Нормативно-правовое и организационное обеспечение социальной защиты детства

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ЗАВЕДЕНИЯ «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.И. ВЕРНАДСКОГО» В г. ЯЛТЕ

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ДЕТСТВА

Методические рекомендации

по организации самостоятельной работы для студентов

Направление подготовки: 44.03.02

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Профиль подготовки: Психология и социальная педагогика

Ялта – 2015 г.

УДК [36:343.627] (07)

ББК 65.272

Печатается по решению ученого совета Гуманитарно-педагогической академии – Протокол № от 2015 г.

Социальная защита детства. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов/ И.В.Гришко. – Ялта: РИО КГУ, 2015. – 60 с.

Рецензенты:

Богинская Ю.В., докт. пед. наук, доцент, заведующая кафедрой социальной педагогики Института педагогики, психологии и инклюзивного образования

Кислица Ж.И., директор государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Ялтинский центр социальных служб для семьи, детей и молодёжи»

Сборник методических рекомендаций предназначен для студентов и направления подготовки 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», преподавателей.

ББК

65.272

© Гришко И.В., 2015

© Гуманитарно-педагогическая академия, 2015

Содержание:

Введение………………………………………….…………………..4

1. Ведение в предмет. Понятийно-терминологический аппарат системы социальной защиты детства………………………...5

2. Нормативно-правовое, материально-финансовое обеспечение социальной защиты детства ……………….…..8

3. Сущность государственной политики социальной защиты детства в РФ ………………………………………………….11

4. Семья, личность и общество…................................................14

5. Понятие «семья социального риска». Особенности социальной защиты детей из семей социального риска………………………………………………………...... 17

6. Социальные льготы для многодетных и неполных семей. Социальный педагог в системе социальной защиты многодетных и неполных семей …………………………..20

7. Социальная защита детей с ограниченными возможностями здоровья. Социальная защита детей–инвалидов и порядок предоставления льгот семьям, имеющим детей–инвалидов……………………………………………………..22

8. Социальная защита детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев. Организация социальной работы с семьями беженцев и вынужденных переселенцев…………………………………………………..24

9. Социальная защита безнадзорных детей. Система социальной помощи безнадзорным детям………………….27

10. Социальная защита детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………………………………29

11. Учреждения для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Права детей, находящихся в воспитательных, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты…………………………………………...33

12. Социальная защита одарённых детей …………………....36

13. Государственная система социальной защиты детей, имеющих психоактивные зависимости … ………………..38

Краткий словарь основных понятий и терминов…….………49

Введение

В современном мире социальная защита детства рассматривается в ряду важнейших факторов экономического, социального, культурного развития общества, государства. Право ребенка на социальную защиту стало одним из основных социально-экономических прав и свобод личности и зафиксировано в конституциях большинства цивилизованных стран.

Для России, реформирующей все сферы общественной жизни, значимость проблемы социальной защиты детства особенно очевидна. Создавая условия для развития подрастающего поколения в целом, общество особым образом влияет на процесс развития личности каждого ребенка. Решение проблем детства невозможно вне связи с обществом, государством. Ведущая роль здесь принадлежит государственной политике в интересах детей, способной обеспечить взаимодействие всех институтов социализации — семьи, дошкольных и школьных учреждений и других социальных институтов в области защиты прав, удовлетворения потребностей и интересов детей. Вполне очевидно, что социальный климат в стране нуждается в оздоровлении, а общество — в квалифицированных кадрах — социальных работниках и педагогах, которые призваны отстаивать интересы детей, выступая активными субъектами защиты мира детства.

Методические рекомендации предназначены для студентов направления подготовки: 44.03.02 (психолого-педагогическое образование) для повышения качества самостоятельной работы в процессе изучения курса «Социальная защита детства». Самостоятельная работа способствует выработке у обучаемых навыков изучения монографической и учебной литературы, формированию профессиональных качеств и умений. Во время самостоятельной подготовки осуществляется активный поиск и усвоение новых знаний, что, несомненно, повысит уровень профессиональной подготовки будущих специалистов.

