Управленческого труда. Модель современного менеджера
Развитие концепции профессионального здоровья в отечественной науке связано прежде всего с психологическим обеспечением профессиональной деятельности лиц опасных профессий или профессий, сопряженных с воздействием экстремальных факторов. Концепция профессионального здоровьяимеет гуманистический характер и акцентирована на обеспечение безопасности профессиональной деятельности, высокого уровня физического и психического здоровья, а также профессионального долголетия.
Профессиональное здоровье- это обобщенная характеристика здоровья индивида, рассматриваемая в конкретных условиях его профессиональной деятельности, а также процесс сохранения и развития регуляторных свойств организма, его физического, психического и социального благополучия. Именно профессиональное здоровье является одним из основных показателей качества профессиональной жизни,а также важным условием эффективности трудовой деятельности. Под эффективностью профессиональной деятельностиподразумевается не только высокая производительность и качество труда, но и их соотношение с теми усилиями, которые человек затратил на их достижение. Хотя ситуация, когда ценой профессионального успеха становится здоровье, не может считаться нормой современной жизни.
Профессиональная деятельность менеджеров отличается от других категорий труда постоянным нервно-психическим и эмоциональным напряжением, обусловленным как содержанием управленческой работы, так и специфической обстановкой, в которой она осуществляется. Поэтому проблема сохранения и.укрепления их профессионального здоровья приобретает сегодня особую актуальность.
Психологическое обеспечение профессионального здоровья менеджеров ориентировано на поддержание и укрепление физического и психического здоровья руководителя на всех этапах его профессионального становления, начиная с профессионального самоопределения и заканчивая выходом на пенсию. Для этого выделяются основные факторы профессионального риска, или стрессоров.
В психологии стресса начиная с 60-х годов широко исследуется поведение А, или стресс-коронарноеповедение. Концепция поведенческого фактора риска, или поведения типа А (Туре а ЪеЬауюг ра1-1егп), предложена кардиологами Фридманом и Розенманом.
Под поведением типа Апринято понимать четко проявляющийся поведенческий синдром или образ жизни, характеризующийся стремлением к достижению успеха и состязательности, напористостью, агрессивностью, постоянным ощущением нехватки времени, стремлением доминировать в коллективе, деятельностью «на износ», желанием добиться успеха во многих сферах деятельности одновременно, стремлением контролировать поступки других людей, неумением отдыхать, быстрой громкой речью, порывистыми движениями, повышенной возбудимостью. Такое поведение часто встречается у руководителей высшего звена и быстро выдвигающихся молодых менеджеров, так как эти особенности поведения являются для них профессионально важными.
Многочисленные экспериментальные исследования подтверждают наличие высокого уровня сердечно-сосудистых заболеваний в данной профессиональной группе (особенно среди менеджеров мужчин). Установлено, что профессиональные стрессы(например, дефицит времени и постоянное нервное напряжение) усиливают у менеджеров проявления поведенческих реакций по типу А. Негативно сказываются на состоянии психического здоровья руководителей особенности профессиональной среды, снижающие их уровень контроля над ситуацией.
Основным препятствием в изменении рисунка поведения менеджеров является то, что в современных экономических условиях тгот тип поведения чаще приводит к стремительному продвижению но карьерной лестнице. Поэтому задача здоровых людей с поведением типа А состоит не в том, чтобы изменить свой стиль жизни (что не исегда возможно), а в том, чтобы приобрести привычки, которые снизят неблагоприятные воздействия их типа поведения на здоровье (отказ от курения, регулярные занятия спортом, соблюдение режима труда и отдыха, правильное питание). Таким образом, при разработке программ первичной профилактики профессионального здоровья особое внимание необходимо уделять проблемам ранней диагностики и психологической коррекции поведения типа А.
Для диагностики поведения типа А разработана методика структурированного интервью (Фридман, Розенман), состоящая из 21 вопроса и карты оценки поведения обследуемого. Данный метод в основном используется в клинической практике для оценки поведенческого фактора риска возникновения ишемической болезни сердца. Наибольшую популярность в научных исследованиях получил опросный метод, разработанный Дженкинсом (1епктз Ас1шгу 8игуеу -.1АЗ). В настоящее время в отечественной практике наиболее надежным и достоверным диагностическим инструментом выявления поведения типа А является шкала, разработанная С. Д. Положенцевым и Д. А. Рудневым (1990).
Специфические особенности управленческого труда:'
- умственный труд, состоящий из трех видов деятельности: организационно-административной и воспитательной, аналитической и конструктивной, информационно-технической;
- опосредует создание материальных благ и оказание услуг через труд других работников;
- предметом труда является информация;
— средство труда - организационная и вычислительная техника;
- результат труда - управленческое решение. Модель современного менеджера
Знания и умения менеджера.В современном мире менеджер воспринимается как эффективный инновационный руководитель: он должен знать закономерности функционирования рыночной экономики, теорию и практику современного менеджмента, формы и методы мотивации людей, теорию организации и методы моделирования организационных структур хозяйствования, методы комплексного анализа результатов деятельности организации, действующее законодательство и основы правового регулирования менеджмента в различных отраслях народного хозяйства и его сферах.
Менеджер должен уметь нестандартно мыслить, находить необходимые решения в условиях высокой степени риска; осуществлять бизнес-проектирование, разрабатывать, корректировать и реализовывать бизнес-план; осуществлять маркетинговые исследования, прогнозировать развитие организации с учетом потребностей рынка; владеть собой.
