Диагностика мышления дошкольника на разных этапах детства

На протяжении дошкольного детства генезис мышления идет в двух направлениях: развиваются формы мышления и мыслительные операции. Для дошкольного возраста характерно преобладание об­разных форм мышления(наглядно-действенного и наглядно-образного). Для развития образных форм мышления существенное шачение имеют формирование и совершенствование единичных об­разов и системы представлений, умения оперировать образами, пред­ставлять объект в разных положениях.

Во всех видах деятельности дошкольника развиваются мысли­тельные операции, такие, как обобщение, сравнение, абстрагирова­ние, классификация, установление причинно-следственных связей, способность рассуждать.

Диагностические методики мышления дошкольника:

1. Методика «Изучение процесса классификации».

2. Методика «Изучение процесса обобщения».

3. Методика «Изучение умения понимать связь событий и стро­ить последовательные умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи».

4. Методика «Нелепицы» (диагностика образно-логического

мышления).

5. Методика «Изучение процесса рассуждения».

ОСНОВЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

История развития отечественной психодиагностики

Психол.диагностика-научная дисциплина, область психол.науки,разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психол.особенностей личности .Предмет-теоретико-операционные принципы конструирования методик,тестов,опросов,правила и практика их применения,процедуры проведения диагностич.испытаний, правила обработки и ситолкования получ-х рез-ов.

Три этапа развития отечественной психодиагностики

1 этап - начало 20-х годов — середина 30-х годов XX столетия (Широкое распростр-е в пед-е и психотехнике получили тестовые методики. Особое развитие получила педология-наука о ребенке, определяющая роль наслед-ти и выясняющая законы физич. и духовного развития,изучающая болезненные проявления детской психики). Развитие отечеств. психол.диагностики этого периода связано с именами М. С. Бернштейна, Л. С. Выготского, П. П. Блонского. Концепция психического развития Л. С. Выготского: психич. Развитие реб-а происходит в рез-те усвоения им исторически сложившихся средств человеч. Культуры. Ведущую роль занимают процессы обучения и воспит-я.

2 этап — 50-60-е годы XX в. Период изучения учеными-психологами психометрической ак­тивности человека. Качественный подход к исследованию умствен­ного развития. Исследования А. А. Люблинской(изуч-е особ-й развития речи и ее фун-й), А. Р. Лурия(роль речи в регуляции деят.), А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца(роль деят. в развитии основных психич. процессов), Д. Б. Эльконина(развитие речи, роль игры).

3 этап - современное развитие науки.

Качественный анализ умственного развития: исследования 3. И. Калмыковой, Г. А. Варданян, Л. А. Венгера и др. Широкое применение находят соврем-е методы матем. и физики, а также средства электронной психодиагностики.

Психологическая диагностика (Б. Г. Ананьева)-направ-е психол-х исслед-й с целью опред-я уровня разв-я психофизиол-х фун-й, процессов и свойств личности, распознав- состояний чел-а при действии стрессоров, фрустраторов, сложных ситуации. К. К. Платонова-наука об опред-и св-в и особ-й психич.явлений, К. М. Гуревича-наук о методах классиф-и и ранжирования людей по психол-м и психофизиол-м признакам. В. В. Столина, Д. Г. Шмелева-наука о постановке психол.диагноза. Психологический диагноз-конечный рез-т деят.психолога, напрвл-й на выяснение и описание сущности индивидуально-психол особ-й личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработка рекомендаций из задач психол.обслед-я. Критерии условий постановки психологического диагноза: должен раскрывать специфич.особ-тиявления, присущие данному чел-у; должен включать причинно-следств-е отнош-я возник-я симптомов и дальнейщий прогноз; должен быть представлен с помощью объясняющих понятий, опирающихся на описательный материал, характеризующий поведение человека в условиях исслед-я.

Этноцентризм и национализм

Этноцентризм:ключевое понятие самосознания, социальная форма эгоцентризма, Ограничение способности адекватного мировос­приятия, восприятие и интерпретация поведения членов других этно­сов через призму «своей» культуры; оценка различий между этниче­скими группами по типу «мы лучше, они хуже», использование стан­дартов «своей» этнической группы для оценки «других» групп (У. Самнер, 1906г.).

Иерархическая пирамида этносов,.место «своего» этноса в дан­ной пирамиде. Роль модели видения мира в построении иерархиче­ской пирамиды этносов.

Содержательный аспект этноцентризма(по Д. Кемпбеллу): естественность и правильность происходящего в «своей» этнической культуре, универсальность и верность обычаев, норм, социальных ролей, ценностей «своей» группы, предпочтение образа жизни «сво­ей» группы всем остальным, помощь, кооперация с членами «своей» группы, чувство гордости за «сбою» группу, чувство неприязни, дис-танцированность по отношению к «внешним» группам, стремление быть составной частью и чувствовать свою принадлежность к более широкой социальной общности (групповая аффилиация).

