Модель современного менеджера

Для того чтобы успешно реализовывать свои професси­ональные функции, менеджер должен:

• обладать определенными знаниями и умениями;

• иметь соответствующие личные качества;

• руководствоваться этическими нормами;

• иметь навыки и способности эффективно управлять;

• преодолевать ограничения саморазвития.

Это составляющие модели менеджера. Рассмотрим каж­дую из них в отдельности.

Знания и умения менеджера. Во всем мире современ­ный менеджер воспринимается как эффективный, иннова­ционный руководитель. А для этого он должен знать зако­номерности функционирования рыночной экономики, тео­рию и практику современного менеджмента, формы и мето­ды мотивации людей, теорию организации и методы моде­лирования организационных структур хозяйствования, ме­тоды комплексного анализа результатов деятельности орга­низации. Менеджер должен знать действующее законода­тельство и основы правового регулирования менеджмента в различных отраслях народного хозяйства и его сферах.

Менеджер должен уметь нестандартно мыслить, нахо­дить необходимые решения в условиях высокой степени риска; осуществлять бизнес-проектирование, разрабатывать, корректировать и реализовывать бизнес-план; осуществлять маркетинговые исследования, прогнозировать развитие орга­низации с учетом потребностей рынка; уметь владеть собой.

Личные качества менеджера. Среди них такие:

• широкий кругозор;

• профессионализм и творческий подход к работе;

• инициативность, изобретательность;

• уверенность в себе, целеустремленность;

• коммуникабельность, стремление работать в коллек­тиве и с коллективом;

• самообладание, стрессоустойчивость;

• психологическая способность влиять на людей;

• ответственность, Моральная надежность; • внутренняя потребность к саморазвитию;

• вера в свои способности и успех.

Этические нормы менеджера. Слово «этика» в перево­де с греческого означает привычку, обычай, правила пове­дения. Этика имеет дело с принципами, определяющими правильное и неправильное поведение. Этика подразделя­ется на теоретическую (философскую) и практическую (или нормативную). Практическая этика обосновывает нравствен­ные принципы, идеалы, нормы. На этические нормы ме­неджера оказывают влияние два рода факторов: факторы, связанные с корпорацией (традиции корпорации, школы менеджмента, устав и положения компании, законодатель­ство), и факторы, связанные с обществом (традиции стра­ны, материальная и духовная культура общества, обществен­ное мнение, чисто человеческие этические нормы).

Менеджер в своей деятельности руководствуется обще­принятыми правилами и нормами:

• следовать методам честной конкуренции;

• не использовать «грязные деньги»;

• выполнять данные обещания и следовать сказанно­му слову;

• не манипулировать людьми;

• быть требовательным, но не оскорблять достоинство;

• проявлять воспитанность и хорошие манеры. Навыки и способности эффективно управлять. На эф­фективность управления оказывают влияние:

• способность управлять собой;

• упор на постоянный личный рост;

• способность принимать непопулярные, но оправдан­ные по ситуации решения;

• навыки и упорство в решении проблемы;

• способность влиять на окружающих;

• способность обучать и развивать навыки подчиненных. Ограничения саморазвития менеджера. Среди таких

недостатков отметим следующие:

• неумение управлять собой;

• нечеткие личные цели и ценности;

• недостаточность навыков в решении проблемы; • недостаток творческого потенциала;

• неумение влиять на людей, обучать их;

• недопонимание особенностей и процессов управления.

Современная экономическая жизнь характеризуется на­растанием и усложнением происходящих в ней процессов и проблем, постоянной борьбой за рынки сбыта, ресурсы и прибыльность, проблемами использования наемных рабо­чих, стрессами и неопределенностью в работе организаций, «вымыванием» традиционных ценностей. Поэтому требова­ния к современному менеджеру растут. От него требуется способность эффективно управлять собой и своим временем, прояснять свои личные ценности и собственные цели, под­держивать собственный рост и развитие, быстро и эффек­тивно решать проблемы, гибко реагировать на изменения ситуации, использовать современные управленческие при­емы и подходы в отношении своих подчиненных, создавать и совершенствовать группы людей, способные быстро ста­новиться изобретательными и результативными в работе.

В американских школах бизнеса кандидат на получе­ние сертификата менеджера должен продемонстрировать свою компетентность в следующих областях:

• понимание природы управленческих процессов, зна­ние основных организационных структур, функцио­нальных обязанностей и стиля работы менеджера;

• четкое представление об ответственности менеджера, распределение ответственности по уровням управления;

• способы повышения эффективности управления;

• знание информационной технологии и средств ком­муникации, необходимое для управления персоналом, умение письменно и устно выражать свои мысли;

• компетентность в управлении людьми, отборе и под­готовке специалистов, способность к лидерству и нормализации рабочих и личных взаимоотношений сре­ди подчиненных;

• знание особенностей взаимоотношений между фир­мой и клиентами;

• способность кандидата управлять ресурсами;

• способность планировать и прогнозировать деятельность фирмы с использованием средств вычислитель­ной техники;

• способность к самоконтролю и самооценке собствен­ной деятельности, умение делать выводы и повышать квалификацию, исходя из настоящих требований и ожидаемых изменений в будущем,

Наши рекомендации