дошкольного психолога

Вопрос «рабочего комплекта» является еще и психогигиеническим: приходя на работу и переоде­ваясь, вы оставляете личные проблемы. То же са­мое и при уходе домой. Собственная психогигиена очень важна в работе психолога, так как это по­стоянное общение с людьми, приходящими со сво­ими проблемами и трудностями. С другой сторо­ны, психолог тоже живой человек, и у него в жиз­ни тоже не все может складываться гладко. По­этому важно найти те способы, которые помогли бы настроиться на работу или снять с себя груз чужих проблем. Каждый должен найти свое: ауто­генная тренировка, душ, музыка, ритуальные дей­ствия и т. д. '

Профессиональная адаптация психолога не мо­жет ограничиться какими-либо временными рам­ками, они очень условны. Важно развивать в себе умение изменяться, быть открытым и не бояться ошибок. Как сказал философ: «Человеку свойственно ошибаться», — а другой умный человек добавил: «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает!»

§ 2. ОФОРМЛЕНИЕ КАБИНЕТА ПСИХОЛОГА

Организация и оформление кабинета психолога требует особого внимания и со стороны самого спе­циалиста, и со стороны администрации. За мате­риальную сторону ответственна администрация ДОУ, что оговаривается при подписании договора о приеме психолога (как и других специалистов) на работу. Тем не менее, реальная ситуация фи-

Глава 2. Организация деятельности психолога в ДОУ

нансирования часто способствует тому, что специ­алистам приходится заниматься самофинансиро­ванием. Такой вариант наиболее распространен в практике ДОУ и требует, кроме всего, временных и энергетических затрат работников.

При организации кабинета необходимо исходить из реальных возможностей. Идеальным вариантом является наличие отдельного помещения, отведен­ного под кабинет психолога. Но также часто встре­чается ситуация, когда психолог делит кабинет с другим специалистом.

Остановимся на общих требованиях к оформле­нию.

Предпочтительнее, чтобы размер комнаты был небольшим, желательно наличие окна. Цветовое ре­шение должно быть мягким, в голубых, зеленых, кремовых тонах. Если обои имеют рисунок, он дол­жен быть мелким и неброским. Не стоит увлекать­ся «детской» тематикой (обои в стиле игровой ком­наты, с собачками, клоунами и т. д.), так как каби­нет психолога является еще и консультативным. Окно должно быть занавешено гардинами.

По возможности кабинет должен располагать­ся в отдалении от медицинского и администра­тивного кабинетов, от музыкального и физкуль­турного залов. Близость к первым двум может пре­пятствовать приходу или возникновению боязни, скованности (страх медицинских процедур, ощу­щение контроля). Близость же к спортивному или музыкальному залу повышает уровень шума в ка­бинете, что может негативно сказываться на ус­тойчивости внимания клиента. Идеальной звуко-




'25

Справочник дошкольного психолога

изоляции в детском саду не бывает, но необходи­мо добиваться предотвращения проникновение звуков из кабинета психолога (принцип конфи­денциальности) .

Подбор оборудования и мебели должен осуще­ствляться в соответствии с направлениями работы психолога.

1. Консультативное пространство оснащается журнальным столиком и двумя креслами. .

2. Игровое пространство включает стеллажи и полки с игрушками, небольшой ковер, небольшой стол и 2—3 детских стульчика.

3. Организационно-планирующее пространство кабинета оснащается письменным столом, стелла­жом или шкафом для книг и картотек.

В наличии должны быть картотеки:

— психологической литературы;

— игр и упражнений для развития и коррекции познавательной сферы;

— стимульного материала к диагностическим методикам в работе с детьми;

— стимульного материала к диагностическим методикам в работе с родителями и педагогами;

— бланки и анкеты тестов.

Наличие таких картотек систематизирует рабо­ту психолога, помогает экономить время. Данный перечень может варьироваться в соответствии со спецификой работы конкретного ДОУ.

В наличии должен быть магнитофон с функци­ей записи и подбор аудиокассет с разнохарактер­ной музыкой (релаксационная, активизирующая, шум леса и моря, детские песенки и т. д.).

Глава 2. Организация деятельности психолога в ДОУ

Литература должна классифицироваться по сле­дующим разделам:

— по общей психологии (включая словари);

— по детской психологии и возрастным особен: ностям детей;

— коррекционно-развивающая;

— по диагностике уровня развития детей;

— для родителей;

— периодические издания;

— по организации психологической службы в ДОУ.
Игровое пространство должно включать:

1) набор мозаик из пластмассы;

2) пазлы;

3) пирамиды, матрешки;

4) конструктор (типа «Лего»);

5) сюжетные кубики;

6) небольшой набор строительного материала;

7) куб форм (с прорезями);

8) различные головоломки;

9) тематические игры типа «Азбука настроений», «Волшебное путешествие», «Четвертый — лиш­ний», «Логический поезд» и т. д.;

10) маски с различным эмоциональным выра­жением;

11) различные виды кукол:

— перчаточные;

— пальчиковые;

— конусные;

— веревочные (мальчик и девочка);

— «дергунчики»;

12) игрушки-сюрпризы с включением движения,
цвета и звука; ч





Справочник дошкольного психолога

13) наборы маленьких игрушек (типа «Киндер-
сюрприз»):

— деревья;

— здания, дома;

— мебель;

— машинки;

— посуда;

— дикие животные;

— домашние животные;

— древние животные (динозавры);

— солдатики;

— самолеты, вертолеты, лодки;

— драгоценности, клады;

— пупсы, люди;

— фантастические персонажи;

— лопатка, совок, ведерко;

— природный материал (листики, камыш, ореш­ки, водоросли, корешки, шишки хмеля и т. д.);

— оружие, бытовые приборы;

— соска;

— семья животных;

— семья людей;

14) емкости для песка (голубой деревянный ящик
с коричневыми сверху бортиками 60x40x10 см);

15) емкость для воды с набором плавающих иг­рушек;

16) детский дартс, лучше с мячиком на резин­ке, а не с дротиками;

17) игрушка Бобо (без лица) или подушка для выплеска агрессивности;

18) разнообразный художественный материал: пластилин, глина и т. д.

Глава 2. Организация деятельности психолога в ДОУ

Такой перечень игровых материалов способству­ет использованию психологом широкого спектра терапевтических техник: игротерапии, сказкотера-пии, изотерапии, пескотерапии. Выбор приоритет­ного направления зависит от профессиональных предпочтений специалиста. Игрушки должны рас­полагаться в доступном для ребенка месте, на от­крытых или застекленных полках. Песок должен быть чистым, прокаленным.

Организуя пространство кабинета, необходимо помнить, что основными принципами, которыми необходимо руководствоваться, являются комфорт­ность, гармоничность и доверительность атмо­сферы. Кабинет не должен загромождаться лиш­ними предметами, вещами. Лучше, если комнат­ное растение будет одно, но большое. Возможно включение в интерьер кабинета аквариума. Неже­лательно присутствие личных вещей психолога, например фотографий.

Один из вариантов организации пространства ка­бинета показан на рисунке 1 (в случае, если у пси­холога отдельный кабинет).

Вариантом организации пространства при не­обходимости использования кабинета двумя спе­циалистами, например старшим воспитателем и психологом, может быть следующий (рисунок 2).

Одним из важных аспектов деятельности психо­лога является забота о психо-эмоциональном со­стоянии педагогов. В целях снятия напряжения необходимо организовывать во время сна детей «релаксационные паузы» для педагогов и, по же­ланию, других сотрудников ДОУ. Для проведения





Наши рекомендации