Расположение рисунка на бумаге.

В норме рисунок расположен в средней части листа, который находится в вертикальном положении. Если рисунок расположен в верхней части листа, это говорит о высокой самооценке и недовольством своей роли в обществе, где человек чувствует недостаток признания. Чем ниже расположен рисунок на бумаге, тем ниже его уровень самооценки. Такой человек неуверен в себе, его не волнует признание социальный статус.

Основная часть рисунка.

· Голова смотрит вправо – человек деятельный и решительный, доводит дела до конца, реализует свои планы.

· Голова смотрит влево – человек склонен к самоанализу и рефлексии. Он больше думает, чем делает, вместо конкретных действий предпочитает глубокие размышления о них.

· Голова «смотрит» вперед, на рисующего – свидетельство эгоцентризма. Если на голове присутствуют органы чувств – глаза, уши, рот, то это говорит о важности информации, о зависимости от чужого мнения.

· Открытый рот и язык, но без губ могут означать высокую вербальную активность, и даже болтливость. Наличие губ говорит о чувственности. Открытый рот без губ и языка говорит о склонности к тревогам и страхам, о недоверии. У детей и подростков можно увидеть зачеркнутый рот круглой формы, что свидетельствует о боязни и тревоге.

· Наличие зубов говорит о вербальной агрессии, которая используется как защита в виде грубого ответа на порицание или осуждение.

· Важную роль имеют глаза. Они являются символом страха, если человек четко прорисовывает радужку. Наличие ресниц говорит о демонстративности личности, о желании обратить на себя чужое внимание своей красотой и манерами, а у мужчин является показателем женственных черт характера.

· Следует обратить внимание на размер головы: если она нарисована непропорционально телу, то человек ценит интеллект и рациональность.

· Рога, когти, иглы на коже животного говорят об агрессии, защитной либо спонтанной. Перья на теле животного являются показателем демонстративности и самолюбования. Шерсть или грива говорят о желании подчеркнуть свой пол.

· Если есть крылья – это говорит о творчестве.

Как можно проанализировать детские рисунки? (+наглядные примеры)

Анализируя детские работы, многие авторы обращают внимание на то, как в них передается окружающая ребенка действительность и какой личностный смысл в это вкладывается. Исследователи детского рисунка подчеркивают, что рисунок является своего рода рассказом о том, что в нем изображается, и по существу, не отличается от совестного рассказа. Собственно, это рассказ, выполненный в образной форме, который необходимо уметь прочитать.

Рисунки характеризуют прежде всего самого ребенка, нежели служащий моделью предмет, так как в изображении присутствуют как эмоциональные так и познавательные элементы.

Очень важно при анализе рисунков взглянуть на всю картину в целом и сделать выводы, соотнося все характеристики и содержание нарисованного.

ü Детализация рисунка

Качество линий (нажим)

Ровный, умеренный по силе, нажим указывает на гибкую и адаптивную личность; уравновешенность, самообладание, склонность обдумывать свои действия.

Необычно сильный нажим, оставляющий следы на обратной стороне листа, является знаком большого напряжения, проявление напряженности, воли, тенденции к преодолению сопротивления.

Очень легкие, слабые, отрывистые поверхностные линии часто характерны для человека нерешительного, робкого, беззащитного. Это, скорее всего, указывает на то, что человек испытывает дефицит доверия к самому себе и дефицит самоуважения. В рисунках детей легкий нажим может отражать сдержанность, ограничения в личных проявлениях.

Размер

Размер рисунка должен рассматриваться в соответствии с размером листа бумаги.

Необычно большие рисунки, занимающие практически весь лист, отражают, стремление к самораспространению и грандиозные тенденции, выплескивающийся во вне потенциал, либо экспансивность, агрессивность. Также люди с чувством приниженности или неадекватности могут выполнить рисунки больших размеров в результате действий компенсаторного защитного механизма. Когда это имеет место ,в рисунке обычно можно обнаружить и другие признаки наличия конфликта и беззащитности.

Мелкие рисунки отражают чувства приниженности, робости, беззащитности и неэффективности. Люди, которые рисуют маленькие фигурки, обычно стесняются в проявлении своих чувств и имеют тенденцию к сдержанности и некоторой заторможенности при взаимодействии с людьми. Также это может указывать на депрессивное и «зажатое» поведение в результате стресса.

Наши рекомендации