Размещение фигуры по горизонтали

Фигура, смещённая в левую сторону или смотрящая влево, может свидетельствовать

об инфантильности ребёнка, его стремлении назад, в детство / чрезмерные требования,

появление младшего брата /, человек более склонен фантазировать, размышлять,

ребёнок не всегда завершает начатое дело в разных видах деятельности.

Фигура, сдвинутая в правую сторону,либо смотрящая вправо, говорит о желании

стать взрослым, о стремлении в будущее / дети не очень удовлетворены настоящим /

Высокая целеустремлённость и активность.

Голова в положении анфас –свидетельство эгоцентризма.

Фигура, вытянутая по горизонтали,чаще говорит о неуверенности, тревожности.

А по вертикали –об уверенности, стремлении к лидерству, агрессивности.

Голова:крупная по отношению к телу, говорит о том, что ребёнок высоко ценит

интеллектуальные качества в себе и окружающих.

Глаза, уши, рот – их отсутствие говорит о неприятии информации, поступающей по

данному сенсорному каналу.

Ресницы:показатель демонстративных манер, заинтересованность в одобрении.

Рот: - приоткрытый, в котором виден язык – разговорчивость, болтливость.

Открытый рот, заштрихованный – лёгкость возникновения опасений и страхов.

Рот с зубами:особенно заострёнными – признак вербальной агрессии: защитной,

огрызаетсяна агрессию. Зачерченный круглый рот – боязливость, тревожность.

Рога, шипы, иглы, когти, щетина, клюв: дополнительные признаки агрессии.

Грива, шерсть,подобие причёски – чувственность, сексуальность.

Перья:демонстративное поведение, тенденция украсить себя.

Панцирь, броня –желание ребёнка спрятаться, уйти от общения / проявляется у

замкнутых, тревожных детей.

Барьеры, заборы: отгороженность самого ребёнка, желание уйти от общения.

Рисунки птиц, бабочек,зверей с крыльями – это желание избавиться

от неприятной ситуации, сложившейся в семье или в группе сверстников.

Антенны, провода, бинокли – интерес к окружающему миру, к другим людям.

Опорная частьфигуры / ноги, лапы, постамент / оценивается по форме и размеру.

Основательность ног – рациональность, обдуманность решений, сдержанность.

Субтильные лапки – легкомыслие, поверхностность суждений, импульсивность.

Ноги одинаковые, направлены в одну сторону – стандартность, банальность мышления.

Разнообразность формы и положения ног – самостоятельность, своеобразность

мышления. Необычные ноги – проявление творческого начала.

Соединение ног с корпусом:точное, тщательное, небрежное, слабое или вовсе нет

соединения. Это степень контроля ребёнка за своими рассуждениями, решениями.

Крылья, щупальца,дополнительные ноги, перья, бантики, кудри-завитушки.

Если это функциональные детали, это говорит о широком круге интересов,

Любознательности, увлечённости своей деятельностью.

Если же украшающие детали – демонстративность, манерность.

Хвосты:выражают отношение к собственным действиям, решениям, поступкам.

Хвосты повёрнуты вправо – отношение к своим действиям и поведению.

Хвосты повёрнуты влево - отношение к собственному внутреннему миру.

Хвост направлен вверх - положительное отношение к себе, бодрость, уверенность.

Хвост направлен вниз – недовольство собой, неуверенность, подавленность.

Контуры фигуры:наличие выступов, шипов, иголок, наростов – особенности

психологической защиты от окружающих.

Направленность вверх – источник напряжения люди: родители, воспитатели, учителя.

Направленность вниз – боязнь непризнания, насмешек, потеря авторитета.

Боковые выступы: готовность встретить опасность с любой стороны.

Общая энергия:чем больше составных частей и элементов в фигуре животного,

тем выше энергия ребёнка. В противоположном случае – мало энергии у ребёнка.

Слабая паутинообразная линия, без нажима – характерна астеникам.

Жирная линия, с нажимом – это тревожность, повышенный тонус мышц рук.

Сильная прямая штриховка – внутреннее напряжение, стремление к лидерству.

Косая штриховка с сильным нажимом – нервозность, неуверенность, обидчивость.

Штриховка кругами – связана с инфантилизмом, стремлением ребёнка к защите,

к любви и ласке, которых ему не хватает.

Животные угрожающие:лев, бегемот, волк, слон.

Нейтральные: белки, собаки, кошки.

Те, кому угрожают: - это птицы, муравьи, насекомые, улитки, букашки.

Это отношение к своему «Я», представление о своём положении в мире, здесь

рисуемое животное – представитель самого рисующего.

Уподобление животного человеку, схожесть мордочки животного с лицом и т.д. –

это признак инфантильности, эмоциональной незрелости.

Фигура круга, особенно ничем не заполненного, - скрытность, замкнутость.

Вмонтирование механических частей в тело животного /постамент, гусеницы /

Пропеллер, винт в голове, электролампы в глазах, рукоятки, антенны в теле – это

наблюдается чаще у детей с шизоидной акцентуацией характера, психической

патологией.

Название животного

Книжно-научные названия – «роботелиус» - демонстративность в плане интеллекта.

Бессмысленные звукосочетания – показатель легкомыслия.

Повторяющиеся слоги – « кра-кра, кряк-бряк , кус-кус, ми-ми » - инфантильность.

Удлинённые названия – «гулобарникле» - склонность к фантазированию.

Соединение смысловых частей: «бегекот, лисобак» - рациональность.

ТЕСТ «РИСУНОК СЕМЬИ »

Цель: Диагностика внутрисемейных отношений. Выявить отношение ребёнка к членам

своей семьи, восприятие ребёнком своего места в семье, его отношение к семье

в целом и отдельным её членам, а также взаимоотношения, которые вызывают у

ребёнка тревогу.

Материал:Лист белой бумаги А 4, простой карандаш, цветные карандаши.

Инструкция: Нарисуй, пожалуйста, свою семью так, как ты её себе представляешь.

Время выполнения задания не ограничивается. При выполнении задания отмечаем:

последовательность рисования, паузы более 15 секунд, стирания деталей, эмоции.

Беседа проводится после рисования для получения дополнительной информации:

-Чья семья изображена на рисунке – его самого или другая?

-Скажи, кто тут нарисован?

- Где они находятся и чем заняты в данный момент?

- Что они делают? Кто это придумал?

- Им весело или скучно? Почему?

- Как ты думаешь, люди на картинке весёлые или грустные?

- Кто из нарисованных людей самый весёлый? Почему?

- Кто из них самый грустный? Почему?

- Если бы все собрались на прогулку на автомобиле, но места на всех не хватило, кто

бы из них остался дома?

- Тебе дали два билета в цирк, кого ты возьмёшь с собой?

- Вы собрались в гости, а кто-то из членов семьи заболел, кто?

- Если один из детей ведёт себя плохо, будет ли он наказан? Как?

Интерпретация:

Все принципы рисования фигуры человека сохраняются и переносятся на рисование

семьи. Рисунок смотрим в зеркальном отражении.

Левая сторона туловища отражает эмоциональную сферу, привязанность.

Правая сторона – социальную сферу, отношения. Если правая рука короткая, то

возможны проблемы в социальной сфере.

Дистанция между членами семьи:Чем ближе друг к другу нарисованы все члены

семьи, тем они дружнее. Чем длиннее расстояние между ними, тем они дальше.

Если между ними предметы, барьеры – это стена непонимания, живут сами по себе.

Интерпретация рисунка условно подразделяется на 3 части:

- анализ структуры рисунка

- особенности графического изображения

- анализ процесса рисования

Наши рекомендации