  1. Введение в предмет. Понятийно-терминологический аппарат системы социальной защиты детства

Вопросы теоретической части:

Предмет и задачи курса. Понятийно-терминологический аппарат системы социальной защиты детства: социальная защита, социальная защита населения, социальная защита детства, социальная политика, ребенок, семья социального риска, социальное обеспечение, социальная помощь, социальное обслуживание, социальная работа, права детей. Социальная защита детства как часть современной системы социальной защиты населения. Предпосылки, цели, основные направления и принципы государственной социальной политики в области социальной защиты детства в Российской Федерации. Сущность и содержание, объекты и субъекты, формы и методы современной социальной защиты детства.

Вопросы для аудиторного обсуждения:

1. Дайте понятие системы социальной защиты детства.

2. Назовите предпосылки, цель, задачи и основные направления государственной социальной политики в области социальной защиты детства в Российской Федерации.

3. Перечислите принципы социальной защиты детства в Российской Федерации.

4. Каковы основные формы и методы социальной защиты детства в Российской Федерации?

5. Назовите объекты социальной защиты детства.

6. Назовите субъекты социальной защиты детства.

Понятия и термины:

Детство, социальная защита, система социальной защиты детства, объект социальной защиты детства, субъект социальной защиты детства

Задания для самостоятельной работы №1:

  1. Составьте схему «Классификация объектов социальной защиты детства», используя следующие критерии:

- возраст

- состояние здоровья

- приоритетность оказания социальной помощи

- особое положение ( по Поддубной Т.А.)

- девиантность

Рекомендации к выполнению самостоятельной работы №1:

1. Для качественной подготовки к обсуждению указанных вопросов на практическом (семинарском) занятии необходимо тщательно изучить конспект лекции, при необходимости использовать рекомендуемую литературу. После этого, подготовить краткое сообщение(3-5 минут) по каждому из вопросов или составить тезисы ответов и быть готовым к публичной презентации результатов самостоятельной работы без использования текста сообщения.

2. Сущность понятий и определений, представленных в перечне, необходимо внести в словарь и выучить наизусть.

3. Задание для самостоятельной работы выполнить в тетради для конспектов

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Лодкина, Т. В. Социальная педагогика: защита семьи и детства [Текст] : учеб. пособие / Т. В. Лодкина. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 208 с. : ил., табл.

2. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. Н. Поддубная. — М. : Издательский центр «Академия», 2008. — 320 с.

3. Поддубная, Т. Н. Справочник социального педагога : защита детства в Российской Федерации / Т. Н. Поддубная, А. О. Поддубный ; науч. ред. Р. М. Чумичева. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2005

Дополнительная:

1. Быкова, Л. Е. Социальная защита детей в Российской Федерации // Социальная работа в России: образование и практика : сб. науч. тр. / Федер. агентство по образованию, Том. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, Департамент соц. защиты населения администрации Том. обл., Том. епархия Рус. правосл. церкви Моск. патриархата ; под ред. Н. А. Грика. - Томск : ТУСУР, 2009. – С. 117 – 122

2. Организация и управление социальной защитой населения в регионе// Социальная политика региона: теория и практика: Учеб. пособие для вузов по специальности»Соц. работа»; под ред. И. П. Скворцова. – М.: КноРус, 2010. – С. 404 – 437.

3. Социальная политика. Социальная защита. Социальная работа : библиогр. науч.-вспом. аннот. указ. / Федер. агентство по образованию, Сев.-Зап. акад. гос. службы ; [сост.: Е. М. Ляшедько, В. А. Михайлова]. - СПб. : Изд-во СЗАГС, 2009. - 239 с.

4. Социальная защита семьи и детства : учеб-метод. пособие / [А. Н. Алексеева и др.] ; С.-Петерб. гос. ун-т, Фак. социологии, Центр науч.-практ. соц. работы и студенч. инициатив. - СПб. : Фак. социологии СПбГУ, 2008. - 866 с.

5. Социальная защита детства // Основы социальной работы : учебник: [по специальности "Соц. работа" / П. Д. Павленок, А. А. Акмалова, О. А. Аникеева и др. ; отв. ред. П. Д. Павленок]. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2009. – С. 253 – 273.

