О порядке квалификации нарушений безопасности движения поездов в поездной и маневровой работе метрополитена

Классификация нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе.

1. Нарушения безопасности движения в поездной и маневровой работе на метрополитене классифицируются:

- крушения поездов;

- аварии;

- события;

- повреждения.

2. К крушениям поездов относятся:

-столкновения поездов с другими поездами или подвижным составом, сходы подвижного состава в поездах на главных путях перегонов и стан­ций в результате которых:

- погибли или ранены люди;

- или разбит подвижной состав до степени исключения из инвентарного парка;

- или допущен полный перерыв движения поездов на перегоне в течение более 5 часов.

3. К авариям относятся:

- столкновения поездов с другими поездами или подвижным составом, сходы подвижного состава в поездах на главных путях перегонов и стан­ций, не имеющих последствий, указанных в пункте №2;

- столкновения и сходы подвижного состава при маневровых и других пе­редвижениях, в результате которых:

- погибли или ранены люди,

- или разбит подвижной состав до степени исключения из инвентарного парка,

- или допущен полный перерыв в движении поездов на перегоне продолжи­тельностью более 5 часов;

- затопление, пожар, неисправность сооружений и устройств, связанные с несоблюдением условий безопасности движения, вызвавшие полный пе­рерыв движения поездов на перегоне продолжительностью более 5 часов.

4. К событиям относятся:

- столкновения и сходы подвижного состава при маневрах или других пере­движениях, не имеющих последствий, указанных в п. З;

- прием и отправление поезда (состава) по неготовому маршруту;

- перевод стрелки под поездом (составом);

- проезд запрещающего сигнала;

- саморасцеп поезда (состава);

- не ограждение сигналами остановки места препятствия для движения поез­дов или места производства работ;

- ложная подача разрешающего сигнала светофора или указателя АЛС вместо запрещающего или подача более разрешающего сигнала;

- самопроизвольный уход подвижного состава;

- наезд на препятствие и тупиковые упоры;

- взрез стрелки;

- заклинивание колесной пары в поезде;

- падение на путь деталей подвижного состава;

- нарушение габарита подвижного состава, габарита приближения оборудо­вания, габарита приближения строений;

- неисправность подвижного состава, пути, контактного рельса, устройств электроснабжения, СЦБ, связи, тоннельных сооружений, электромеханиче­ских и других устройств, затопление, пожар, а также случаи неправильных действий обслуживающего персонала, в результате чего отменено 15 и более поездов на полной линии, или допущен перерыв в движении поездов на од­ном пути перегона продолжительностью 30 минут и более;

- неисправность пути, потребовавшая выдачи поездным диспетчером по заявке начальника вагона-путеизмерителя о закрытии движения на участке или ог­раничения скорости движения поездов до 15 км/час;

- самопроизвольное (без доклада поездному диспетчеру и без надобности) отключение устройств, обеспечивающих безопасность движения (АЛС-АРС, УАВА, УКС, УОС, тумблеров АВУ, АТ, ВН);

- открытие дверей с противоположной от платформы стороны на станции;

- проезд поезда с пассажирами платформы станции для посадки и высадки пассажиров без остановки;

- отправление поезда с открытыми дверями;

- не закрепление подвижного состава затормаживающими устройствами (стояночный тормоз, ручной тормоз, тормозные башмаки) при расстановке подвижного состава;

- излом рельса под поездом (составом).

5. К повреждениям относятся:

- оставление в тоннелях или на наземных участках после ночных работ неза­крепленного оборудования, инструмента и других предметов, на которые возможен наезд подвижного состава;

- проезд электропоездом предупредительного сигнального знака «Остановка первого вагона», при котором не производилась высадка и посадка пассажиров из головного вагона;

- не высадка пассажиров из вагонов на станции.

Все остальные нарушения по вине метрополитена с нарушением графика движения поездов, в результате чего отменен один и более поезд, учитыва­ются как повреждения.

