Размер фигур и их расположение на бумаге

Самая большая фигура принадлежит тому, кого ребёнок считает самым главным.

Величина фигуры выступает средством выражения значимости этого человека.

Себя дети рисуют рядом с тем, к кому испытывают наибольшую привязанность.

Если ребёнок рисует себя в центре,- чувствует себя значимым, внизу листа – зависимым.

В отдалении – персонаж, наиболее антипатичный, вызывающий страх или ревность.

Он может быть повёрнут спиной, располагаться выше или ниже остальных членов.

Расположение членов семьи на рисунке указывает на особенности взаимоотношений.

Гигантская мама и маленький папа – нарушена гармония в семье, мама значима.

Сплочённость семьи,объединение общей деятельностью, рисование всех членов

с соединёнными руками – признаки психологического благополучия в семье.

Разобщённость членов семьи – низкий уровень эмоциональных связей.

Группировка членов семьи – выделяет микроструктуры семьи, коалиции.

Всечлены семьи в ячейках – семья не дружная, отчуждённость.

Статическое изображение фигур – преобладает у рациональных натур.

Восприимчивые, чувствительные дети склонны рисовать семью в динамике.

Наиболее привлекательныйперсонаж: рисуется первым слева, на первом плане, он

выше и крупнее остальных, выполнен с большой любовью, остальные смотрят на него.

Наименее привлекательный – на рисунке самый маленький из всех, находится в

стороне от других фигур, выполняется последним по счёту, как бы, забытый всеми.

Если ребёнок рисует себя ярчеи детальнее родителей – это проявляется отношение

ребёнка к самому себе как к кому-то важному, уникальному.

Маленькая,безвольная фигурка ребёнка в окружении родителей может выражать

беспомощность, необходимость заботы о нём или чрезмерную опеку в семье.

Родители.Обычно родители изображаются парой, отец выше и слева, мать ниже и

справа, за ними идут другие фигуры в порядке значимости.

Ребёнок, живущий с одним из родителей,но изображает их вместе, - это его желание

восстановить союз. Если рисует одного родителя, с которым живёт – это означает

принятие им реально существующей ситуации, к которой ребёнок адаптировался.

Образ доминирующего, подавляющего, агрессивного родителя – то фигура больших

размеров по сравнению с другими членами семьи, с большими руками.

Слабый, не принимающийся всерьёз родитель – с маленькими руками или без них.

Ребёнок, переживающий эмоциональное благополучие в семье, рисует полную семью.

Просто дом вместо семьи – источник угроз, нежелание идти туда.

Искажение реального состава семьи – за этим почти всегда стоит эмоциональный

конфликт или недовольство семейной ситуацией. Не рисуя членов семьи, ребёнок

как бы отказывается от них, отворачивается / с ними связаны негативные переживания /

Крайние варианты представляют рисунки, на которых вообще не изображены люди

или изображены чужие люди не связанные с семьёй – это чувство отверженности,

покинутости, травматические переживания, аутизм, высокий уровень тревожности.

Если сам ребёнок вообще отсутствует на рисунке, то наиболее вероятно, что он

страдает от изоляции и одиночества в семье, отсутствия общности семьи.

Ребёнок, идентифицирующийсебя с изолированным персонажем или стёртым,

испытывает большие затруднения и напряжённость во взаимоотношениях с семьёй.

Когда ребёнок рисует себя последним из всех членов семьи, - это заниженный статус.

Дети уменьшают состав семьи, забывая нарисовать тех членов, которые для них менее

эмоционально привлекательныили с которыми у них сложились конфликтные

отношения. Отсутствие младшего брата – проявление ревности, как бы отрицает его.

Увеличение состава семьи – неудовлетворённые психологические потребности.

О нарушении контактов между членами семьи, эмоциональной холодности, отсутствии

тепла и защиты в семье говорят рисунки, в которых нарисовано много разных вещей,

отгораживающих членов семьи друг от друга.

Смотрим, какие предметы, какие люди, кто в семье главный или что главное?

Если предметов больше, чем людей и они крупнее, то вся энергия переведена на них,

Это не мещанство, это ощущение своей семьи. Вещь символизирует стабильность:

она не может умереть, бросить хозяина, она будет его слушаться, любить всегда.

У меня нет контакта, стабильности с людьми, а с предметами есть.

Животные в рисунке.

Кошка:- если ребёнок нарисовал кошку, то это дефицит тактильных контактов, кошка

успокаивает, поддерживает в жизни.Если только кошка не « член семьи».

Собака:если рисуют собаку, а её в доме нет, - это помогает ребёнку быть уверенным,

смелым. / Собака сильная и я буду с ней сильнее и смелее /. Ищет общения, тепла.

Другие животные– замещают какие-либо другие неудовлетворённые потребности.

Попугай: яркий красивый, много говорит, а меня за это ругают. Он может летать,

а мне хочется, но я не могу. И если ребёнок чувствует себя неудовлетворённым, он

рисует попугая.

Зайчиков: глаза – испуг, страх в глазах. Уши большие – должен слушать и слушаться.

Этот образ очень близок детям / это про меня, я не один такой /

Телевизор: В понимании ребёнка он живой, он может командовать членами семьи.

Вокруг него все собираются, значит, телевизор главнее. Он управляет папой, мамой,

а я не могу, прошу: «поиграй со мной», «нет, я не могу, сейчас футбол»

Холодильник: - значит, велика значимость еды. Он притягивает, всеми управляет,

Все хотят есть / особенно если есть запрет: не лазить в холодильник /.

Шкаф:уединённое место для прятанья, тайна: там у мамы всего много, туда трудно

попасть, нельзя, но очень хочется уйти от реальности, спрятаться. Возможно,

у ребёнка есть страхи, но больше желание спрятаться от семьи.

Мягкая мебель:ценность релаксации: полежать, расслабиться, или культ /удобство /

Солнце или лампа: символ тепла, испытывает отсутствие тепла в семье.

Или символ верховной власти.

Утюг, трубка – источник тепла, света.

Цветы, бабочки: свидетельство о реальном или желаемом спокойствии, безмятежности.

Огромные здания, техника:грузовик, пылесос, метла, выбивалка, ремень – символ

власти и угрозы.

Полог:тревожность, давление / висит над головой /

Шары, снегопад, бумажные змеи: чувство давления, от которого ребёнок пытается

избавиться.

Если весь лист заполнен мелкими деталями – это пустота, её хочется заполнить,

не хватает общения с близкими.

Если ребёнок замыкает кого-либо в замкнутом пространстве, в круг, квадрат, -

это отделение, изоляция этого человека. Семья в рамочке – это изоляция всей семьи.

Левая часть листа символизирует прошлое, правая – будущее.

Иногда ребёнку хочется вернуться в прошлое, иногда попасть в будущее.

Много чёрных штрихов – испытывает тревогу.

Все фигуры очень маленькие – у ребёнка депрессия, тревога, подавленность.

Рисует фигуры без полового различия – задержка полового воспитания.

Ноги большие – признак значимости в семье, маленькие – неустойчивая позиция.

Голова заштрихована / вид как со спины / - уход в себя.

Закрытое лицо - ребёнок не любит быть в семье.

Наши рекомендации