III.Цель и задачи социального сопровождения семей с детьми

Введение

Ребенок должен жить и воспитываться в семье.

Благополучная семья, основанная на принципах равного уважения достоинства детей и взрослых, играет ключевую роль в формировании среды, комфортной и доброжелательной для жизни и развития детей.

Как отмечается в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012г. № 761, обеспечение благополучного и защищенного детства стало в последнее десятилетие одним из основных национальных приоритетов России.

Вопросы улучшения положения детей и семей их воспитывающих, особенно семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, определения наиболее эффективных способов достижения детского и семейного благополучия находят отражение в законодательстве Российской Федерации, законодательстве Пермского края, а также деятельности исполнительных органов государственной власти Пермского края.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации» от 28 декабря 2013г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 442-ФЗ) социальное сопровождение рассматривается как вид помощи семьям с детьми (статья 22). Согласно положениям Федерального закона № 442-ФЗ социальное сопровождение семей с детьми заключается в содействии в предоставлении им медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам.

Профилактика и раннее выявление детского и семейного неблагополучия, мобилизация возможностей для сохранения семейного окружения ребенка и активизации внутреннего потенциала семьи принадлежат к числу приоритетов деятельности органов, учреждений и организаций, осуществляющих деятельность по профилактике детского и семейного неблагополучия в Пермском крае.

В целях устойчивого межведомственного взаимодействия, координации работы органов, учреждений и организаций, работающих с семьями и детьми, Министерством социального развития Пермского края разработана Модельная программа социального сопровождения семей с детьми в Пермском крае, предусматривающая:

разработку и утверждение нормативных документов, обеспечивающих внедрение социального сопровождения семей с детьми;

внедрение эффективных социальных технологий и методик социального сопровождения семей с детьми;

отработку механизмов межведомственного и внутриотраслевого взаимодействия по обеспечению социального сопровождения семей с детьми;

внедрение компьютерной программы, предназначенной для комплексного учета, анализа и обмена сведениями о семьях с детьми и оказанных им мерах социальной помощи и поддержки, предоставленных социальных услугах, социального сопровождения;

другие мероприятия организационного и информационно-технологического характера.

Цель внедрения модели социального сопровождения семей с детьми, в том числе замещающей, в рамках положений Федерального закона
№ 442-ФЗ, состоит в обеспечении качества и доступности социального обслуживания семей с детьми, нуждающихся в медицинской, психологической, педагогической, юридической и социальной помощи, что, в свою очередь, является условием предупреждения семейного неблагополучия, сохранения семьи для ребенка, повышения качества жизни этих семей.

Модельной программой социального сопровождения семей с детьми в Пермском крае определены категории семей, получающих социальное сопровождение. При этом в обязательном порядке в перечень таких семей включены замещающие семьи; семьи, воспитывающие детей-инвалидов; семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 3-х лет; многодетные семьи; бедные семьи; матери с новорожденными детьми, имеющие намерение отказаться от ребенка; семьи с одним родителем, воспитывающие несовершеннолетних детей и др.

Модель социального сопровождения семей с детьми в Пермском крае построена на основе межведомственного взаимодействия. Организует и координирует межведомственное взаимодействие при предоставлении социальных услуг и осуществлении социального сопровождения Министерство социального развития Пермского края.

Территориальные управления Министерства социального развития Пермского края (далее – ТУ МСР ПК) организуют работу межведомственных рабочих групп, комиссий, координационных советов по вопросам межведомственного взаимодействия для рассмотрения конкретных вопросов, связанных с предоставлением социальных услуг семьям с детьми и их социального сопровождения.

Еще одной отличительной характеристикой модели социального сопровождения семей и детей в Пермском крае является порядок и формы межведомственного взаимодействия по социальному сопровождению, которым определено признание нуждаемости граждан в социальном обслуживании и социальном сопровождении, составление и внесение в индивидуальную программу предоставления социальных услуг (далее – индивидуальная программа) рекомендованных мероприятий по социальному сопровождению, назначение ответственного специалиста по взаимодействию с гражданином по реализации мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой, который оказывает помощь гражданину в направлении в организации, предоставляющие помощь, не относящуюся к социальным услугам.