Распределение баллов

Текущий контроль Аттестация
Виды учебной деятельности Экзамен 1 семестр  
Лекции Практические С.р Всего
 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ЗАВЕДЕНИЯ «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.И. ВЕРНАДСКОГО» В г. ЯЛТЕ

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ДЕТСТВА

Методические рекомендации

по организации самостоятельной работы для студентов

Направление подготовки: 44.03.02

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Профиль подготовки: Психология и социальная педагогика

Ялта – 2015 г.

УДК [36:343.627] (07)

ББК 65.272

Печатается по решению ученого совета Гуманитарно-педагогической академии – Протокол № от 2015 г.

Социальная защита детства. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов/ И.В.Гришко. – Ялта: РИО КГУ, 2015. – 60 с.

Рецензенты:

Богинская Ю.В., докт. пед. наук, доцент, заведующая кафедрой социальной педагогики Института педагогики, психологии и инклюзивного образования

Кислица Ж.И., директор государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Ялтинский центр социальных служб для семьи, детей и молодёжи»

Сборник методических рекомендаций предназначен для студентов и направления подготовки 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», преподавателей.

ББК

65.272

© Гришко И.В., 2015

© Гуманитарно-педагогическая академия, 2015

Содержание:

Введение………………………………………….…………………..4

1. Ведение в предмет. Понятийно-терминологический аппарат системы социальной защиты детства………………………...5

2. Нормативно-правовое, материально-финансовое обеспечение социальной защиты детства ……………….…..8

3. Сущность государственной политики социальной защиты детства в РФ ………………………………………………….11

4. Семья, личность и общество…................................................14

5. Понятие «семья социального риска». Особенности социальной защиты детей из семей социального риска………………………………………………………...... 17

6. Социальные льготы для многодетных и неполных семей. Социальный педагог в системе социальной защиты многодетных и неполных семей …………………………..20

7. Социальная защита детей с ограниченными возможностями здоровья. Социальная защита детей–инвалидов и порядок предоставления льгот семьям, имеющим детей–инвалидов……………………………………………………..22

8. Социальная защита детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев. Организация социальной работы с семьями беженцев и вынужденных переселенцев…………………………………………………..24

9. Социальная защита безнадзорных детей. Система социальной помощи безнадзорным детям………………….27

10. Социальная защита детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………………………………29

11. Учреждения для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Права детей, находящихся в воспитательных, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты…………………………………………...33

12. Социальная защита одарённых детей …………………....36

13. Государственная система социальной защиты детей, имеющих психоактивные зависимости … ………………..38

Краткий словарь основных понятий и терминов…….………49

Введение

В современном мире социальная защита детства рассматривается в ряду важнейших факторов экономического, социального, культурного развития общества, государства. Право ребенка на социальную защиту стало одним из основных социально-экономических прав и свобод личности и зафиксировано в конституциях большинства цивилизованных стран.

Для России, реформирующей все сферы общественной жизни, значимость проблемы социальной защиты детства особенно очевидна. Создавая условия для развития подрастающего поколения в целом, общество особым образом влияет на процесс развития личности каждого ребенка. Решение проблем детства невозможно вне связи с обществом, государством. Ведущая роль здесь принадлежит государственной политике в интересах детей, способной обеспечить взаимодействие всех институтов социализации — семьи, дошкольных и школьных учреждений и других социальных институтов в области защиты прав, удовлетворения потребностей и интересов детей. Вполне очевидно, что социальный климат в стране нуждается в оздоровлении, а общество — в квалифицированных кадрах — социальных работниках и педагогах, которые призваны отстаивать интересы детей, выступая активными субъектами защиты мира детства.

Методические рекомендации предназначены для студентов направления подготовки: 44.03.02 (психолого-педагогическое образование) для повышения качества самостоятельной работы в процессе изучения курса «Социальная защита детства». Самостоятельная работа способствует выработке у обучаемых навыков изучения монографической и учебной литературы, формированию профессиональных качеств и умений. Во время самостоятельной подготовки осуществляется активный поиск и усвоение новых знаний, что, несомненно, повысит уровень профессиональной подготовки будущих специалистов.

