Расположение переводческой записи на бумаге

Наиболее удобным в современной методике обучения переводу считается ступенчато-диагональное расположение записи на бумаге. Запись каждой смысловой структуры ведется в направлении сверху вниз слева направо. Как правило, вначале фиксируется семантический субъект, ниже правее – действие, под ним еще правее – семантический объект, еще ниже, опять со сдвигом вправо, – все обстоятельства (см. рис. 2).

 
 

Субъект

 
 

Действие

       
   

Объект

 
 

Обстоятельства

 
 

Рис. 2. Ступенчато-диагональное расположение записи на бумаге

Такая схема фиксации предлагается в большинстве современных учебных пособий по переводческой скорописи. Однако необходимо отметить, что далеко не каждое предложение можно и целесообразно представить на бумаге в предлагаемой форме. Например, предложение «Шел снег» логичнее зафиксировать снежинкой, а предложение «Все очень обрадовались» – смайликом в квадрате: 2. Следовательно, предлагаемая выше схема не должна абсолютизироваться, ее стоит рассматривать лишь как один из возможных вариантов записи семантически сложных фрагментов сообщения, который не универсален, однако имеет свои преимущества.

Преимущества такого ступенчато-диагонального расположения записи на бумаге заключаются в том, что каждая отдельная смысловая единица (часто совпадающая с предложением) начинается «с новой строки» и разбивается на несколько смысловых частей. Предлагаемая пространственная композиция записи делает представление сложной смысловой единицы более наглядным и логичным. Кроме того, в случае ступенчато-диагонального ведения записи при переходе на новую строку более рационально и равномерно распределяется время на перенос руки, а именно, нет необходимости после каждой строчки переносить руку от одного края бумаги к другому. Траектория движения руки в случае традиционной записи и ступенчато-диагональной фиксации информации представлена на рис. 3 и рис. 4, соответственно.

Рис. 3. Траектория движения руки при ведении записи

традиционным способом

Рис. 4. Траектория движения руки при ступенчато-диагональной

фиксации информации

Отдельно необходимо сказать о переводчиках, которые пишут левой рукой. В этом случае наклон букв и самого текста естественным образом получается в противоположную сторону, и время на перенос руки от одного края листа к другому при ступенчато-диагональном




расположении записи не уменьшается, а, напротив, увеличивается. Траектория движения руки в случае ведения записи левой рукой представлена на рис. 5.

Рис. 5. Траектория движения руки в случае ведения записи левой рукой

В этой ситуации логично попробовать держать лист горизонтально и вести запись более узкими колонками. Лист можно заранее разделить на 3 равные части вертикальными линиями (см. рис. 6).

Рис. 6. Оптимальное расположение знаков при ведении

записей левой рукой

Традиционный формат бумаги при ведении переводческой скорописи на переговорах и официальных встречах при работе за столом – А4. При работе стоя, например, при переводе докладов на конференциях, используется блокнот. Наиболее удобно использовать линованные блокноты с твердой обложкой и вертикальным расположением листа, т.к. их можно держать как на коленях, так и в руке. Блокнот на спирали предпочтительнее, чем на скрепке или термоклее, т.к. он не закрывается «сам» и не распадается на листочки при многократном перелистывании, позволяя легко и быстро переворачивать страницы.

И в блокноте, и на листах формата А4 запись ведется только на одной стороне листа. Не рекомендуется переворачивать блокнот/листы

в процессе ведения записи. Исписанный лист просто переворачивается/откладывается текстом вниз и запись ведется на

следующем листе. Закончившийся блокнот/стопка бумаги переворачивается, и запись ведется на обратной стороне листов в соответствии с той же логикой. Для удобства и уверенности можно заранее пронумеровать листы/страницы.

Еще один существенный момент: каждому переводчику на начальном этапе обучения скорописи необходимо найти оптимальный для него размер символов. С одной стороны, заметки не должны быть очень мелкими, чтобы их несложно было рассмотреть на расстоянии вытянутой руки и в недостаточно освещенном помещении. С другой стороны, знаки переводческой скорописи не должны быть слишком крупными, ибо чем больше суммарная длина линии, проведенной ручкой, тем больше времени занимает такая фиксация информации. Кроме того, чем крупнее запись, тем чаще придется переворачивать страницы блокнота или перекладывать листы, что также требует дополнительных затрат времени и внимания.

Обучение переводческой скорописи целесообразно вести в условиях, максимально приближенных к реальным. А именно, нужно научиться вести запись как сидя за столом, так и стоя. Студент-переводчик всегда должен иметь наготове хорошо пишущую, удобную и презентабельную ручку, а также запасную ручку, ибо, как показывает практика, ручка у студента-переводчика перестает писать или начинает течь в самый неподходящий момент. Необходимо научиться начинать нотацию одновременно с началом звучания текста и заканчивать ее сразу же после окончания звучания речи оратора. Вести нотацию карандашом или фломастером не рекомендуется, т.к. в этом случае существенно больше сила трения грифеля/фетрового стержня о бумагу, и, следовательно, запись отнимает больше времени, а рука быстрее устает.


Наши рекомендации