Техническим средством обеспечения мониторинга межведомственного взаимодействия основных институтов, входящих в систему социального сопровождения семей и детей в Пермском крае, выступает единая информационная система электронного учета семей с детьми, в отношении которых осуществляется социальное сопровождение «Комплексное сопровождение семей» (далее – АИС «Комплексное сопровождение семей», АИС), предназначенная для комплексного учета, анализа и обмена сведениями о семьях с детьми и оказанных им мерах социальной помощи и поддержки, предоставленных социальных услугах всеми субъектами системы профилактики. Все специалисты субъектов системы профилактики в Пермском крае будут обучены пользованию АИС.

Методическое, экспертное и информационно-аналитическое сопровождение внедрения Модельной программы социального сопровождения семей с детьми в Пермском крае, обеспечение повышения профессиональных компетенций специалистов учреждений разной ведомственной принадлежности планируется осуществлять ресурсным центром по социальному сопровождению семей с детьми.

В рамках деятельности ресурсного центра по социальному сопровождению семей с детьми во взаимодействии с субъектами системы профилактики, организациями, оказывающими социальные услуги, общественными и некоммерческими организациями будут разработаны, описаны и апробированы технологии социального сопровождения семей с целью решения проблем семьи и несовершеннолетнего (совершения правонарушения/преступления несовершеннолетним, риск или факт жестокого обращения с ребенком, дезадаптация ребенка в образовательной организации, крайне низкий уровень родительской компетенции родителей (законных представителей), созависимые семьи, семьи с низким материальном достатком и др.).

Заслуживает внимания инструментарий социального сопровождения, объединяющий инновационные технологии и методики, применяемые специалистами на разных уровнях социального сопровождения. Так, например:

создание и трансляция социального ролика «Родительское счастье»;

проведение обучающих курсов для родителей по воспитанию детей «Родительские университеты»;

обучение специалистов, осуществляющих социальное сопровождение семей с детьми по программе «Эффективные технологии социального сопровождения семей с детьми в Пермском крае»;

проведение диагностических процедур с семьями, в отношении которых осуществляется социальное сопровождение, с использованием технологичного диагностического оборудования (программы компьютерной обработки блока психологических тестов по диагностике родительско-детских отношений)
и другие.

Для обеспечения качества процесса социального сопровождения разных категорий семей планируется повышение профессиональной компетентности более 300 специалистов в рамках разнообразных форм повышения квалификации.

Реализация основных мероприятий Модельной программы социального сопровождения семей с детьми в Пермском крае в 2016-2017 гг. получила финансовую грантовую поддержку Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва), и составляет 10 000 000 рублей.

Показателями качества социального сопровождения семей с детьми выступает конечный социально-значимый результат - улучшение условий жизнедеятельности семей с детьми путем организации их социального сопровождения; увеличение численности семей с детьми, преодолевших трудную жизненную ситуацию благодаря социальному сопровождению.

Учитывая, что социальное сопровождение направлено на профилактику детского и семейного неблагополучия и его основой является межведомственное взаимодействие, координация работы органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций Модельная программа призвана выполнить функцию обеспечения единого подхода к организации социального сопровождения на территории Пермского края, обязательного для исполнения всеми участниками социального сопровождения.

Таким образом, апробация Модельной программы социального сопровождения семей с детьми в Пермском крае имеет свою актуальность и практическую значимость, направлена на обеспечение качества и доступности социального сопровождения.

Кроме того, модель социального сопровождения семей с детьми в Пермском крае может быть рекомендована органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, с учетом их территориального управления, кадрового и финансового обеспечения.

I. Общие положения

1.1. Модельная программа социального сопровождения семей с детьми в Пермском крае (далее – Модельная программа), разработана в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 17 февраля 2014 г. от 4 марта 2014 г. № Пр-411ГС (подпункт «е» пункта 1), пунктом 53 Плана мероприятий на 2015-2018 годы по реализации первого этапа Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённой Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014г. №1618-р.

