Симметрия и асимметрия. Симметрия — это строго законо­мерное расположение одинаковых фигур по отношению к

Симметрия — это строго законо­мерное расположение одинаковых фигур по отношению к оси или пло­скости. Осью может быть линия дви­жения (дорога, улица) или линия взгляда, проходящая между кулис по открытому пространству и направ­ленная на какой-либо объект. Сим­метричный план является примером строгой и целостной уравновешен­ной композиции. Примером являют­ся регулярные парки, имеющие яр­ко выраженные композиционные оси и симметричное размещение прост­ранственных форм. В симметричных композициях равновесие достигается путем равенства форм и расстояний. Однако равновесие и единство могут быть достигнуты и другим путем — с помощью асимметричной компо­зиции, когда неравные по величине и неодинаковые по форме части рас­полагаются таким образом, что полу­чаются равновесные композиции.

Асимметричные композиции харак­терны для пейзажных парков, такой прием построения пространства со­ответствует их живописному харак­теру. Асимметричными могут быть: расположение деревьев в группе; расположение групп, формирующих пространство; соотношения различных по структуре пространств в пла­не парка и т. д. Однако в целом со­отношение пространственных форм должно обеспечить композицион­ное равновесие паркового простран­ства.

Контраст, нюанс, тождество

Все многообразие объемно-прост­ранственных композиций восприни­мается через отношения тождества, контраста и нюанса. Эти понятия связаны с закономерностями зри­тельного восприятия и характеризу­ют явления одного ряда.

Контраст — это сильно выражен­ное различие свойств пространст­венных форм, данное в их сопостав­лении. Например, светлый — темный,

высокий — низкий, большой — ма­ленький. В контрастных сочетаниях форм эти свойства выражены ярко: пирамидальные и конические верти­кали деревьев оттеняются шаровид­ными и плакучими формами, закры­тое темное пространство лесного мас­сива усиливает восприятие солнечной поляны и т. д. Контраст — очень вы­разительный, резкий прием, и исполь­зовать его надо с осторожностью. При введении его в парковый ланд­шафт необходимо знать, что именно он должен выявить.

Нюанс означает тонкий переход и характеризует незначительные раз­личия в свойствах форм, имеющих сходство. Это могут быть отклонения от равенства форм или различно ос­вещенных и затемненных участков и т. п. В ландшафтном искусстве осо­бенно интересно использование цве­товых нюансов растений, подбирае­мых для летнего, осеннего эффектов или для заданной цветовой гам­мы.

Нюансные композиции требуют особой тщательности исполнения и знания материала.

Тождество определяется сходст­вом сравниваемых признаков. В ритмическом ряду тождественны акцен­ты и интервалы, в симметричной композиции — уравновешивающие друг друга объемы.

Парковые пространства, их ритми­ческие и масштабные связи, эффекты освещенности и цветовая гамма мо­гут быть откорректированы в нужном направлении с помощью качествен­ных отношений нюанса, контраста и тождества.

Масштабность

В решении соотношений по вели­чине необходимо учитывать мас­штабность — одно из важнейших композиционных средств. В ланд­шафтном искусстве под масштабно­стью понимают соразмерность или взаимное соответствие величины объемно-планировочных элементов в пространстве, воспринимаемых че­ловеком.

Соразмерность пространственных элементов — это соответствие их раз­меров росту человека и его психо­физиологическим возможностям воспринимать и оценивать величину предметов, а также соотношения их величин. Так, соразмерность вели­чины поляны, древесной группы или солитера, расположенных на ее пло­скости, определяется возможностью их восприятия. Если группа нахо­дится в замкнутом пространстве, не позволяющем охватить ее с первого взгляда целиком, то соотношение ве­личин считается немасштабным: группа слишком велика для поляны или поляна мала для группы. Воз­можны просчеты и обратного поряд­ка, когда на обширных полянах раз­мещаются небольшие объемы групп, деревьев, кустарников, скульптуры и др. Аналогично рассматриваются соотношения всех пространственных элементов парка — ширина и про­тяженность дорог, размеры цветни­ков, сооружений, скульптуры по от­ношению к величине пространства, в котором они размещаются.

Решение масштабности зависит от назначения объекта и его идейного замысла. Так, озелененные террито­рии жилых массивов (в которых за­частую уже утрачена сомасштабность человека и архитектуры), от­дельные районы в парках, планируе­мые как места отдыха, решаются в размерах, соответствующих спокой­ному восприятию планировочных элементов. При создании участков, оформляющих архитектурные соору­жения (чаще всего это скверы), размеры их планировочных элементов — древесно-кустарниковых групп, га­зона, цветников, фонтанов, скульпту­ры — соизмеряют с величиной зда­ния и возможностями его наилуч­шего восприятия. Вместе с этим включение в обзор панорам обшир­ных горных ландшафтов, степных просторов, морских и лесных далей говорит о возможности использо­вания широкомасштабных по отно­шению к человеку пространств.

Масштабность объемно-простран­ственных элементов тесно связана с их пропорциями и ритмом. В сово­купности они формируют образный строй композиции. Например, уходя­щая к горизонту пространства глав­ная композиционная ось в Версале; статичность и соразмерность объ­емов картины «Самого красивого места» и их ритмическое чередование на широком луговом пространстве Белой березы; соразмерность всех элементов замкнутых композиций Собственных садов в дворцовых пар­ках Петергофа, Царского Села и Пав­ловска, придающая им характер ую­та; и, наоборот, скорбный ритм скульптурной композиции мемориа­ла в Саласпилсе, расположенной среди луга, окруженного лесом; тор­жественный, подобный солдатско­му строю, ритм шеренги пирамидаль­ных тополей в узких аллеях Трептов-парка, Мамаева кургана и др. Говоря о масштабе как об образе, выделяют грандиозный, героический, монументальный или камерный мас­штаб.

Наши рекомендации