Цель: Формирование фонематического анализа.

Приложение

Примерные игры по обучению грамоте с использованием наглядного моделирования.

1. Цель: формирование фонематического восприятия.

Упражнение № 1

Логопед: Закрой фишкой картинку, если услышишь в слове звук /м/

Духи – мухи

Мочка – точка

Упражнение № 2

Карточка, состоящая из пяти квадратиков могут быть представлены в виде домиков.

Фломастер черного цвета.

         

Логопед: Посмотри внимательно на карточку, она состоит из пяти квадратиков. Слушай внимательно, я буду поочередно произносить слова. Если в слове имеется звук /м/, повтори это слово, а в первом квадратике напиши букву «м».

Если в слове нет данной буквы, то слово вслух не произноситься, а в квадратике ставиться прочерк.

Итак с каждым словом.

- Слушай внимательно: «Ваня - Маня – Даня – Таня»

Ребенок: выполняет вышеуказанные операции и заполняет карточку:

  ________ М   ________ М   ________

Упражнение № 3

Карточка в виде домика. Окно разделено на 4 части. На каждой из них цветная картинка.

Дочка Дом
Том точка

Цель: Формирование фонематического анализа. - student2.ru

Фломастеры черного цвета.

- фишки

А) Логопед: - Перед тобой домик. Рассмотри картинки.

Если в названии картинки есть звук /д/, то ты закрываешь ее фишкой. Если же в слове нет звука /д/ - то картинка остается без фишки.

Задание выполняется молча.

Б) Логопед: - Перед тобой домик. Рассмотри картинки. Если в названии картинки есть звук /т/, то ты произносишь это слово в слух. Если же нет звука в названии картинки – то слово вслух не произносится.

В) Карточка в виде домика (аналогично выше сказанному, но окна пустые).

Цель: Формирование фонематического анализа. - student2.ru

   
   

Логопед: - Перед тобой домик. Рассмотри картинки. Если в названии есть звук /т/, ты произносишь это слово вслух. Затем в соседнем домике с пустыми окошечками записываешь букву «т» в квадратик, расположенный в том же месте, где и рассматриваемая картинка. Если же в слове нет звука /т/, то название картинки вслух не произноситься, а в квадратике ставиться прочерк.

Цель: Формирование фонематического анализа. - student2.ru

  _______   _______
  Т   Т

Упражнение № 4

Дидактический материал:

Две карточки. На одной их них изображена буква «М». На другой ничего

нет. Карточки с предметными картинками (цветные): маска – каска, майка – гайка.

Фломастеры черного цвета.

М  

Логопед: - Я раскладываю перед тобой пару картинок.

Если в названии картинки есть звук /м/, то ты кладешь ее на карточку с буквой «М» Если же в названии картинки нет этого звука – тогда на другую карточку.

Упражнение № 5.

Помимо вышеизложенного в предыдущем упражнении, ребенок произносит вслух слова, содержащие звук /м/.

Упражнение № 6. .

Карточки с предметными картинками (цветные): маска – каска, майка – гайка.

Справа от изображения расположен небольшой квадратик (пустой).

Помимо вышеизложенного в упражнениях № 4, 5 ребенок записывает в пустом квадратике букву «м», если в слове присутствует звук /м/. Если же нет данного звука в названии картинки, то в квадратике ставиться прочерк.

  Маска   М
Каска ___

2. Определение места звука в слове (в начале, середине, конце слова).

Упражнение № 2.

Помимо вышеизложенного в упражнении № 1дополнительно ребенок дает полный устный ответ: - «В слове «дом» звук /о/ находиться в середине слова»

Упражнение № 3.

Помимо вышеизложенного в упражнениях № 1, 2 ребенок дает полный устный ответ, вписывает букву «о» в карточку, определив там место, соответствующего звука.

    О  

Упражнение № 4.

Логопед: Слушай внимательно – дом. Теперь посмотри на карточку (карточка с условным обозначением звука /о/ буква «О»). Определи место данного звука в слове.

     
о

Упражнение № 5.