1.2. Модельная программа подготовлена на основе имеющихся в Пермском крае результатов практики оказания социальных услуг семьям с детьми, в том числе замещающим семьям и семьям, находящимся в социально опасном положении, в период 2009-2015 гг., опыта работы субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с Порядком межведомственного взаимодействия по профилактике детского и семейного неблагополучия, утверждённого постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Пермского края от 29 июня 2016 г. № 12, а также по результатам практики применения в Пермском крае Федерального закона от 28 декабря 2013г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

В Модельной программе учтены замечания и предложения специалистов исполнительных органов государственной власти, представителей социально ориентированных некоммерческих организаций, независимых экспертов.

1.3. Модельная программа представляет собой проект документа, обеспечивающего организацию социального сопровождения семей с детьми, нуждающихся в социальной помощи в Пермском крае, и представляет собой описание механизма организации социального сопровождения семей с детьми в Пермском крае.

1.4. Модельная программа разработана в соответствии с нормативными документами:

Семейный кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон от 24 июля 1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 24 июня 1999г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

Федеральный закон от 24 апреля 2008г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 28 декабря 2013г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;

Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»;

Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012г. № 1916-р «Об утверждении плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. №1618-р «Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года»;

перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 17 февраля 2014 г. от 4 марта 2014г. № Пр-411ГС (подпункт «е» пункта 1);

поручение Председателя Правительства Российской Федерации от 14 марта 2014 г. № ДМ-П12-1737 (пункт 10);

постановление Правительства Пермского края от 5 ноября 2014 г. № 1261-п «Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Пермского края при предоставлении социальных услуг и социального сопровождения»;

постановление Правительства Пермского края от 31 октября 2016 г. № 990-п «Об утверждении Регламента межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Пермского края в связи с реализацией полномочий Пермского края в сфере социального обслуживания»;

приказ Министерства социального развития Пермского края от 4 ноября 2014 г. № СЭД-33-01-03-558 «Об утверждении порядка предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому поставщиками социальных услуг»;

постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Пермского края от 29 июня 2016 г. № 12 «Об утверждении новой редакции Порядка межведомственного взаимодействия по профилактике детского и семейного неблагополучия»;

постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Пермского края от 1 декабря 2016 г. № 18 «О роли служб медиации в профилактике преступности и правонарушений несовершеннолетних. Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и судов по реализации восстановительных технологий и медиативного подхода»;

постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Пермского края от 11 ноября 2015 г. № 12 «Об утверждении новой редакции Механизма взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению случаев нарушения прав и законных интересов детей, в том числе фактов пренебрежения основными нуждами ребенка, оставления ребенка в опасности, жестокого обращения с детьми и оказанию помощи семьям в вопросах защиты прав и законных интересов детей. Об утверждении Порядка действий сотрудников органов и учреждений системы профилактики при обнаружении фактов нарушения прав и жестокого обращения с ребенком».

II. Основные понятия, используемые в Модельной программе

Для целей настоящей Модельной программы используются следующие основные понятия:

социальное обслуживание граждан - деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам;

социальная услуга - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности;

получатель социальных услуг –гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги;

поставщик социальных услуг -юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание;

стандарт социальной услуги - основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги получателю социальной услуги, установленные по видам социальных услуг;

социальное сопровождение –деятельность по оказанию содействия гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей, нуждающихся в медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия;

профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании - система мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности;

индивидуальная программа предоставления социальных услуг- документ, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению.Индивидуальная программа предоставления социальных услуг составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года. Пересмотр индивидуальной программы осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы предоставления социальных услуг. Индивидуальная программа предоставления социальных услуг для получателя социальных услуг имеет рекомендательный характер, для поставщика социальных услуг – обязательный характер;

индивидуальная программа социального сопровождения – это документ, в котором отражена система мероприятий работы с получателем социальных услуг по оказанию ему медицинской, педагогической, психологической, юридической и социальной помощи в целях выявления и устранения причин, послуживших основанием ухудшения условий его жизнедеятельности, снижения возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. Индивидуальная программа социального сопровождения может являться составной частью индивидуальной программы предоставления социальных услуг, дополняющей её мероприятия, а также может быть самостоятельным документом в случаях, когда индивидуальная программа предоставления социальных услуг не оформляется;

замещающая семья – семья, принимающая на воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;

несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении -лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;

VI. Содержание социального сопровождения семьи с детьми

6.1. Содержание социального сопровождения включает в себя содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам.

