Характер управленческого труда и роли менеджера в организации. Требования к профессиональной компетенции менеджеров

Управленческий труд-обеспечение целенаправленной и скоординированной деятельности трудового коллектива по решению стоящих перед ним задач. Управленческий труд — преимущественно интеллектуальный труд, включающий оценку и проектирование решений. Объектом управленческого труда являются люди. Роли:роль принимающего решения, информационная роль, межличностные роли. Требования к профессиональной компетенции менеджеров:Понимание природы управленческого труда и процессов менеджмента, Знание должностных и функциональных обязанностей менеджера, способов достижения целей и повышения эффективности работы организации, Умение использовать современную информационную технологию и средства коммуникации, Владение искусством управления человеческими ресурсами, Владение искусством налаживания внешних связей, Способность к самооценке, умение делать правильные выводы и непрерывно повышать квалификацию — знания и умения.

5. Основные теории и концепции научной и административной школы управления. Школа научного управления. Ф. Тейлор (ожидание и получение материального вознаграждения за труд, заинтересованность в личной экономической выгоде). Ф. Тейлор две концепции — «достигаю­щего работника» и «достигающего руководителя». (+нормирование и разделение труда).Административная (классическая) школа*14 принципов управления Файоля; *рассматривала управление как универсальный процесс, состоящий из системы определенных функций: планирование, организация, мотивация, контроль. Принципы управления Анри Файоля: Разделение труда. Полномочия и ответственность. Дисциплина. Единоначалие. Подчиненность личных интересов общим. Вознаграждение персонала. Централизация. Порядок. Справедливость. Стабильность рабочего места для персонала. Инициатива. Корпоративный дух.

6. Основные теории и концепции школы человеческих отношений и поведенческих наук. Основными авторами концепции "человеческих отношений" Элтон Мэйо и Мери Фоллетт.(1930) Школа уделяет внимание психологии отношений, поведению и потребностям людей (удовлетворение работников). Позднее (1950-е) на базе этой школы была создана школа поведенческих наук (А. Маслоу, Мак-Грегор и др.), основной вклад которой состоял в разработке и обосновании мотивационных теорий. Основной целью школы было повышение эффективности организации за счет улучшения качества человеческих ресурсов. Д. Мак-Грегор сформулировал основные предположения — теорию X и теорию Y.

7. Процессный, системный и ситуационный подходы к менеджменту. Процессный подходрассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций: планирование, организация, мотивация, координация, контроль и связующие процессы — коммуникации и принятия решения. Всистемном подходеорганизация рассматривается как система взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение определенных целей в условиях меняющейся внешней среды.Ситуационный подходконцентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией.

8. Содержание планирования как общей функции менеджмента. Основные этапы и принципы планирования. Планирование- представляет собой процесс определения целей и путей их достижения. Принцип научности, принцип целенаправленности и непрерывности, Принцип конкретности, Принцип реальности, Принцип связи с жизнью, Принцип установления персональной ответственности, Гибкость, Экономичность. Этапы: Постановка цели, планирование, принятие решений, организация, реализация, контроль.

9. Основные задачи и компоненты организации как общей функции менеджмента. Основнымизадачами организации являются: *формирование структуры организации исходя из размера предприятия, его целей, технологии, персонала и других переменных; *установление конкретных параметров, режимов работы подразделений организации, отношений между ними; *обеспечение деятельности организации ресурсами (человеческими, финансовыми, материальными, информационными). Организация - это процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения общих целей. . Содержанием функции является: *приспособление организационной структуры фирмы к задачам намечаемой деятельности; *подбор людей для конкретной работы и делегирование им полномочий, прав использования ресурсов организации.

