Виды работ по закреплению функции фонематического анализа слов.
1. Составить слова различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки:
сыр, сук, нос, лес, рука, шуба, корка, банка, сушка, стул, двор, волк, тигр, крыса, трава, крышка, спинка, капуста, машина, ножницы, велосипеды.
2. Вставить в данные слова пропущенные буквы: ви.ка, ди.ан, арбу.ы, с.ни.а, б.но.ль.
3. Подобрать слова, где заданный звук был бы на первом, на втором, на третьем месте.
Например, придумать слова, в которых звук р был бы на первом, на втором, на третьем месте.
4. Выбрать из предложения слова с определенным количеством звуков, устно назвать их и записать.
5. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово.
6. Подобрать слова с определенным количеством звуков: с тремя, с четырьмя, с пятью звуками.
7. Подобрать слова на каждый звук, составляющий исходное слово. Слово записывается на доске. К каждой букве подбираются слова, начинающиеся с соответствующего звука. Слова записываются в определенной последовательности: сначала слова, состоящие из трех букв, затем слова, состоящие из 4 - 6 букв.
8. Преобразовать слова:
1) добавляя звук. С помощью вопросов логопеда: "Какое получится слово, если к данному слову добавить один звук?" "Что надо сделать, чтобы из слова рот получилось слово крот?"
рот - крот, челка - пчелка, Оля - Коля, Аня - Ваня, осы - косы, луг - плут; пол - полк, бок - бокс, пар - парк, вол - волк;
рот, мех, игры, бор, дочка, еда, пушка - крот, смех, тигры, сбор, удочка, беда, опушка;
2) изменяя один звук слова (цепочка слов):
сом - сок - сук - суп - сух - сох - сор - сыр - сын - сон; коса - роса - роза - Рома - рама - мама - Маша - Саша - каша;
3) путем перестановки звуков:
пила - липа карп - парк кот - кто
палка - лапка гора - рога дар - рад
кукла - кулак рыбак - рыбка мода - дома
волос - слово ручка - круча Мара - рама
9. Какие слова можно составить из букв слова ствол (стол, вол), крапива (ива, парк, карп, пар, рак, Ира), картина (тина, кит, рана, нитка, карта, танк, Кира).
10. От записанного на доске слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова
дом - мак - кот - топор - рука - арбуз
лук - ковер - руль - лимон - ночь - часы
1.1. Игра в кубик. На гранях кубика различное количество точек. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.
12. Слово-загадка. На доске пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается вторая буква слова и т. д., например: с... (стакан).
13. Составление графической схемы предложения.
14. Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке.
нос - сон, кот - ток, лес - сел, дар - рад, сор - рос, топ - пот
15. Заполнить схему.
Дается задание написать слева слова, оканчивающиеся на р, а справа слова, начинающиеся на р.
16. Вписать буквы в кружки. Например, вписать в данные кружки третью букву следующих слов (даются картинки):
рак, брови, сумка, трава, сыр (комар);
колобок, кран, комар, лопата, два (лампа).
17. Разгадать ребус. Детям предлагаются картинки, например: курица, осы, шуба, карандаш, арбуз. Дети выделяют первый звук в названиях картинок, записывают соответствующие буквы, прочитывают полученное слово (кошка).
18. Отобрать картинки с определенным количеством звуков в их названии. Предлагаются картинки, в названии которых различное количество звуков.
19. Предлагаются картинки: утка, арбуз, сом, стол, косы, мак, топор, забор, роза. Расставить картинки под цифрами 3, 4, 5 в зависимости от количества звуков в их названии.
20. Какой звук выпал из слова?
крот получилось кот
крот " рот
лампа " лапа
рамка " рама
смех " мех
21. Назвать общий звук в словах, найти соответствующую этому звуку букву. Прочитать слово, которое получится из составленных общих звуков.
луна - стол л
кино - игла и
лампа - мышь м
окна - дом о
нос - Анна н
22. Раскладывание картинок в соответствии с данными графическими схемами:
Прямоугольник, разделенный на части, обозначает слово и слоги. Кружочками обозначаются звуки: заштрихованными кружочками - согласные звуки, светлыми кружочками - гласные звуки.
Логопед раздает картинки. Дети называют картинки, определяют количество слогов, структуру каждого слога. Затем после предварительного разбора дети кладут картинку в соответствующий кармашек, т. е. к определенной схеме. Примерные картинки: банан, сахар, диван, рама, стул, кран, волк, кошка, тигр, лампа, лодка, крыша.
23. Придумать слова к графической схеме.
24. Выбрать слова из предложения, которые соответствуют данной графической схеме.
25. Назвать деревья, цветы, животных, посуду, мебель, одежду, птиц, слово-название которых соответствует данной схеме.
На начальных этапах работы по развитию фонематического анализа делается опора на проговаривание слова, в процессе которого уточняется характер звука, их последовательность в слове. Конечной же целью логопедической работы является формирование действия фонематического анализа в умственном плане, по представлению, без опоры на проговаривание.