6.2. По форме социальное сопровождение может быть индивидуальным, когда принимается на сопровождение один из членов семьи и групповым, когда сопровождаются все члены семьи.

6.3. Социальное сопровождение может включать различные виды помощи.

6.3.1. Медицинская помощь:

выявление в семье наличия неблагополучных социальных факторов;

фиксирование в истории развития ребенка сведений о родителях (или иных законных представителях), семейном положении, месте работы родителей, жилищно-бытовых условиях семьи;

диагностика состояния здоровья членов семьи;

организация лечения членов семьи;

получение медицинских и реабилитационных услуг;

прохождение МСЭ;

обследование и лечение родителей и несовершеннолетнего у узких специалистов;

организация медицинского обследования, диспансеризация родителей и несовершеннолетнего;

лечение и лекарственное обеспечение членов семьи;

оформление санаторно-курортной карты;

оформление инвалидности по медицинским показаниям;

протезирование, ортезирование;

иное.

6.3.2. Психологическая помощь:

диагностика и коррекция психологического состояния и семейных отношений родителей с детьми;

информирование об организациях, оказывающих психологические услуги (месте их нахождения и графике работы);

углубленная психологическая диагностика;

проведение индивидуальной (групповой) терапии;

психологическое консультирование;

работа с социальным окружением семьи;

организация групп поддержки, в том числе для семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья;

психологическая помощь в изменении намерения женщины отказаться от новорожденного;

иное.

6.3.3. Педагогическая помощь:

консультирование родителей с целью повышения родительской компетентности;

мероприятия, направленные на адаптацию детей в детских организациях;

мероприятия, направленные на успешную социализацию несовершеннолетних, имеющих проблемы, трудности в социальной адаптации;

организация внеурочной деятельности (определение детей в группу продленного дня)

коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья посредством посещения коррекционно-развивающих занятий;

обучение детей в дошкольных и школьных образовательных организациях;

организация прохождения психолого-медико-педагогической комиссии;

организация участия родителей и детей в работе семейных клубов, объединений;

профессиональное обучение родителей;

проведение индивидуальных бесед с несовершеннолетним (родителями);

организация досуговой деятельности несовершеннолетних (посещение несовершеннолетним библиотеки, различных секций, кружков, организация участия несовершеннолетних в походах, спортивно-массовых мероприятиях);

организация семейного досуга (экскурсии, поездки, праздники);

профессиональная ориентация несовершеннолетних с целью получения профессионального образования;

организация летнего отдыха детей;

иное.

6.3.4. Юридическая помощь:

оформление или переоформление документов, получение установленных законодательством льгот и выплат;

получение гражданами бесплатной юридической помощи;

консультирование по вопросам самообеспечения и улучшения своего материального положения, жизненного уровня семьи в соответствии с действующим законодательством;

консультирование семей с детьми по социально-правовым вопросам (гражданское, жилищное, семейное, трудовое, пенсионное, уголовное законодательство, права детей, женщин, отцов, инвалидов и др.);

обеспечение семьи информацией об интересующих их законодательных актах и правах в затрагиваемых вопросах;

подготовка и направление соответствующим адресатам документов (заявлений, жалоб, справок и др.), необходимых для практического решения этих вопросов;

иное.

6.3.5. Социальная помощь:

в получении материальной помощи (в натуральной форме);

в оформлении социальных выплат и льгот;

в ремонте квартиры;

в получении путевок для отдыха и оздоровления несовершеннолетних;

в оформлении компенсации оплаты за детский сад;

в получении ребенком бесплатного горячего питания в образовательном учреждении;

в получение справок для оформления льгот и пособий учащимся и студентам;

в трудоустройстве членов семьи;

в предоставление временного жилья нуждающимся;

иное.

6.4. В процессе социального сопровождения могут использоваться следующие формы работы с семьями и детьми:

индивидуальные беседы;

тематические встречи;

клубные сообщества;

группы социально-психологической поддержки;

индивидуальные и групповые тренинги;

занятия в кружках;

индивидуальное и групповое консультирование (юридическое, психологическое, медицинское);

мониторинг развития ребенка в семье;

семейные праздники;

выезды в семью в составе специалистов различных ведомств и учреждений с целью обеспечения доступности услуг специалистов для семей с детьми, проживающих в отдаленных районах области и др.