Личные качества менеджера:
— широкий кругозор;
— профессионализм и творческий подход к работе;
- инициативность, изобретательность;
- уверенность в себе, целеустремленность;
- коммуникабельность, стремление работать в коллективе и с коллективом;
- самообладание, стрессоустойчивость;
- психологическая способность влиять на людей;
- ответственность, моральная надежность;
- внутренняя потребность к саморазвитию;
- вера в свои способности и успех.
Этические нормы менеджера.Слово «этика» в переводе с греческого означает «привычка, обычай, правила поведения». Этика имеет дело с принципами, определяющими правильное и неправиль-
ное поведение. Этика подразделяется на теоретическую (философскую) и практическую (или нормативную). Практическая этика обосновывает нравственные принципы, идеалы, нормы. На этические нормы менеджера оказывает влияние два рода факторов: 1) связанные с корпорацией (традиции корпорации, школы менеджмента, устав и положения компании, законодательство); 2) связанные с особенностями социума (традициями страны, материальной и духовной культурой общества, общественным мнением, социальными нормами).
Менеджер в своей деятельности руководствуется также общепринятыми правилами и нормами:
- следовать методам честной конкуренции;
- не использовать «грязные деньги»;
- выполнять данные обещания и следовать сказанному слову;
— не манипулировать людьми;
- быть требовательным, но не оскорблять достоинство;
— проявлять воспитанность и хорошие манеры. Навыки и способности эффективно управлять:
— способность управлять собой;
- упор на постоянный личностный рост;
- способность принимать непопулярные, но оправданные по ситуации решения;
- навыки и упорство в решении профессиональных проблем;
- способность влиять на окружающих;
- способность обучать и развивать подчиненных. Ограничения саморазвития менеджера:
— неумение управлять собой;
— нечеткие личные цели и ценности;
- недостаточность навыков решать проблемы;
- недостаток творческого потенциала;
- неумение влиять на людей, обучать их;
- недопонимание особенностей и процессов управления. Современная экономика характеризуется нарастанием и усложнением происходящих в ней процессов и проблем, постоянной борь-
бой за рынки сбыта, ресурсы и прибыльность, стрессами и неопределенностью в работе организаций, «вымыванием» традиционных ценностей. Поэтому от современного менеджера требуются способности .эффективно управлять собой и своим временем, прояснять личные ценности и цели, поддерживать собственный рост и развитие, быстро и эффективно решать профессиональные проблемы, гибко реагировать на изменение ситуации, использовать современные управленческие приемы и подходы в отношении своих подчиненных, создавать и совершенствовать группы людей, способных быстро становиться изобретательными в работе.
Поэтому в современных школах бизнеса кандидат на получение сертификата менеджера должен продемонстрировать компетентность:
- в понимании природы управленческих процессов, знание основных организационных структур, функциональных обязанностей и стиля работы менеджера;
— в четком представлении об ответственности менеджера, распределение ответственности по уровням управления;
- в использовании способов повышения эффективности управления;
- в знании информационной технологии и средств коммуникации, необходимом в управлении персоналом, умение письменно и устно выражать свои мысли;
— в управлении людьми, отборе и подготовке специалистов, способность к лидерству и нормализации рабочих и личных взаимоотношений среди подчиненных;
- в знании особенностей взаимоотношений между фирмой и клиентами;
- в способах управлять ресурсами;
— в способности планировать и прогнозировать деятельность фирмы с использованием средств вычислительной техники; "
- в способности к самоконтролю и самооценке собственной деятельности, умение делать выводы и повышать квалификацию, исходя из настоящих требований и ожидаемых изменений в будущем.
7. 9. Стенли Холл и его концепция педологии
Стенли Холл(1844-1924) - основатель педологии.
Педология- комплексная наука о ребенке, имеющая практико-ориентированный характер и ставящая задачу всестороннего изучения ребенка и формирования целостного представления об особенностях его жизни и психического развития.
В основе педологии лежит идея педоцентризма,то есть идея о том, что ребенок является центром исследовательских интересов многих профессионалов — психологов, педагогов, биологов, антропологов, социологов и других специалистов. Из всех этих областей в педологию входит та часть, которая имеет отношение к детям. Таким образом, данная наука объединяет все отрасли знаний, связанные с исследованием детского развития.
В своих исследованиях С. Холл вывел следующие законы и идеи,ставшие центральными в его науке педологии.
1. Ребенок в своем развитии проходит все стадиифилогенетического развития психики человека.
2. Последовательность прохождения и содержание этих стадий имеют генетическую природу,и поэтому общие для всего человеческого вида в целом. Это утверждение легло .в основу созданной С. Холлом теории рекапитуляции,где ведущим тезисом стало: онтогенетическое развитие психики ребенка есть краткое повторение всех стадий филогенетического развития психики человека.
3. Создание на основе теории рекапитуляции периодизации психического развития ребенка (Гетчинсон), где ведущим критерием изученияна каждом этапе является способ добывания ребенком пищи, при этом каждая стадия развития имеет соответствующий онтогенезу, то есть общему развитию человека, способ добывания пищи.
4. Обучение должно проходить в точном соответствиис каждым возрастным этапом, не забегая вперед, но и не отставая, так как организм самостоятельно подготавливает необходимую основу для успешного психического развития ребенка.
5. Прохождение каждой из этих стадий обязательно в строго отведенное для нее природой время,и застревание на какой-либо стадии ведет к различным отклонениям от нормального развития и может плохо повлиять на общее психическое и умственное состояние ребенка.
6. Механизмом успешного переходаот одной стадии развития к другой является игра,в которой и происходит освобождение ребенка от инстинктов, мешающих его успешному развитию.