Логопед – Слушай внимательно – /дом/. Определи место звука /о/ в этом слове. Из карточек выбери одну.

о        
    о  
        о

Упражнение № 6.

Логопед: - Посмотри на картинку (дом) и на карточку буква «о»

Определи место данного звука в слове.

Логопед не называет вслух картинку и не выделяет нужный звук.

 
 
О

Цель: Формирование фонематического анализа. - student2.ru

     

Упражнение № 7

Дидактический материал: Листочек с предметной картинкой.

Карточка с условным обозначением звука.

Логопед: Перед тобой листок. На нем предметная картинка и карточка с условным обозначение звука.

Надо определить место звука в слове. А затем фишку положить на тот квадратик карточки, где должен находиться заданный звук.

     

Цель: Формирование фонематического анализа. - student2.ru

Упражнение № 8

Дидактический материал:

- карточка;

- карточки с условным обозначением звуков;

- фишки;

- пособие «Ромашка».

Логопед: - Перед тобой ромашка. На ней есть предметная картинка. Посмотри что там нарисовано (кот). Теперь переверни любой лепесток и с обратной стороны ты увидишь букву (например, /т/).

Надо определить место этого звука в слове. А затем фишку положить на тот квадратик карточки, где должен находиться заданный звук.

 
  Цель: Формирование фонематического анализа. - student2.ru

     

Упражнение № 1.

Инструкция. Логопед – Слушай внимательно –л-у-к- выложи схему данного слова.

Ребенок: последовательно выкладывает карточки с условным изображением звуков:

1. (Синий – красный – синий квадратики)

Цель: Формирование фонематического анализа. - student2.ru Цель: Формирование фонематического анализа. - student2.ru Цель: Формирование фонематического анализа. - student2.ru Цель: Формирование фонематического анализа. - student2.ru Цель: Формирование фонематического анализа. - student2.ru

1. (Синий – буква у – синий)

Цель: Формирование фонематического анализа. - student2.ru Цель: Формирование фонематического анализа. - student2.ru У Цель: Формирование фонематического анализа. - student2.ru

Ребенок выполняет задание молча.

Упражнение № 2.

С усложнением. Ребенок дает полный устный ответ.

Логопед: - Слушай внимательно: л – у – к. Назови звуки в порядке их следования в слове.

Ребенок: - л – у – к.

Упражнение № 3.

Заключительный этап. Ребенок дает полный устный ответ, составляет слово из букв разрезной азбуки и вписывает его в карточку.

  Л   У   К

Упражнение № 4.

Логопед: - Посмотри внимательно на предложенную тебе схему слова:

А)

И    

Б)

  О  

- Из предложенных картинок выбери те, которые соответствуют предложенной схеме:

А) СУП Б) УХА

КОТ ДОМ

ИВА МАК

Ребенок: Ива. Ребенок: Дом

Упражнение № 1

Логопед: Послушай внимательно. Который по счету звук /т/ в слове /кот/?

Ребенок:

А) кладет фишку на ту часть птички, где находиться указанный звук.

Б) поднимает карточку с той цифрой, которая соответствует порядку следования указанного звука в слове

Ребенок выполняет задание молча.

Упражнение № 2

Логопед: Посмотри внимательно на картинку. Который по счету звук /т/?

Ребенок: выполняет задания из упражнения № 1 и дает полный устный ответ: «Звук /т/ в слове /кот/ третий по счету»

Упражнение № 3

Помимо вышеизложенного в упражнениях № 1, 2 ребенок составляет слово из букв разрезной азбуки и вписывает его в карточку.

Упражнение № 1.

Логопед: - Послушай внимательно и определи, сколько звуков в слове

Д - о - м.

Ребенок: выкладывает три палочки, что соответствует количеству звуков.

Ребенок выполняет молча.

Упражнение № 2.

Логопед: - Посмотри внимательно на предметную картинку и определи, сколько звуков в данном слове.

Ребенок должен дать полный устный ответ: «В слове дом три звука»

Упражнение № 3.