Коррекция проявлений этноцентризма:осознание собствен­ной этноцентрической позиции; принятие ограниченности современ­ных знаний об историческом прошлом «своей» и инокультур, попыт­ки проверить данные эмпирических исследований и теорий в рамках «других» этнических культур, формирование этнической толерантно­сти, умения ценить лучшее из созданного человеческой цивилизацией вне зависимости от этнической принадлежности создателя, а также потребности в познании своей и соседних этнических культур, пони­мании их сходств и различий и преодолении этнического нигилизма и собственного этноцентризма.

Национализм:идеология, политика, система ориентации и чувств.

Источники национализма:

-протест против национального неравноправияв условиях политэтнических государств имперского типа (XIX в. - Австро-Венгрия, Османская империя, недоминирующие этнические общно­сти в России; XX в. - все народонаселенные континенты мира);

- реакция на возможность утраты реально достигнутого уровня автономиивнутри политэтнического государства, реальная или воображаемая опасность потери независимого этноса;

- осознание ущерба в сфере экономики, использования ресур­сов, территории, культуры страны другими государствами, метропо­лиями, народами (использование ресурсов Якутии Центром России, борьба за территорию между осетинами и ингушами);

- разжигание националистических чувствполитическими ли­дерами в ходе их борьбы за доступ к власти или удержание во власти;

- социальный компонент - конкуренция за рабочие местав престижных сферах деятельности между представителями домини­рующей этнической группы и другими .группами как в самом госу­дарстве, так и с иммигрантскими группами;

— особо высокий экономический статуснекоторых диаспор-ных групп по сравнению с доминирующим этносом (высокий про­цент русских и евреев в бизнес-элите Эстонии и Латвии, китайцев в странах Юго-Восточной Азии и США порождает национал-изоляционистские ориентации по отношению к представителям этих этносов и странам их проживания);

- ситуации социальной и экономической депривации(анти­семитские настроения, погромы турок-месхетинцев на постсоветском пространстве; лишение статуса малых народов русскоязычного насе­ления в бывших республиках Прибалтики - Эстонии, Латвии и Лит­ве);

- отсутствиесобственных положительных идентичностей и целевых установоку этнической группы, формирование компенси-

рующей идентичности (низкостатусные, ущемленные в социальном, языковом, культурном, политическом, экономическом планах груп­пы);

— психология маргинальных групппри отсутствии у членов этносов, имеющих признаваемые в обществе статус и достоинство (диффузный, пассивный тип национализма, принимающий агрессив­ную форму в стрессовых ситуациях);

- политический национализм,связанный с авторитарными и консервативными государственными ориентациями (правыми в капи­талистических странах, государственно-социалистическими в постсо­ветских странах; ущемление права на национальное самоопределение (Индия в 60-е-70-е гг. XX в., республики бывшего СССР в 90-е гг. XX в.-начале XXI в., так называемые «цветные революции»).

Типы национализма

Гражданский(государственный, территориальный) отождеств­ляется с патриотизмом, признается нормой человеческого общежи­тия, консолидирует все население государства с помощью юридиче­ских институтов, общегражданских прав, культуры, идеологии; край­не негативная форма - государственная экспансия,агрессивные формы шовинизмаили изоляционизма.

Этническийнационализм: политический и культурный. Поли­тический этнонационализм как механизм достижения или удержания государственности с ее институтами, ресурсами и культурной систе­мой.

Культурныйэтнонационализм как механизм сохранения цело­стности народа, поддержания и развития его языка, культуры, исто­рического наследия.

По Дж. Брейли,различают национализм:

- сепаратистский, реформаторский,где целью является при­дание государственной политике более четко выраженного нацио­нального характера;

- ирредентистский, где целью является объединение несколь­ких государств или присоединение части одного государства к дру­гому.

По классификации Л. М. Дробижевой, А. Р. Аклаева, В. В. Коротеевой и Г. У. Солдатовойдифференцируют национализм на:

— классический,с ярко выраженным стремлением к независи­мости (Чеченская Республика - Ичкерия, бывшие республики СССР: Эстония, Латвия, Литва, Грузия, Армения, Украина, Молдова, Азер­байджан, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан);

- паритетный,с ярко выраженным стремлением к более полной независимости от федерального центра (Татарстан, Башкортостан, Тува);

- экономический,со стремлением через самостоятельность в экономической сфере при руководстве национальной элитой добить­ся полного суверенитета (Саха (Якутия), Татарстан);

— защитный,с центральной идеей защиты культуры, языка, территории, демографического воспроизводства (Осетия, Ингушетия, Коми, Карелия);

— модернизационный,с доминированием идеи инновационного прорыва (реформаторские движения в России, Татарстане, Украине, Молдове).

Условия позитивной реализации культурного этнонациона-лизма:отсутствие идей культурной замкнутости, изоляционизма, не­гативной направленности других культур, отсутствие стремления возродить и распространить архаичные элементы культуры, препят­ствующие прогрессивному развитию этноса.

Наши рекомендации