12. Содержание мотивации как общей функции менеджмента. Основные методы мотивации труда. Сyщнocть фyнкции мoтивaции- чтoбы пepcoнaлopгaнизaции выпoлнялpaбoтyвcooтвeтcтвииcдeлeгиpoвaннымиeмyпpaвaми иoбязaннocтями иcooбpaзyяcьcпpинятымиyпpaвлeнчecкимиpeшeниями.Мoтивaция- этoпpoцeccпoбyждeнияceбя и дpyгиxк дeятeльнocти для дocтижeнияoпpeдeлeнныxцeлeй.Основные методы мотивации:Методы экономической мотивации – зарплата, премия, проценты. Методы социальной мотивации – общественное признание, благодарность. Методы психологической мотивации – ощущение собственной значимости. Методы властной мотивации – повышение в должности. Социально-психологические методы –обмен опытом. Методы моральной мотивации –похвала и критика. Методы проектирования и перепроектирования (обогащения) работ, Метод вовлечения сотрудника в управление.

11. Содержание контроля как общей функции менеджмента. Виды и задачи контроля. Контроль– это систематический процесс регулирования деятельности предприятия, обеспечивающий ее соответствия планам, целям и нормативным показателям.Цель контроля: выявление слабых мест и ошибок в процессе производства и управления, своевременное их исправление и недопущение повторения; обеспечение соответствия между намеченными планами и проводимыми мероприятиями. Три основных видауправленческого контроля: 1) предварительный (осуществляется до начала деятельности во время определения ее целей и планов реализации). 2) текущий (оперативный) -производится от начала деятельности до момента получения результата. 3) заключительный - осуществляется после выполнения какой-либо программы.

10. Сущность и классификация мотивационных теорий. Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации и личных целей. Содержательные теории мотивациивключают: *теорию иерархии потребностей (теория Маслоу);*теорию потребностей высших уровней (теория Мак-Клелланда - власть, успех, причастность к группе);*двухфакторную теорию (теория Герцберга - гигиенич.факторы и мотивация). Процессуальные теории считают, что поведение людей определяется не только потребностями, но и ожиданиями и восприятием конкретной ситуации: *теория ожидания; *теория справедливости; *модель мотивации Портера-Лоулера; *теория партисипативного управления; *теория постановки целей Э.Локка (цели орг-ции как собственные).

13. Понятие и характеристика основных типов организационных структур управления.Организационная структура аппарата управления – форма разделения труда по управлению производством. Типы: линейная, функциональная, линейно-функциональная, матричная, дивизиональная, множественная.

2. Принципы менеджмента. Эволюция научных представлений. Принципы менеджмента - это важнейшие руководящие правила, основные положения и нормы поведения, руководствуясь которыми органы управления обеспечивают эффективное развитие организации. Принципы: *целостности *иерархической упорядоченности *целевой направленности развития *научной обоснованности и оптимальности менеджмента *оптимального сочетания централизации и децентрализации *демократизации.

14. Понятие и классификация управленческих решений. Управленческое решение– это выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.Классификация управленческих решений. По степени влияния на будущее организации: стратегические, тактические, оперативные. По масштабам: глобальные, локальные. По продолжительности периода реализации: долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные. По обязательности выполнения: директивные, рекомендательные, ориентирующие. По способам принятия: интуитивные, адаптивные, рациональные.

17. Понятие коммуникации в управлении. Содержание коммуникационного процесса. Коммуникация процесс передачи информации от источника к получателю. Все виды управленческой деятельности основаны на обмене информацией. Поэтому коммуникации и называют связующими процессами. Выделяются четыре базовых элемента в процессе обмена информацией: Отправитель, Сообщение, Канал, Получатель. Этапы процесса коммуникации:посылки и кодирования(формирование послания), передачи, обратной связи. Основу процесса коммуникации составляет взаимодействие между подразделениями, должностными лицами, осуществляемое с помощью соединяющих их коммуникационных каналов. Посодержаниютакое взаимодействие может быть: информационным; административным; техническим. Похарактерувзаимодействие в организации может быть прямым или косвенным. Поформе передачиинформации коммуникации могут быть: устные; письменные; электронные.