Случаи событий и повреждений, причины которых не установлены, учитываются по вине той службы, в которой они произошли.

О порядке действий работников и режимах работы шахт тоннельной вентиляции в случаях задымления или пожара на метрополитене

Инструкция о порядке действий работников и режимах работы шахт тоннельной вентиляции,

в случаях пожара или задымления на Московском метрополитене.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящая Инструкция устанавливает порядок действий работников метрополитена, а также работников организаций, арендующих помещения или выполняющих работы на объектах метрополитена, в случаях пожара или задымления и определяет требования к режимам работы вентиляционных установок.

Все работники обязаны знать и выполнять Правила пожарной безопасности на метрополитене и требования настоящей Инструкции, уметь применять первичные средства пожаротушения.

Для каждого объекта (в т.ч. станций) метрополитена разрабатываются «План тушения пожара» и «План эвакуации работников (пассажиров)», которые должны быть изучены всеми работниками (дежурным персоналом) станции или объекта. Действия дежурного персонала практически отрабатываются на пожарно-тактических учениях и занятиях по планам Отдела пожарной охраны (ОПО) метрополитена.

При обнаружении, получении сообщения о задымлении, тлении или горении (в дальнейшем - пожаре) на подвижном составе или на объектах метрополитена, при поступлении сигнала о пожаре на пульт пожарной сигнализации, каждый работник метрополитена обязан сообщить о нём в пожарную охрану города по телефону «6-01» (с объектов монорельсовой транспортной системы - по телефону «9-01»),в пожарную охрану метрополитена по телефону «2-18-20»(с объектов монорельсовой транспортной системы - по телефону «8-495 6221820»),а также лично или по любому доступному виду связи (в т.ч. используя колонны экстренного вызова) должностному лицу метрополитена (дежурному по метрополитену, поездному диспетчеру, дежурному по станции, дежурному по электродепо и т.п.). В сообщении указать точное место пожара и его характер (задымление, тление, открытый огонь и т.п.). После сообщения принять меры к встрече пожарно-спасательных подразделений МЧС и ликвидации пожара.

При явной угрозе жизни (сильное задымление, высокая температура), работники метрополитена должны покинуть опасную зону, не принимая мер к ликвидации пожара. При этом необходимо оповестить голосом об эвакуации работников, находящихся в смежных помещениях.

До снятия напряжения рекомендуется применение для тушения пожара: в электросетях до 1 кВ - углекислотных, порошковых (класс Е) и воздушно-эмульсионных (ОВЭ -6) огнетушителей; в электросетях до 10 кВ - воздушно-эмульсионных (ОВЭ -6) огнетушителей.

Применение порошковых огнетушителей при ликвидации пожара на станции допускается только при отсутствии пассажиров в непосредственной близости от места их использования или отсутствия

других средств пожаротушения.

2. При пожаре на сооружениях, оборудовании или устройствах в тоннеле:

Локомотивная бригада (машинист), обнаружившая пожар должна:

- сообщить поездному диспетчеру о случившемся, указав номер маршрута, перегон, путь, пикет, место возникновения пожара;

- при отсутствии опасности для движения поездов проследовать опасное место без остановки.

При угрозе пожара подвижному составу и невозможности проследовать данное место:

- принять меры к остановке поезда до опасной зоны;

- сообщить поездному диспетчеру о случившемся, указав перегон, путь, пикет, место возникновения пожара;

- принять меры к ликвидации пожара с помощью первичных средств пожаротушения.

При горении на перегоне шпал или горючегомусора в непосредственной близости от контактного рельса, короба контактного рельса рекомендуется применять, без снятия напряжения,воздушно- эмульсионный огнетушитель ОВЭ-6 с расстояния не ближе трех метров до токоведущего оборудования. В непосредственной близости (не менее 1 метра) от электрооборудования до 1 кВ можно использовать порошковые огнетушители, имеющие маркировку для пожаров класса «Е» или комплект тушения в тоннеле (КТТ), соблюдая меры безопасности, изложенные в инструкции по его применению.

