XIII. Технологии, методики социального сопровождения семей с детьми

13.1. При организации социального сопровождения семей с детьми учитываются действующие региональные социальные практики работы с различными категориями семей, ориентированные на сохранение семьи для ребенка. Среди семейносберегающих технологий следует выделить следующие:

13.1.1.Курсы для родителей «Родительские университеты».

Родительское образование рассматривается как дополнительное образование взрослых, основным содержанием которого являются основы семейной и родительской культуры.

Задачами родительского образования являются:

психолого-педагогическое просвещение родителей;

создание условий, в которых родители могли бы общаться друг с другом, обмениваться опытом и выстраивать свою сеть социальных контактов;

формирование социально-психологических условий для развития у родителей родительской компетентности;

профилактика негативных социальных явлений, связанных с проблемами семейного функционирования (разводов, социального сиротства, эмоциональной депривации детей, подростковых суицидов, жестокого обращения с детьми и т.д.).

Программа предусматривает обязательную часть для каждого родителя. Например, психологические и возрастные особенности детей и вариативную, где отцы и матери сами выбирают то содержание, что является для них важным и существенным.

При формировании содержания данных курсов учитывается категория семей, специфика детско - родительских отношений, возраст детей, интересы родителей.

В ходе обучения на курсах родители знакомятся с технологиями родительского образования по вопросам выстраивания конструктивных детско-родительских отношений, соблюдения прав детей в семье, психологией детского возраста и другим вопросам воспитания и создания благоприятной среды для развития ребенка в семье.

Для проведения курсов «Родительские университеты» формируются группы родителей/законных представителей несовершеннолетних. С каждой группой проводятся занятия как в традиционных формах - лекции, конференции, круглые столы, так и активных и интерактивных – семинары, практикумы, тренинги и др.

Организация и проведение курсов для родителей позволит увеличить реабилитационный семейный потенциал, повысить уровень родительской компетенции, улучшить детско-родительские отношения в семьях, гармонизировать эмоциональное состояния детей и членов семей, обогатить опыт бесконфликтного общения, снизить количество случаев уходов из дома детей и подростков, скорректировать отклоняющееся, агрессивное поведение несовершеннолетних.

13.1.2.Создание социального ролика «Родительское счастье».

Демонстрация ролика позволяет повысить уровень ответственности родителей через средства эффективной агитационной социальной рекламы
по пропаганде ценностей семьи и детства, духовно-нравственному воспитанию детей и подростков.

13.1.3.Обучение специалистов, осуществляющих социальное сопровождение семей с детьми по программе «Эффективные технологии социального сопровождения семей с детьми в Пермском крае».

Данное мероприятие направлено на повышение профессиональных компетенций специалистов различных учреждений субъектов системы профилактики и негосударственных организаций, работающих по социальному сопровождению семей с детьми, в том числе семей, находящихся в социально опасном положении, многодетных, неполных семей, замещающих семей, семей, в которых ребенок находится в конфликте с законом, и других. Программа обучения содержит вопросы о нормативном правовом обеспечении процесса социального сопровождения семей, порядке организации межведомственного взаимодействия, направлена на внедрение эффективных технологий социального сопровождения семей с детьми через активные формы обучения.

13.1.4.Проведение курса адаптивного обучения родителей детей-инвалидов необходимым навыкам ухода и реабилитации.

Курс адаптивного обучения родителей детей-инвалидов навыкам ухода
и реабилитации позволяет сократить количество детей-инвалидов, от которых отказались родители, а также сохранить полную семью, в которой воспитывается ребенок-инвалид.

13.1.5.Проведение диагностических процедур с семьями,в отношении которых осуществляется социальное сопровождение, с использованием технологичного диагностического оборудования (программы компьютерной обработки блока психологических тестов по диагностике родительско-детских отношений).

Родители являются первой социальной средой развития ребенка, которая обеспечивает удовлетворение практически всех его потребностей, в том числе в любви и привязанности, безопасности и защите. Стиль семейного воспитания является своеобразной характеристикой личности родителя. В типологии семейного воспитания принято изучение воспитательных родительских установок и позиций. Методики, включенные в программу, ориентированы на выявление родительского отношения у родителей (законных представителей), признанных нуждающимися в социальном обслуживании, а также восприятия детьми и подростками влияния родителей.

Семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, редко самостоятельно обращаются за помощью, особенно психологической, переживают дискомфорт, когда необходимо обратиться в государственные организации и признать существование проблем. Оказание государственных услуг семьям осуществляется на дому при условии выстроенного доверия между семьей и специалистами.

Проведение диагностики с использованием приобретенной программы
в комфортных для семьи условиях (на дому) поможет выявить сферы проблем и ресурсы в отношениях между родителями и детьми, нарушения воспитательских функций семьи и более качественно определить дальнейшую коррекционную работу с семьей.

Наши рекомендации