Лекция 5 Модель современного менеджера

Для того чтобы успешно реализовывать свои про­фессиональные функции, менеджер должен:

• обладать определенными знаниями и умениями;

• иметь соответствующие личные качества;

• руководствоваться этическими нормами;

• иметь навыки и способности эффективно управ­лять;

• преодолевать ограничения саморазвития.

Это составляющие модели менеджера. Рассмотрим каждую из них в отдельности.

Знания и умения менеджера. Во всем мире со­временный менеджер воспринимается как эффектив­ный, инновационный руководитель. А для этого он должен знать закономерности функционирования ры­ночной экономики, теорию и практику современного менеджмента, формы и методы мотивации людей, теорию организации и методы моделирования орга­низационных структур хозяйствования, методы ком­плексного анализа результатов деятельности органи­зации. Менеджер должен знать действующее зако­нодательство и основы правового регулирования ме­неджмента в различных отраслях народного хозяй­ства и его сферах.

Менеджер должен уметь нестандартно мыслить, находить необходимые решения в условиях высокой степени риска; осуществлять бизнес-проектирование, разрабатывать, корректировать и реализовывать биз­нес-план; осуществлять маркетинговые исследования, прогнозировать развитие организации с учетом потреб­ностей рынка; уметь владеть собой.

Личные качества менеджера. Среди них такие:

• широкий кругозор;

• профессионализм и творческий подход к работе;

• инициативность, изобретательность;

• уверенность в себе, целеустремленность;

• коммуникабельность, стремление работать в кол­лективе и с коллективом;

• самообладание, стрессоустойчивость;

• психологическая способность влиять на людей;

• ответственность, моральная надежность;

• внутренняя потребность к саморазвитию;

• вера в свои способности и успех.

Этические нормы менеджера. Слово «этика» в пе­реводе с греческого означает привычку, обычай, пра­вила поведения. Этика имеет дело с принципами, оп­ределяющими правильное и неправильное поведение. Этика подразделяется на теоретическую (философскую) и практическую (или нормативную). Практическая эти­ка обосновывает нравственные принципы, идеалы, нор­мы. На этические нормы менеджера оказывают влия­ние два рода факторов: факторы, связанные с корпо­рацией (традиции корпорации, школы менеджмента, устав и положения компании, законодательство), и факторы, связанные с обществом (традиции страны, материальная и духовная культура общества, обще­ственное мнение, чисто человеческие этические нор­мы).

Менеджер в своей деятельности руководствуется общепринятыми правилами и нормами:

• следовать методам честной конкуренции;

• не использовать «грязные деньги»;

• выполнять данные обещания и следовать сказан­ному слову;

• не манипулировать людьми;

• быть требовательным, но не оскорблять досто­инство;

• проявлять воспитанность и хорошие манеры.
Навыки и способности эффективно управлять. На эффективность управления оказывают влияние:

• способность управлять собой;

• упор на постоянный личный рост;

• способность принимать непопулярные, но оправ­данные по ситуации решения;

• навыки и упорство решать проблемы;

• способность влиять на окружающих;

• способность обучать и развивать подчиненных.
Ограничения саморазвития менеджера. Среди та­ких недостатков отметим следующие:

• неумение управлять собой;

• нечеткие личные цели и ценности;

• недостаточность навыков решать проблемы;

• недостаток творческого потенциала;

• неумение влиять на людей, обучать их;

• недопонимание особенностей и процессов управ­ления.

Современная экономическая жизнь характеризует­ся нарастанием и усложнением происходящих в ней процессов и проблем, постоянной борьбой за рынки сбыта, ресурсы и прибыльность, проблемами исполь­зования наемных рабочих, стрессами и неопределен­ностью в работе организаций, «вымыванием» тради­ционных ценностей. Поэтому требования к современ­ному менеджеру растут. От него требуется способ­ность эффективно управлять собой и своим временем, прояснять свои личные ценности и собственные цели, поддерживать собственный рост и развитие, быстро и эффективно решать проблемы, гибко реагировать на изменения ситуации, использовать современные уп­равленческие приемы и подходы в отношении своих подчиненных, создавать и совершенствовать группы людей, способные быстро становиться изобретатель­ными и результативными в работе.

В американских школах бизнеса кандидат на полу­чение сертификата менеджера должен продемонстри­ровать свою компетентность в следующих областях:

• понимание природы управленческих процессов, знание основных организационных структур, фун­кциональных обязанностей и стиля работы менед­жера;

• четкое представление об ответственности менедже­ра, распределение ответственности по уровням уп­равления;

• способы повышения эффективности управления;

• знание информационной технологии и средств ком­муникации, необходимое для управления персона­лом, умение письменно и устно выражать свои мысли;

• компетентность в управлении людьми, отборе и подготовке специалистов, способность к лидерству и нормализации рабочих и личных взаимоотноше­ний среди подчиненных;

• знание особенностей взаимоотношений между фир­мой и клиентами;

• способность кандидата управлять ресурсами;

• способность планировать и прогнозировать деятель­ность фирмы с использованием средств вычисли­тельной техники;

• способность к самоконтролю и самооценке соб­ственной деятельности, умение делать выводы и повышать квалификацию, исходя из настоящих тре­бований и ожидаемых изменений в будущем.

Наши рекомендации