Если горение происходит в местах, где невозможно выдержать безопасное расстояние (под коробом контактного рельса, рядом с кабелем под напряжением и т.п.), локомотивная бригада (машинист) сообщает об этом поездному диспетчеру и продолжает движение по маршруту. Машинист резервного поезда, прибывший к месту горения, дает заявку поездному диспетчеру на снятие напряжения с контактного рельса и включение рабочего и аварийного освещения.

После получения приказа от поездного диспетчера о снятии напряжения с контактного рельса машинист должен:

- повторить приказ;

- убедиться в отсутствии напряжения на контактном рельсе;

- установить закоротку;

- доложить поездному диспетчеру об установке закоротки;

- принять меры к ликвидации пожара, используя все доступные виды первичных средств пожаротушения, в том числе и комплект тушения в тоннеле (КТТ) при его наличии;

Примечание: При следовании резервным поездом на перегон для ликвидации пожара, машинист должен получить КТТ у дежурного по станции. На участках, где давление ниже 3 атм., КТТ применяется только после снятия напряжения (Перечень перегонов с давлением менее 3 атмуказан в разделе 5 настоящей инструкции и имеется в сумке с КТТ настанциях).

3. При возникновении пожара на кабельных линиях с напряжением до 10 кВ локомотивная бригада (машинист), обнаружившая пожар должна:

- сообщить поездному диспетчеру о случившемся, указав номер маршрута и номер поезда, перегон, путь, пикет, место расположения кабеля;

- при отсутствии опасности для движения поездов проследовать опасное место без остановки.

При невозможности проследовать данное место:

- остановиться на безопасном расстоянии, доложить поездному диспетчеру и принять меры к ликвидации пожара с помощью воздушно-эмульсионного огнетушителя (ОВЭ-6).

Если пожар ликвидировать не удалось, доложить поездному диспетчеру и по его указанию перейти в другую кабину и принять меры к выводу поезда с пассажирами из тоннеля, следуя в неправильном направлении, предварительно сообщив поездному диспетчеру направление эвакуации. Объявить пассажирам о возвращении на станцию отправления по техническим причинам.

4. При пожаре на платформе станции:

Машинист обязан принять меры к остановке поезда до опасной зоны в случаях, если имеется угроза для подвижного состава, и сообщить об этом поездному диспетчеру.

При отсутствии опасности для подвижного состава, а также при невозможности остановить поезд до зоны задымления, очага загорания или пожара и при разрешающем показании светофора машинист обязан проследовать станцию без остановки с установленной скоростью; при запрещающем показании светофора машинист проезжает его в соответствии с требованиями ПТЭ метрополитенов РФ. На составах, оборудованных устройством предупреждения проезда станций (УППС), для проследования станции без остановки, необходимо отключить его.

О случае безостановочного проследования станции машинист немедленно сообщает поездному диспетчеру.

5. При пожаре в вагоне поезда, находящегося на станции:

При обнаружении пожара в вагоне поезда, находящегося на станции, локомотивная бригада (машинист) должна:

- сообщить о случившемся поездному диспетчеру, указав номер маршрута, номер поезда, станцию, путь и затребовать снятие напряжения с контактного рельса;

- обеспечить высадку пассажиров из поезда;

- произвести затормаживание головного вагона ручным (стояночным) тормозом;

- до снятия напряжения принять меры к ликвидации пожара, используя воздушно-эмульсионный огнетушитель (ОВЭ-6) с расстояния не ближе 3 метров до токоведущего оборудования или углекислотные

огнетушители с расстояния не ближе 1 метра до токоведущего оборудования.

Применение порошковых огнетушителей при ликвидации пожара на станции допускается при отсутствии пассажиров в непосредственной близости от места их использования или других средств пожаротушения.

