Сигналы служат для обеспечения безопасности движения, а также для четкой организации движения поездов и маневровой работой
В качестве постоянно сигнальных приборов применяются светофоры и указатели АЛС в кабине управления поезда. Светофоры устанавливаются с правой стороны по направлению движения поездов. В однопутных тоннелях на правосторонних кривых малых радиусов устанавливаются светофоры с левой стороны по направлению движения, справа устанавливается резервный светофор.
По способу управления светофоры подразделяются на светофоры:
- Автоматического действия;
- Полуавтоматического действия;
- Независимого действия.
На светофорах автоматического действия смена сигналов происходит автоматически от воздействия поезда на изолированные участки пути.
На светофорах полуавтоматического действия смена сигналов на запрещающие показания происходит от воздействия поезда на ограждаемые ими участки пути , а на разрешающие показания действием ДЦХ или ДСЦП.
На светофорах независимого действия (светофор ограждения металлоконструкций) смена сигнала не зависит от воздействия поезда на ограждаемые участки -от действия ДЦХ, ДСЦП.
Устройства АЛС – АРС.
АЛС – АРС предназначены для автоматического регулирования скорости движения. Система АЛС – АРС состоит из путевых и поездных устройств. Путевые устройства с помощью рельсовых цепей проверяют отсутствие препятствий для движения поездов и в зависимости от числа свободных блок - участков формируют сигналы определенной частоты о допустимой скорости движения. Поездные устройства, установленные на подвижном составе, непрерывно принимают сигналы с пути и сравнивают ее с фактической скоростью движения. Если фактическая скорость превышает допустимую , поездные устройства обеспечивают автоматическое торможение поезда до полной остановки. А если после начавшего торможения машинист подтвердит восприятие сигнала нажатием педали бдительности, то происходит автоматическое отпускание тормозов.
Автоблокировка.
(светофоры автоматического действия)
Устройство АЛС с автостопами и защитными участками не должны допускать смену запрещающего показания светофора на разрешающее показание, до освобождения поезда блок – участка за этим светофором и защитного участка за следующим светофором, который перекроется на красный огонь, автостоп примет заграждающее положение.
Устройство автоблокировки без автостопов и защитных участках не должны допускать смены запрещающего сигнала на разрешающее показание, до освобождение поездом блок – участка за этим светофором, а следующий светофор должен перекрыться на запрещающее показание.
Устройство электрической централизации.
Электрическая централизация (Э.Ц.) – эта система, с помощью которой производится управление стрелками и светофорами полуавтоматического действия и осуществляет их взаимодействие и замыкание. Устройство электрической централизации не должны допускать:
- Открытие светофора ограждающего данный маршрут, если стрелки ,включая охранные, не поставлены в надлежащее положение, а светофоры враждебных маршрутов не закрыты.
- Открытие светофора на занятый путь.
- Перевода стрелки под составом.
- Перевода входящей в маршрут стрелки и открытие светофора враждебного маршрута при открытом сигнале светофора, ограждающем установленный маршрут.
Устройство электрической централизации должны обеспечивать:
- Взаимное замыкание стрелок и сигналов.
- Контроль взреза стрелки с одновременным закрытием светофора, ограждающего данный маршрут.
- Контроль занятости путей и стрелок на аппарате управления.
Требования к приводам и замыкателям:
Приводы и замыкатели должны:
Обеспечивать при крайних положениях стрелки плотное прилегание прижатого остряка к рамному рельсу.