Логопед: - Посмотри внимательно на предметные картинки и попробуй распределить их по группам. В коробочку с изображением домика с тремя окошечками положи картинки, названия которых состоят из трех звуков, а в коробочку с изображением домика с четырьмя окошечками – картинки, названия которых содержат четыре звука

СОК СОВА

ЛУК ЛУЖА

КОТ ЛИСА

       
    Цель: Формирование фонематического анализа. - student2.ru
  Цель: Формирование фонематического анализа. - student2.ru
 

6. Различение твердых и мягких согласных звуков.

Дидактический материал:

- коробки с символами твердого и мягкого звуков (синий и зеленый квадратики);

- предметные картинки

Логопед: посмотри и назови картинки. Какие из них начинаются с твердого звука их кладешь в коробку с синим квадратиком. Те которые начинаются с мягкого звука в коробку с зеленым квадратиком.

       
  Цель: Формирование фонематического анализа. - student2.ru
    Цель: Формирование фонематического анализа. - student2.ru
 

Литература:

1. Гальперин П.Я. О методе поэтапного формирования умственных действий / Теория учения: Хрестоматия/Под ред. Н.Ф. Тализиной, И.А. Володарской, М.: Российское психологическое общество, 1998.

2. Журова Л.Е. Подготовка к обучению грамоте в детском саду. Минск, 1992.

3. Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков. Методы и дидактические материалы. СПб.:1995.

4. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтения у детей. М. 1983.

5. Леон Лоренсо С., Хализеева Л.М. Роль овладения наглядным моделированием в умственном развитии ребенка дошкольника /Психолого-педагогические основы совершенствования обучения и воспитания в детском саду. – М.,1979.

Приложение

Примерные игры по обучению грамоте с использованием наглядного моделирования.

1. Цель: формирование фонематического восприятия.

Упражнение № 1

Логопед: Закрой фишкой картинку, если услышишь в слове звук /м/

Духи – мухи

Мочка – точка

Упражнение № 2

Карточка, состоящая из пяти квадратиков могут быть представлены в виде домиков.

Фломастер черного цвета.

         

Логопед: Посмотри внимательно на карточку, она состоит из пяти квадратиков. Слушай внимательно, я буду поочередно произносить слова. Если в слове имеется звук /м/, повтори это слово, а в первом квадратике напиши букву «м».

Если в слове нет данной буквы, то слово вслух не произноситься, а в квадратике ставиться прочерк.

Итак с каждым словом.

- Слушай внимательно: «Ваня - Маня – Даня – Таня»

Ребенок: выполняет вышеуказанные операции и заполняет карточку:

  ________ М   ________ М   ________

Упражнение № 3

Карточка в виде домика. Окно разделено на 4 части. На каждой из них цветная картинка.

Дочка Дом
Том точка

Цель: Формирование фонематического анализа. - student2.ru

Фломастеры черного цвета.

- фишки

А) Логопед: - Перед тобой домик. Рассмотри картинки.

Если в названии картинки есть звук /д/, то ты закрываешь ее фишкой. Если же в слове нет звука /д/ - то картинка остается без фишки.

Задание выполняется молча.

Б) Логопед: - Перед тобой домик. Рассмотри картинки. Если в названии картинки есть звук /т/, то ты произносишь это слово в слух. Если же нет звука в названии картинки – то слово вслух не произносится.

В) Карточка в виде домика (аналогично выше сказанному, но окна пустые).

Цель: Формирование фонематического анализа. - student2.ru

   
   

Логопед: - Перед тобой домик. Рассмотри картинки. Если в названии есть звук /т/, ты произносишь это слово вслух. Затем в соседнем домике с пустыми окошечками записываешь букву «т» в квадратик, расположенный в том же месте, где и рассматриваемая картинка. Если же в слове нет звука /т/, то название картинки вслух не произноситься, а в квадратике ставиться прочерк.

Цель: Формирование фонематического анализа. - student2.ru

  _______   _______
  Т   Т

Упражнение № 4

Дидактический материал:

Две карточки. На одной их них изображена буква «М». На другой ничего

нет. Карточки с предметными картинками (цветные): маска – каска, майка – гайка.