Если пожар ликвидировать не удалось, то после получения приказа о снятии напряжения с контактного рельса, локомотивная бригада (машинист) должна:

- повторить приказ;

- убедиться в отсутствии напряжения на контактном рельсе;

- установить закоротку;

- доложить поездному диспетчеру об установке закоротки;

- приступить к тушению пожара используя все имеющиеся первичные средства пожаротушения (исключив без крайней необходимости применение на станции порошковых огнетушителей).

Решение о применении воды для тушения пожара на электроподвижном составе принимает только машинист, после обесточивания электрических цепей неисправного вагона, а при загорании на аккумуляторных батареях, после его изолирования (электрического сечения) от других вагонов.

После ликвидации пожара на неисправном вагоне с применением воды необходимо отжать башмаки токоприемников.

При отправлении поезда, для выяснения причин дымления или запаха гари и принятия мер по их устранению, на станционные пути и соединительные ветви машинист должен получить у дежурного по станции КТТ.

Прибыв на станционный путь или соединительную ветку машинист даёт заявку на снятие напряжения с контактного рельса на участке где установлен поезд.

В дальнейшем действует как указано в данном пункте после получения приказа о снятии напряжения с контактного рельса.

6. При пожаре в поезде, въехавшем частью вагонов в тоннель:

Если, при отправлении поезда со станции, машинист обнаружил загорание на составе или получил сообщение от пассажиров о пожаре в вагоне поезда, и поезд ещё не проследовал знак «Предельное место применения экстренного торможения» п.6.8. Инструкции по сигнализации на метрополитенах РФ, локомотивная бригада (машинист) останавливает поезд, по поездной радиосвязи вызывает поездного диспетчера «Диспетчер, срочно!», сообщает ему о случившемся и передает информацию следующего содержания: «Диспетчер! Поезд №..., маршрут №..., станция..., машинист... Прошу разрешения осадить поезд на станцию из-за задымления (получения сообщения о пожаре) в вагоне №...(в головной, средней или хвостовой части поезда)».

Далее информирует пассажиров текстом: «Уважаемые пассажиры! Просьба соблюдать спокойствие и порядок. По техническим причинам поезд возвращается на станцию...». При обслуживании поезда локомотивнойбригадой машинист направляет помощника в вагон с задымлением(пожаром) для выяснения обстановки, оказания помощи пассажирам ипринятия мер по ликвидации пожара (задымления).

Получив устный приказ поездного диспетчера об осаживании поезда на станцию, машинист осаживает поезд на станцию со скоростью не более 5 км/ч.

Для этого машинист должен:

- установить реверсивный вал контроллера машиниста в положение «назад», предварительно отключив поездные устройства AЛC-APC. Нажать ПБ;

- убедиться через поездное зеркало заднего вида в отсутствии препятствий для движения;

- подать звуковой сигнал «два длинных»;

- привести поезд в движение по ходу «Назад»;

- после въезда поезда на станцию применить экстренный пневматический тормоз и открыть двери со стороны платформы для высадки пассажиров.

Далее локомотивная бригада (машинист) действует в соответствии с требованиями пункта 5 настоящей Инструкции.

7. При пожаре в поезде, следующем по перегону:

При обнаружении или получении сообщения от пассажиров о пожаре в вагоне поезда, следующего по перегону, локомотивная бригада (машинист) обязана:

- доложить о пожаре поездному диспетчеру, указав номер маршрута, номер поезда, перегон, путь, при возможности сообщив, в каком вагоне (в головной, средней или хвостовой части поезда) обнаружено загорание, и принять меры к выводу поезда на станцию.

При наличии помощника, машинисту направить его в вагон с очагом загорания для ликвидации пожара с помощью первичных средств пожаротушения.

- призвать пассажиров к спокойствию, объявив по громкоговорящему оповещению: «Уважаемые пассажиры! Соблюдайте спокойствие и порядок. Поезд через ...минут прибудет на станцию...»

По прибытию поезда на станцию машинист действует в соответствии с требованиями пункта 5 настоящей Инструкции.

Наши рекомендации