Методика « дом, дерево, человек »

Цель:Оценка личности испытуемого уровня его развития, работоспособности,

взаимоотношений с окружающим миром.

Материал: Белый лист бумаги, сложенный пополам и образующий четыре

страницы. Первая страница для регистрации даты обследования и данных

испытуемого, последующие три страницы для рисунков: «Дом», «Дерево»,

«Человек», простой карандаш, ластик. Для дошкольников можно дать

обычный лист бумаги и цветные карандаши.

Инструкция для дошкольников: Нарисуй, пожалуйста, дом, он может быть

любым: тот, в котором ты живёшь, или , который ты видел где-то, может

быть сказочный. Постарайся нарисовать как можно лучше. После того,

как дом нарисован, просим нарисовать дерево и человека.

В протоколе зафиксировать:

-- время с момента предоставления инструкции до начала рисования

-- длительность любых пауз

-- общее время, использованное для рисования

Последовательность изображения деталей каждого рисунка, пронумеровать их.

-- Все комментарии ребёнка по возможности дословно

-- любые эмоции ребёнка в процессе выполнения теста

Вопросы для беседы:

Для рисунка человека:

-- это мужчина или женщина, мальчик или девочка?

-- кто он, сколько ему лет?

-- это твой родственник, друг или кто-нибудь другой?

-- о ком ты думал, когда рисовал?

-- что он делает, где он находится?

-- о чём думает, какое у него настроение?

-- кого тебе напоминает нарисованный человек:

-- что ты чувствуешь по отношению к этому человеку?

-- какая погода на рисунке?

-- чего больше всего хочет этот человек, почему?

-- как одет этот человек?

Для рисунка дерева:

-- что это за дерево?

-- где находится это дерево?

-- сколько лет этому дереву?

-- это дерево растёт одно или среди других деревьев?

-- оно выше тебя, ниже или вы одинакового размера?

-- какая погода на этом рисунке?

-- есть ли на рисунке ветер, что это за ветер, в каком направлении он дует?

-- что тебе напоминает это дерево?

-- это дерево сильное, оно здоровое или больное?

-- кого тебе напоминает это дерево, почему?

-- чего больше всего хочется этому дереву, почему?

-- если бы вместо / птицы, другого объекта на рисунке, не имеющего отношения

к основному дереву /, был бы человек, то кто бы это мог быть?

Для рисунка дома:

-- сколько этажей у этого дома?

-- этот дом кирпичный, деревянный или ещё какой-нибудь?

-- это твой дом / если нет, то чей он / ?

-- когда ты рисовал дом, кого ты представлял хозяином?

-- тебе бы хотелось, чтобы этот дом был только твоим, почему?

-- если бы ты мог распоряжаться этим домом, как хочется, какую комнату ты бы

выбрал для себя, почему, с кем бы ты хотел жить в этом доме?

-- когда ты смотришь на рисунок, этот дом далеко или близко от тебя?

-- этот дом выше, ниже или одного размера с тобой?

-- о чём напоминает тебе этот домик?

-- этот дом приветливый, дружелюбный или …?

-- как ты думаешь, все ли в этом доме дружелюбные или …?

-- какая погода на этом рисунке?

-- о ком ты думаешь, когда смотришь на этот дом, почему?

-- чего больше всего хочется этому дому?

-- для чего нужна труба на крыше, куда ведёт эта дорожка…?

-- если бы вместо / куста или любого другого предмета на рисунке / был

человек, то кто бы это мог быть?

Процесс интерпретации заключается в последовательном анализе следующих

групп элементов: детали, пропорции, перспектива, время, качество линий,

самокритичность, отношение к заданию, комментарии.

Интерпретация:

На рисунке дома должны быть изображены: дверь, окно, стены, крыша, труба

или что-то для обогрева дома.

На рисунке дереваобязательны: ствол, хотя бы одна ветка.

На рисунке человекаобязательны: голова, туловище, две ноги, две руки, два глаза,

нос, рот, два уха.

Отсутствие обязательных деталей в рисунках детей, имеющих средний уровень

интеллекта, говорит о снижении этого уровня.

Если рисунок содержит минимум деталей, но хорош с точки зрения пропорций и

перспективы, это может означать ,что ребёнку свойственны:

-- склонность к замкнутости

-- аномальное игнорирование традиционных вещей

Если минимум деталей при низком уровне качества пропорций и перспективы, то

можно предположить, что у ребёнка снижен интеллект или происходит снижение.

При чрезмерном количестве деталей - беспокойство, связанное с окружающим.

Анализ рисунка дома:

Окна: - это образ визуального контакта. Дом без окон, окно без стёкол, окна со

ставнями, занавесками, закрашенные – этозамкнутый, ушедший в себя ребёнок.

Много окон, украшенный цветами подоконник, круглое чердачное окно – всё это

говорит о ласковом и нежном отношении матери к ребёнку.

Двери: -возможность входа или выхода из дома. Фронтальная дверь – доступность

входа и выхода. Задняя или боковая дверь – бегство от действительности. Большой

замок на двери – замкнутость, необщительность ребёнка.

Труба: наличие трубы – хорошее отношение отца с ребёнком, из трубы идёт дым –

благоприятная атмосфера в семье.

Анализ рисунка дерева:

Деревосимволизирует то, как чувствует себя ребёнок в окружающей действительности.

Дерево с кроной в виде круга или овала – сильные враждебныеимпульсы.

Ствол – символизирует чувства, касающиеся личностного потенциала, способностей.

Крона: показатель степени и стремления к получению удовлетворения от окружающего.

Сломанные, поникшие, мёртвые ветки, рубцы:символизируют психические травмы.

Чувство неполноценности, несостоятельности, бесполезности, вины.

Образ мёртвого дерева – плохая приспособленность, адаптация.

Гибкость ветвей, большое количество, размер – адаптивность, ресурсы личности.

Корневая система: представляет силу и качество аспектов личности.

Внешние силы:погодные условия, через них дети выражают свои чувства к миру.

Ветер: символизирует подверженность воздействию внешних сил.

Ветер, дующий снизу вверх, - желание перенестись из реального мира в мир фантазий.

Ветер сверху вниз: левый угол - прошлое, правый – будущее.

Заходящее солнце – может означать депрессивное настроение.

Солнце за облаком: - тревожные, неудовлетворённые отношения / с кем – то… /

Анализ рисунка человека

Руки:прячет за спиной – значит, что-то натворил и не хочет, чтобы об этом узнали.

Ступни – символизируют движение. Без рук и ступней – беспомощность.

Рисунок, имеющий только глаза – излишняя подозрительность, осторожность.

Отсутствие носа, ушей и рта – указывает на нежелание общаться.

Линия земли /лишниедетали / - признак незащищённости вообще.

Облака:- тревожность, связанная с окружающей действительностью.

Наши рекомендации