Фломастеры черного цвета.

М  

Логопед: - Я раскладываю перед тобой пару картинок.

Если в названии картинки есть звук /м/, то ты кладешь ее на карточку с буквой «М» Если же в названии картинки нет этого звука – тогда на другую карточку.

Упражнение № 5.

Помимо вышеизложенного в предыдущем упражнении, ребенок произносит вслух слова, содержащие звук /м/.

Упражнение № 6. .

Карточки с предметными картинками (цветные): маска – каска, майка – гайка.

Справа от изображения расположен небольшой квадратик (пустой).

Помимо вышеизложенного в упражнениях № 4, 5 ребенок записывает в пустом квадратике букву «м», если в слове присутствует звук /м/. Если же нет данного звука в названии картинки, то в квадратике ставиться прочерк.

  Маска   М
Каска ___

2. Определение места звука в слове (в начале, середине, конце слова).

Цель: Формирование фонематического анализа.

Лингвистический материал: односложные и двусложные слова, состоящие из трех звуков (кот, ухо, суп, осы, кит и т.д.).

Дидактический материал:

- условное обозначение:

квадратики разного цвета

Цель: Формирование фонематического анализа. - student2.ru - гласный звук;

Цель: Формирование фонематического анализа. - student2.ru

- твердый согласный звук;

Цель: Формирование фонематического анализа. - student2.ru - мягкий согласный звук

- фишка;

- карточки (материал – белый картон; состоит из трех квадратиков).

     

-фломастер черного цвета.

Упражнение № 1.

Инструкция. Логопед: - перед тобой карточка и квадратик красного цвета которым обозначается гласный звук. С ними ты будешь работать. Я произношу слово «дом». Определи место звука /о/ в слове.

Ребенок: Кладет фишку на тот квадратик на карточке, где должен находиться заданный звук. Задание выполняет молча.

  Цель: Формирование фонематического анализа. - student2.ru   Цель: Формирование фонематического анализа. - student2.ru  

Упражнение № 2.

Помимо вышеизложенного в упражнении № 1дополнительно ребенок дает полный устный ответ: - «В слове «дом» звук /о/ находиться в середине слова»

Упражнение № 3.

Помимо вышеизложенного в упражнениях № 1, 2 ребенок дает полный устный ответ, вписывает букву «о» в карточку, определив там место, соответствующего звука.

    О  

Упражнение № 4.

Логопед: Слушай внимательно – дом. Теперь посмотри на карточку (карточка с условным обозначением звука /о/ буква «О»). Определи место данного звука в слове.

     
о

Упражнение № 5.

Логопед – Слушай внимательно – /дом/. Определи место звука /о/ в этом слове. Из карточек выбери одну.

о        
    о  
        о

Упражнение № 6.

Логопед: - Посмотри на картинку (дом) и на карточку буква «о»

Определи место данного звука в слове.

Логопед не называет вслух картинку и не выделяет нужный звук.

 
 
О

Цель: Формирование фонематического анализа. - student2.ru

     

Упражнение № 7

Дидактический материал: Листочек с предметной картинкой.

Карточка с условным обозначением звука.

Логопед: Перед тобой листок. На нем предметная картинка и карточка с условным обозначение звука.

Надо определить место звука в слове. А затем фишку положить на тот квадратик карточки, где должен находиться заданный звук.

     

Цель: Формирование фонематического анализа. - student2.ru

Упражнение № 8

Дидактический материал:

- карточка;

- карточки с условным обозначением звуков;

- фишки;

- пособие «Ромашка».

Логопед: - Перед тобой ромашка. На ней есть предметная картинка. Посмотри что там нарисовано (кот). Теперь переверни любой лепесток и с обратной стороны ты увидишь букву (например, /т/).

Надо определить место этого звука в слове. А затем фишку положить на тот квадратик карточки, где должен находиться заданный звук.

 
  Цель: Формирование фонематического анализа. - student2.ru

     

Наши рекомендации