  1. Введение в предмет. Понятийно-терминологический аппарат системы социальной защиты детства

Вопросы теоретической части:

Предмет и задачи курса. Понятийно-терминологический аппарат системы социальной защиты детства: социальная защита, социальная защита населения, социальная защита детства, социальная политика, ребенок, семья социального риска, социальное обеспечение, социальная помощь, социальное обслуживание, социальная работа, права детей. Социальная защита детства как часть современной системы социальной защиты населения. Предпосылки, цели, основные направления и принципы государственной социальной политики в области социальной защиты детства в Российской Федерации. Сущность и содержание, объекты и субъекты, формы и методы современной социальной защиты детства.

Вопросы для аудиторного обсуждения:

1. Дайте понятие системы социальной защиты детства.

2. Назовите предпосылки, цель, задачи и основные направления государственной социальной политики в области социальной защиты детства в Российской Федерации.

3. Перечислите принципы социальной защиты детства в Российской Федерации.

4. Каковы основные формы и методы социальной защиты детства в Российской Федерации?

5. Назовите объекты социальной защиты детства.

6. Назовите субъекты социальной защиты детства.

Понятия и термины:

Детство, социальная защита, система социальной защиты детства, объект социальной защиты детства, субъект социальной защиты детства

Задания для самостоятельной работы №1:

  1. Составьте схему «Классификация объектов социальной защиты детства», используя следующие критерии:

- возраст

- состояние здоровья

- приоритетность оказания социальной помощи

- особое положение ( по Поддубной Т.А.)

- девиантность

Рекомендации к выполнению самостоятельной работы №1:

1. Для качественной подготовки к обсуждению указанных вопросов на практическом (семинарском) занятии необходимо тщательно изучить конспект лекции, при необходимости использовать рекомендуемую литературу. После этого, подготовить краткое сообщение(3-5 минут) по каждому из вопросов или составить тезисы ответов и быть готовым к публичной презентации результатов самостоятельной работы без использования текста сообщения.

2. Сущность понятий и определений, представленных в перечне, необходимо внести в словарь и выучить наизусть.

3. Задание для самостоятельной работы выполнить в тетради для конспектов

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Лодкина, Т. В. Социальная педагогика: защита семьи и детства [Текст] : учеб. пособие / Т. В. Лодкина. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 208 с. : ил., табл.

2. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. Н. Поддубная. — М. : Издательский центр «Академия», 2008. — 320 с.

3. Поддубная, Т. Н. Справочник социального педагога : защита детства в Российской Федерации / Т. Н. Поддубная, А. О. Поддубный ; науч. ред. Р. М. Чумичева. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2005

Дополнительная:

1. Быкова, Л. Е. Социальная защита детей в Российской Федерации // Социальная работа в России: образование и практика : сб. науч. тр. / Федер. агентство по образованию, Том. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, Департамент соц. защиты населения администрации Том. обл., Том. епархия Рус. правосл. церкви Моск. патриархата ; под ред. Н. А. Грика. - Томск : ТУСУР, 2009. – С. 117 – 122

2. Организация и управление социальной защитой населения в регионе// Социальная политика региона: теория и практика: Учеб. пособие для вузов по специальности»Соц. работа»; под ред. И. П. Скворцова. – М.: КноРус, 2010. – С. 404 – 437.

3. Социальная политика. Социальная защита. Социальная работа : библиогр. науч.-вспом. аннот. указ. / Федер. агентство по образованию, Сев.-Зап. акад. гос. службы ; [сост.: Е. М. Ляшедько, В. А. Михайлова]. - СПб. : Изд-во СЗАГС, 2009. - 239 с.

4. Социальная защита семьи и детства : учеб-метод. пособие / [А. Н. Алексеева и др.] ; С.-Петерб. гос. ун-т, Фак. социологии, Центр науч.-практ. соц. работы и студенч. инициатив. - СПб. : Фак. социологии СПбГУ, 2008. - 866 с.