18. Понятие и характеристики организационной культуры. Факторы, определяющие культуры организации. Организационная культура— совокупность моделей поведения, которые приобретены организацией в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, показавшие свою эффективность и разделяемые большинством членов организации.Компоненты: принятая система лидерства; стили разрешения конфликтов; действующая система коммуникации; положение индивида в организации; принятая символика: лозунги, организационные табу, ритуалы.Первичные факторы: 1. Точки концентрации внимания высшего руководства. 2. Реакция руководства на критические ситуации 3. Отношение к работе и стиль поведения руководителей 4. Критерии поощрения сотрудников. 5. Критерии отбора, назначения, продвижения и увольнения из организации.Вторичные факторы: 1. Структура организации. 2. Система передачи информации иорганизационныепроцедуры. 3. Внешний и внутренний дизайн и оформление помещения 4. Мифы и истории

19. Причины конфликтов в организации и методы их разрешения. Конфликт –это отсутствие согласия между двумя и более сторонами.Причины конфликта:неправильное или несправедливое распределение ресурсов; различие целей, подразделений; плохая структуризация организации; различие в манерах и стилях поведения руководства; возрастные и половые; проблема различных уровней образования и культуры; плохие коммуникации; организационные факторы (недогрузка или перегрузка на работе).4 структурных методаразрешения конфликта: разъяснение требований к работе,использование координационных и интеграционных механизмов (иерархия), установление общеорганизационных комплексных целей, использование системы вознаграждений. Существует5 основных межличностных стилей: уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс, решение проблем.

20. Понятие и характеристика основных стилей управления. Стиль pyкoвoдcтвa- этo пpивычнaя мaнepa пoвeдeния pyкoвoдитeля пo oтнoшeнию к cвoим пoдчинeнным c цeлью пoвлиять нa ниx или пoбyдить к дeйcтвию (выпoлнeнию зaдaний). Сyщecтвyeт тpи cтиля pyкoвoдcтвa: *aвтopитapный; *дeмoкpaтичecкий;*либepaльный.

21. Управленческая решетка Р.Блейка и Дж. Мутона (ГРИД). Характеристика основных и дополнительных (типов) стилей управления. Стиль управления- типичная манера и способ поведения менеджера. Стили могут классифицироваться по разным критериям.А. Критерий участия исполнителей в управлениитри стиля: авторитарный, демократический ,автономный.Б. Классификация стилей управления по преимущественному критерию функций управления:- управление через инновацию - управление с помощью задания цели - Управление через правила решения; - управление через мотивацию - управление через координацию - управление только в исключительных случаях.В. Критерий ориентации на сотрудников или на выполнение задач.Пять типичных стилей (Решетка ГРИД).Стиль 1.1 (слабое управление) Стиль 9.1 (управление по задачам) Стиль 1.9 (клубное управление) Стиль 5.5 (управление по среднему пути) Стиль 9.9 (сильное управление)

22. Содержание понятия лидерства в управлении организацией. Традиционные теории лидерства. Лидepcтвo- этo cпocoбнocть фopмиpoвaть кoллeктив и вecти eгo к нaмeчeнным цeлям нa ocнoвe личнoгo aвтopитeтa. 3 осн.теории лидерства (рук-ва) :Подход с позиции личных качеств.Поведенческий подход.- Дуглас Макгрегор, назвал предпосылки автократичного рук-ля по отношению к работникамтеорией «Х».Демократичный рук-ль –теория «Y». Ситуационный подход. Теория Херсея и Бланшарда: стиль лидерства может зависеть от степени зрелости исполнителей (указывающий, убеждающий, участвующий, делегирующий).

Понятие управление

Менеджмент – это способ моделирования и использования социально-экономических систем, при котором во главу угла ставится эффективность распределения ресурсов. Главная задача менеджера – создание самоорганизующейся системы, которая будет воспроизводиться и развиваться в любых условиях. Для этой цели используются передовые управленческие подходы и прогрессивные технологии. Главный критерий качества – это эффективность, то есть достижение целей при использовании минимального количества ресурсов.

Управление – это целенаправленная человеческая деятельность, направленная на упорядоченность процессов труда и производства. Управлять можно чем и кем угодно: человеком, автомобилем, проектом, базой данных, юридическим лицом. В современной науке управление противопоставляется менеджменту как система устаревших инструментов. Если проект функционирует успешно, то говорят о хорошо отлаженном менеджменте. Если наблюдаются сбои в реализации решений и необходимости их продавливания, то говорят о «ручном управлении».

Наши рекомендации