Введение

Ребенок должен жить и воспитываться в семье.

Благополучная семья, основанная на принципах равного уважения достоинства детей и взрослых, играет ключевую роль в формировании среды, комфортной и доброжелательной для жизни и развития детей.

Как отмечается в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012г. № 761, обеспечение благополучного и защищенного детства стало в последнее десятилетие одним из основных национальных приоритетов России.

Вопросы улучшения положения детей и семей их воспитывающих, особенно семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, определения наиболее эффективных способов достижения детского и семейного благополучия находят отражение в законодательстве Российской Федерации, законодательстве Пермского края, а также деятельности исполнительных органов государственной власти Пермского края.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации» от 28 декабря 2013г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 442-ФЗ) социальное сопровождение рассматривается как вид помощи семьям с детьми (статья 22). Согласно положениям Федерального закона № 442-ФЗ социальное сопровождение семей с детьми заключается в содействии в предоставлении им медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам.

Профилактика и раннее выявление детского и семейного неблагополучия, мобилизация возможностей для сохранения семейного окружения ребенка и активизации внутреннего потенциала семьи принадлежат к числу приоритетов деятельности органов, учреждений и организаций, осуществляющих деятельность по профилактике детского и семейного неблагополучия в Пермском крае.

В целях устойчивого межведомственного взаимодействия, координации работы органов, учреждений и организаций, работающих с семьями и детьми, Министерством социального развития Пермского края разработана Модельная программа социального сопровождения семей с детьми в Пермском крае, предусматривающая:

разработку и утверждение нормативных документов, обеспечивающих внедрение социального сопровождения семей с детьми;

внедрение эффективных социальных технологий и методик социального сопровождения семей с детьми;

отработку механизмов межведомственного и внутриотраслевого взаимодействия по обеспечению социального сопровождения семей с детьми;

внедрение компьютерной программы, предназначенной для комплексного учета, анализа и обмена сведениями о семьях с детьми и оказанных им мерах социальной помощи и поддержки, предоставленных социальных услугах, социального сопровождения;

другие мероприятия организационного и информационно-технологического характера.

Цель внедрения модели социального сопровождения семей с детьми, в том числе замещающей, в рамках положений Федерального закона
№ 442-ФЗ, состоит в обеспечении качества и доступности социального обслуживания семей с детьми, нуждающихся в медицинской, психологической, педагогической, юридической и социальной помощи, что, в свою очередь, является условием предупреждения семейного неблагополучия, сохранения семьи для ребенка, повышения качества жизни этих семей.

Модельной программой социального сопровождения семей с детьми в Пермском крае определены категории семей, получающих социальное сопровождение. При этом в обязательном порядке в перечень таких семей включены замещающие семьи; семьи, воспитывающие детей-инвалидов; семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 3-х лет; многодетные семьи; бедные семьи; матери с новорожденными детьми, имеющие намерение отказаться от ребенка; семьи с одним родителем, воспитывающие несовершеннолетних детей и др.

Модель социального сопровождения семей с детьми в Пермском крае построена на основе межведомственного взаимодействия. Организует и координирует межведомственное взаимодействие при предоставлении социальных услуг и осуществлении социального сопровождения Министерство социального развития Пермского края.

Территориальные управления Министерства социального развития Пермского края (далее – ТУ МСР ПК) организуют работу межведомственных рабочих групп, комиссий, координационных советов по вопросам межведомственного взаимодействия для рассмотрения конкретных вопросов, связанных с предоставлением социальных услуг семьям с детьми и их социального сопровождения.

Еще одной отличительной характеристикой модели социального сопровождения семей и детей в Пермском крае является порядок и формы межведомственного взаимодействия по социальному сопровождению, которым определено признание нуждаемости граждан в социальном обслуживании и социальном сопровождении, составление и внесение в индивидуальную программу предоставления социальных услуг (далее – индивидуальная программа) рекомендованных мероприятий по социальному сопровождению, назначение ответственного специалиста по взаимодействию с гражданином по реализации мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой, который оказывает помощь гражданину в направлении в организации, предоставляющие помощь, не относящуюся к социальным услугам.