5. Социальная защита детства // Основы социальной работы : учебник: [по специальности "Соц. работа" / П. Д. Павленок, А. А. Акмалова, О. А. Аникеева и др. ; отв. ред. П. Д. Павленок]. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2009. – С. 253 – 273.

Нормативно-правовое и организационное обеспечение социальной защиты детства

Вопросы теоретической части:

Возникновение и основные формы международного сотрудничества в области прав человека и ребенка. Основные международные стандарты в области прав и свобод ребенка. Функции Комитета ООН по правам ребенка. Деятельность стран — участниц Конвенции ООН «О правах ребенка» по реализации ее положений. Организационные основы государственной политики по социальной защите детства в российской федерации. Система государственных и муниципальных органов, защищающих права и свободы ребенка: сущность и назначение. Государственные и муниципальные органы, защищающие права и свободы ребенка. Социальный работник и социальный педагог в судебной системе Российской Федерации.

Вопросы для аудиторного обсуждения:

1. Какие органы в соответствии с российским законодательством призваны обеспечить гарантии прав ребенка?

2. В чем сущность и назначение системы государственных и муниципальных органов, защищающих права и свободы ребенка?

3. Перечислите функции органов прокуратуры в защите прав детей.

4. Каковы полномочия органов местного самоуправления в области социальной защиты детства?

5. Структура органов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав (перечислить).

6. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав: задачи и функции.

7. Какова компетенция органов управления социальной защитой населения в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав?

8. Какова компетенция органов управления образованием в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав?

9. Какова компетенция органов опеки и попечительства, органов по делам молодежи в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав?

10. Какова компетенция органов управления здравоохранением и органов службы занятости в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав?

Понятия и термины:

Декларация прав ребёнка, Конвенция прав ребёнка, Комитет по правам ребёнка при ООН, омбудсмен

Задания для самостоятельной работы №2:

  1. Заполнить таблицу по образцу:
Название закона Общие положения
1. 2.
   

Рекомендации к выполнению самостоятельной работы №2

1. Для качественной подготовки к обсуждению указанных вопросов на практическом (семинарском) занятии необходимо тщательно изучить конспект лекции, при необходимости использовать рекомендуемую литературу. После этого, подготовить краткое сообщение(3-5 минут) по каждому из вопросов или составить тезисы ответов и быть готовым к публичной презентации результатов самостоятельной работы без использования текста сообщения.

2. Сущность понятий и определений, представленных в перечне, необходимо внести в словарь и выучить наизусть.

3. Задание для самостоятельной работы выполнить в тетради для конспектов по следующему алгоритму:

- Создать папку «Нормативно-правовое обеспечение системы социальной защиты детства в Российской Федерации» и внести в неё полный текст основных законов Российской Федерации, составляющих основу системы социальной защиты детства;

- выписать полное название законов Российской Федерации, составляющих основу системы социальной защиты детства в графу 1 указанной таблицы;

- внимательно изучить полный текст каждого закона;

- используя преамбулу, дать краткую характеристику каждого закона, внести в графу 2 указанной таблицы.

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Лодкина, Т. В. Социальная педагогика: защита семьи и детства [Текст] : учеб. пособие / Т. В. Лодкина. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 208 с. : ил., табл.

2. Поддубная Т.Н.Социальная защита детства в России и за рубежом: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. Н. Поддубная. — М. : Издательский центр «Академия», 2008. — 320 с.

Дополнительная:

1. Декларация прав ребенка: принята и провозглашена Генеральной ассамблеей ООН 20.11.1959 г. \\ Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml

2. Конвенция ООН «О правах ребенка»: принята и провозглашена Генеральной ассамблеей ООН 20.11.1989 г. \\ Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml

3. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками) \\ Электронный ресурс. Режим доступа: http://base.garant.ru/10103000/

4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (СК РФ) (с изменениями и дополнениями) \\ Электронный ресурс. Режим доступа: http://base.garant.ru/10105807/

5. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) \\ Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rg.ru/1998/08/05/detskie-prava-dok.html

6. Социальная педагогика: Учебник для бакалавров \ Под ред. докт. пед. наук И.А.Липского, докт.пед.наук Л.Е.Сикорской. - М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013.-280с

Наши рекомендации