Работа социального педагога с детьми из семей группы риска

Работа соц.педагога с родителями из «семьи группы риска» строится поэтапно. Сигналом к началу такой деятельности становится поступление информации о нарушении прав и интересов ребенка в конкретной семье. Источником информации могут выступать школа, детский сад, поликлиника, участковый, соседи, родители других детей и. т.д. С момента поступления сигнала соц. педагогу рекомендуется вести записи всех выявляемых фактов по данному делу в хронологическом порядке. Такой дневник поможет не только при составлении отчетов, но и в разработке планов дальнейших действий.

Работа с детьми должна строиться по принципу оказания помощи и поддержки в трудной, кризисной ситуации. Она всегда предполагает два направления - оказание помощи ребенку и изменение отношений в семье.

Этап I. На основании сигнала об ущемлении интересов ребенка социальный педагог производит первичную оценку данной ситуации.

Этап II. Осуществляется сбор первичной информации о данной семье через различные источники. Сбор информации завершается обобщением полученных данных и оценкой уровня риска семьи для проживания и воспитания в ней ребенка.

Этап III. Диагностика семейного благополучия будет неполной без ознакомительной беседы с ребенком. Такую встречу наедине желательно организовать в школе, где посредством наводящих вопросов выясняются некоторые детали, связанные с отношением родителей к ребенку. Социальный педагог делает выводы как на основе прямых ответов на вопросы, так и посредством визуальных наблюдений. Оценивается готовность ребенка отвечать на вопросы, т.е. общаться; уклонение от ответов на определенную тему; нервная реакция при упоминании конкретных членов семьи и т.д

Этап IV. Далее следует первая встреча социального педагога с проблемной семьей. Лучше назначить родителям и ребенку, встречу в учреждении. Такая официальная обстановка способствует созданию деловой атмосферы предстоящего разговора. В собственном доме родители чувствуют себя более уверенно. Кроме того, здесь существует ряд отвлекающих факторов: дети, работающий телевизор, приготовление еды и т.п. Наконец, родители могут вообще не впустить социального педагога в свой дом.

Этап V. Обобщенная информация с выводами выносится на обсуждение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, которая принимает решение о дальнейших действиях в отношении семьи.

Этап VI. Независимо от решения вопроса о пребывании ребенка в семье или вне ее начинается работа по определению регенеративных, восстановительных, потенций семьи для выполнения родительских функций. Разрабатывается план работы с неблагополучной семьей по ее реабилитации и повышению воспитательных способностей родителей.

Этап VII. Дальше следует посещение социальным педагогом семьи в месте ее проживания. Трудность на этом этапе часто возникает по причине нежелания семьи идти на контакт с социальным педагогом. Родители используют при этом свое право на неприкосновенность жилища и отказываются впустить в дом постороннего. Готовность родителей участвовать в разработке плана действий по повышению своего воспитательного потенциала свидетельствует об их стремлении сохранить ребенка в семье.

Отсюда следует вывод, что в данном случае мы имеем дело с родителями, для которых ребенок представляет ценность, рассматривается ими как неотъемлемая часть семьи. План совместных действий с такой семьей следует разрабатывать с учетом указанной мотивации родителей.Иными словами, сохранение ребенка в семье ставится в зависимость от безусловного выполнения родителями реабилитационных мероприятий.

29. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях интернатного типа

подразделяется на следующие виды: социально-педагогическая диагностика и консультирование.

Цель – отслеживание динамики социогенеза (формирование общественных норм) личности, определение причин его нарушений.

Содержание деятельности:

- изучение особенностей социальной адаптации воспитанников;

- выявление воспитанников социальной группы риска;

- изучение интересов, способностей и склонностей детей;

- составление индивидуальных карт развития;

-диагностика индивидуальной социальной ситуации развития детей;

-диагностика общения детей со взрослыми и сверстниками;

- диагностика отклонений в социальном поведении и их причин;

-диагностика причин неуспешности в овладении социально-бытовыми навыками.

Наши рекомендации