Техническим средством обеспечения мониторинга межведомственного взаимодействия основных институтов, входящих в систему социального сопровождения семей и детей в Пермском крае, выступает единая информационная система электронного учета семей с детьми, в отношении которых осуществляется социальное сопровождение «Комплексное сопровождение семей» (далее – АИС «Комплексное сопровождение семей», АИС), предназначенная для комплексного учета, анализа и обмена сведениями о семьях с детьми и оказанных им мерах социальной помощи и поддержки, предоставленных социальных услугах всеми субъектами системы профилактики. Все специалисты субъектов системы профилактики в Пермском крае будут обучены пользованию АИС.

Методическое, экспертное и информационно-аналитическое сопровождение внедрения Модельной программы социального сопровождения семей с детьми в Пермском крае, обеспечение повышения профессиональных компетенций специалистов учреждений разной ведомственной принадлежности планируется осуществлять ресурсным центром по социальному сопровождению семей с детьми.

В рамках деятельности ресурсного центра по социальному сопровождению семей с детьми во взаимодействии с субъектами системы профилактики, организациями, оказывающими социальные услуги, общественными и некоммерческими организациями будут разработаны, описаны и апробированы технологии социального сопровождения семей с целью решения проблем семьи и несовершеннолетнего (совершения правонарушения/преступления несовершеннолетним, риск или факт жестокого обращения с ребенком, дезадаптация ребенка в образовательной организации, крайне низкий уровень родительской компетенции родителей (законных представителей), созависимые семьи, семьи с низким материальном достатком и др.).

Заслуживает внимания инструментарий социального сопровождения, объединяющий инновационные технологии и методики, применяемые специалистами на разных уровнях социального сопровождения. Так, например:

создание и трансляция социального ролика «Родительское счастье»;

проведение обучающих курсов для родителей по воспитанию детей «Родительские университеты»;

обучение специалистов, осуществляющих социальное сопровождение семей с детьми по программе «Эффективные технологии социального сопровождения семей с детьми в Пермском крае»;

проведение диагностических процедур с семьями, в отношении которых осуществляется социальное сопровождение, с использованием технологичного диагностического оборудования (программы компьютерной обработки блока психологических тестов по диагностике родительско-детских отношений)
и другие.

Для обеспечения качества процесса социального сопровождения разных категорий семей планируется повышение профессиональной компетентности более 300 специалистов в рамках разнообразных форм повышения квалификации.

Реализация основных мероприятий Модельной программы социального сопровождения семей с детьми в Пермском крае в 2016-2017 гг. получила финансовую грантовую поддержку Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва), и составляет 10 000 000 рублей.

Показателями качества социального сопровождения семей с детьми выступает конечный социально-значимый результат - улучшение условий жизнедеятельности семей с детьми путем организации их социального сопровождения; увеличение численности семей с детьми, преодолевших трудную жизненную ситуацию благодаря социальному сопровождению.

Учитывая, что социальное сопровождение направлено на профилактику детского и семейного неблагополучия и его основой является межведомственное взаимодействие, координация работы органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций Модельная программа призвана выполнить функцию обеспечения единого подхода к организации социального сопровождения на территории Пермского края, обязательного для исполнения всеми участниками социального сопровождения.

Таким образом, апробация Модельной программы социального сопровождения семей с детьми в Пермском крае имеет свою актуальность и практическую значимость, направлена на обеспечение качества и доступности социального сопровождения.

Кроме того, модель социального сопровождения семей с детьми в Пермском крае может быть рекомендована органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, с учетом их территориального управления, кадрового и финансового обеспечения.

I. Общие положения

1.1. Модельная программа социального сопровождения семей с детьми в Пермском крае (далее – Модельная программа), разработана в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 17 февраля 2014 г. от 4 марта 2014 г. № Пр-411ГС (подпункт «е» пункта 1), пунктом 53 Плана мероприятий на 2015-2018 годы по реализации первого этапа Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утверж<

Наши рекомендации