Размер фигур и их расположение на бумаге
Самая большая фигура принадлежит тому, кого ребёнок считает самым главным.
Величина фигуры выступает средством выражения значимости этого человека.
Себя дети рисуют рядом с тем, к кому испытывают наибольшую привязанность.
Если ребёнок рисует себя в центре,- чувствует себя значимым, внизу листа – зависимым.
В отдалении – персонаж, наиболее антипатичный, вызывающий страх или ревность.
Он может быть повёрнут спиной, располагаться выше или ниже остальных членов.
Расположение членов семьи на рисунке указывает на особенности взаимоотношений.
Гигантская мама и маленький папа – нарушена гармония в семье, мама значима.
Сплочённость семьи,объединение общей деятельностью, рисование всех членов
с соединёнными руками – признаки психологического благополучия в семье.
Разобщённость членов семьи – низкий уровень эмоциональных связей.
Группировка членов семьи – выделяет микроструктуры семьи, коалиции.
Всечлены семьи в ячейках – семья не дружная, отчуждённость.
Статическое изображение фигур – преобладает у рациональных натур.
Восприимчивые, чувствительные дети склонны рисовать семью в динамике.
Наиболее привлекательныйперсонаж: рисуется первым слева, на первом плане, он
выше и крупнее остальных, выполнен с большой любовью, остальные смотрят на него.
Наименее привлекательный – на рисунке самый маленький из всех, находится в
стороне от других фигур, выполняется последним по счёту, как бы, забытый всеми.
Если ребёнок рисует себя ярчеи детальнее родителей – это проявляется отношение
ребёнка к самому себе как к кому-то важному, уникальному.
Маленькая,безвольная фигурка ребёнка в окружении родителей может выражать
беспомощность, необходимость заботы о нём или чрезмерную опеку в семье.
Родители.Обычно родители изображаются парой, отец выше и слева, мать ниже и
справа, за ними идут другие фигуры в порядке значимости.
Ребёнок, живущий с одним из родителей,но изображает их вместе, - это его желание
восстановить союз. Если рисует одного родителя, с которым живёт – это означает
принятие им реально существующей ситуации, к которой ребёнок адаптировался.
Образ доминирующего, подавляющего, агрессивного родителя – то фигура больших
размеров по сравнению с другими членами семьи, с большими руками.
Слабый, не принимающийся всерьёз родитель – с маленькими руками или без них.
Ребёнок, переживающий эмоциональное благополучие в семье, рисует полную семью.
Просто дом вместо семьи – источник угроз, нежелание идти туда.
Искажение реального состава семьи – за этим почти всегда стоит эмоциональный
конфликт или недовольство семейной ситуацией. Не рисуя членов семьи, ребёнок
как бы отказывается от них, отворачивается / с ними связаны негативные переживания /
Крайние варианты представляют рисунки, на которых вообще не изображены люди
или изображены чужие люди не связанные с семьёй – это чувство отверженности,
покинутости, травматические переживания, аутизм, высокий уровень тревожности.
Если сам ребёнок вообще отсутствует на рисунке, то наиболее вероятно, что он
страдает от изоляции и одиночества в семье, отсутствия общности семьи.
Ребёнок, идентифицирующийсебя с изолированным персонажем или стёртым,
испытывает большие затруднения и напряжённость во взаимоотношениях с семьёй.
Когда ребёнок рисует себя последним из всех членов семьи, - это заниженный статус.
Дети уменьшают состав семьи, забывая нарисовать тех членов, которые для них менее
эмоционально привлекательныили с которыми у них сложились конфликтные
отношения. Отсутствие младшего брата – проявление ревности, как бы отрицает его.
Увеличение состава семьи – неудовлетворённые психологические потребности.
О нарушении контактов между членами семьи, эмоциональной холодности, отсутствии
тепла и защиты в семье говорят рисунки, в которых нарисовано много разных вещей,
отгораживающих членов семьи друг от друга.
Смотрим, какие предметы, какие люди, кто в семье главный или что главное?
Если предметов больше, чем людей и они крупнее, то вся энергия переведена на них,
Это не мещанство, это ощущение своей семьи. Вещь символизирует стабильность:
она не может умереть, бросить хозяина, она будет его слушаться, любить всегда.
У меня нет контакта, стабильности с людьми, а с предметами есть.
Животные в рисунке.
Кошка:- если ребёнок нарисовал кошку, то это дефицит тактильных контактов, кошка
успокаивает, поддерживает в жизни.Если только кошка не « член семьи».
Собака:если рисуют собаку, а её в доме нет, - это помогает ребёнку быть уверенным,
смелым. / Собака сильная и я буду с ней сильнее и смелее /. Ищет общения, тепла.
Другие животные– замещают какие-либо другие неудовлетворённые потребности.
Попугай: яркий красивый, много говорит, а меня за это ругают. Он может летать,
а мне хочется, но я не могу. И если ребёнок чувствует себя неудовлетворённым, он
рисует попугая.
Зайчиков: глаза – испуг, страх в глазах. Уши большие – должен слушать и слушаться.
Этот образ очень близок детям / это про меня, я не один такой /
Телевизор: В понимании ребёнка он живой, он может командовать членами семьи.
Вокруг него все собираются, значит, телевизор главнее. Он управляет папой, мамой,
а я не могу, прошу: «поиграй со мной», «нет, я не могу, сейчас футбол»
Холодильник: - значит, велика значимость еды. Он притягивает, всеми управляет,
Все хотят есть / особенно если есть запрет: не лазить в холодильник /.
Шкаф:уединённое место для прятанья, тайна: там у мамы всего много, туда трудно
попасть, нельзя, но очень хочется уйти от реальности, спрятаться. Возможно,
у ребёнка есть страхи, но больше желание спрятаться от семьи.
Мягкая мебель:ценность релаксации: полежать, расслабиться, или культ /удобство /
Солнце или лампа: символ тепла, испытывает отсутствие тепла в семье.
Или символ верховной власти.
Утюг, трубка – источник тепла, света.
Цветы, бабочки: свидетельство о реальном или желаемом спокойствии, безмятежности.
Огромные здания, техника:грузовик, пылесос, метла, выбивалка, ремень – символ
власти и угрозы.
Полог:тревожность, давление / висит над головой /
Шары, снегопад, бумажные змеи: чувство давления, от которого ребёнок пытается
избавиться.
Если весь лист заполнен мелкими деталями – это пустота, её хочется заполнить,
не хватает общения с близкими.
Если ребёнок замыкает кого-либо в замкнутом пространстве, в круг, квадрат, -
это отделение, изоляция этого человека. Семья в рамочке – это изоляция всей семьи.
Левая часть листа символизирует прошлое, правая – будущее.
Иногда ребёнку хочется вернуться в прошлое, иногда попасть в будущее.
Много чёрных штрихов – испытывает тревогу.
Все фигуры очень маленькие – у ребёнка депрессия, тревога, подавленность.
Рисует фигуры без полового различия – задержка полового воспитания.
Ноги большие – признак значимости в семье, маленькие – неустойчивая позиция.
Голова заштрихована / вид как со спины / - уход в себя.
Закрытое лицо - ребёнок не любит быть в семье.