Вопрос 3. Поуровневый подход к организации сопровождения замещающих семей. Субъекты, цели, задачи сопровождения на разных уровнях помощи семье

Понятие «сопровождение» первоначально было введено в психологическую практику Ю.В. Слюсаревым в 1992 как модель или способ деятельности практического психолога для разграничения сферы психологической помощи для «здоровых» и «больных» клиентов. В рамках российской ментальности термин совпал с пониманием «сущности социально-психологической помощи». Этимологически понятие сопровождение близко таким понятиям, как содействие, совместное передвижение, помощь одного человека другому в преодолении трудностей. В самом общем значении сопровождение - это встреча двух людей и совместное прохождение общего отрезка пути. Сопровождать - значить проходить с кем-либо часть его пути в качестве спутника или провожатого.

В доступной нам зарубежной психологической литературе данный термин упоминается только у К. Роджерса в его концепции клиент-центрированной терапии для описания отношений между терапевтом и клиентом (эмпатическое сопровождение, сопровождение клиента в его процессе во внутреннем путешествии - по Л.Бурлачук, А Кочарян, М. Жидко, с. 392). В зарубежной практике распространен термин «психологическая поддержка» («psychological support»), хотя по своей сущности он близок к некоторым отечественным интерпретациям понятия «сопровождение» (Н. Осухова, 2005). Термин «поддержка» определяется как практика (A. Quinton, 2004), которая помогает изменить ситуацию к лучшему, мобилизовать ресурсы для нормального развития ребенка, часто происходящего в сложной жизненной ситуации (С. Gilligan, 2000). При этом «поддержка» оказывается как клиентам в ситуациях риска и кризиса, так и отдельным группам населения в ситуации относительного социального благополучия (школьники, студенты, молодежь и т.д.). Особый акцент делается на выявлении скрытых ресурсов личности (семьи), укреплении уже имеющихся копинг-стратегиях, взаимодействии между специалистом и бенефициарием, пролонгированности процесса (J.Barrett, 2003, C.Seden (2006: 48).

К характеристикам процесса сопровождения относятся: пролонгированность, ограниченность процесса хронологическими и пространственными рамками, направленность его на мобилизацию ресурсов семьи и окружения для нормального развития ребенка. В качестве объекта сопровождения выступает целостная полифункциональная система, которая образуется при взаимодействии замещающей семьи и ее экологической системы. Сопровождение осуществляется в различных контекстах замещающей семьи (социальных, интерперсональных и интрапсихических, темпоральных), что позволяет учитывать всю совокупность взаимосвязей социальных, биологических и психологических факторов в динамике становления и развития семьи в качестве замещающей. Эти факторы становятся мишенями психологического сопровождения. Системный подход позволяет учитывать изменяющиеся потребности4 семьи в процессе интеграции приемного ребенка, потребности развития ребенка с депривационными расстройствами, возможности замещающей семьи адекватно удовлетворять эти потребности, положительные и отрицательные влияния окружающей среды. Изменяющиеся потребности семьи, направленные на эффективность замещающей семейной заботы, и становятся предметом психологического сопровождения. Эти потребности и определяют содержание, характер, глубину и интенсивность сопровождения.

(4)‘Понятие «потребность» трактуется как нужда, стремление к чему-то недостающему, требование чего-то. чего у субъекта нети что он ищет во внешнем для него мире (Е.А. Смирнова)

Система профессиональной деятельности, направленная на создание комплекса условий для эффективности замещающей семейной заботы.

Цель сопровождения — создание комплекса условий, способствующих удовлетворению изменяющихся потребностей семьи в осуществлении эффективной замещающей семейной заботы, предупреждение неэффективной заботы, препятствующей обеспечению приемного ребенка семейными эмоционально насыщенными безопасными отношениями привязанности, содействие в разрешении кризисов и восстановлении нормального функционирования.

Предмет сопровождения замещающей семьи — изменяющиеся потребности семьи в осуществлении эффективной замещающей семейной заботы на сложных этапах становления и развития. Они определяют уровень, содержание, форму, интенсивность сопровождения

Важнейшая задача — мобилизация, аккумуляция и оптимальная поддержка ресурсов замещающей семьи для полноценного развития приемного ребенка, укрепление ее жизнеспособности.

Семьи имеют разнообразные потребности в сопровождении, которые и определяют его уровень.

Субъекты сопровождения

На общем уровне: все замещающие семьи кроме тех, кто нуждается в кризисном и экстренном сопровождении.

На кризисном уровне: семьи в ситуации затяжного конфликта, с которым они не могут справиться самостоятельно. Семьи после экстренного уровня сопровождения.

На экстренном уровне: семьи, в которых опекун считает необходимым отказаться от опеки над приемным ребенком; Семьи где приемный ребенок переживает состояние «сверхсильной стрессовой нагрузки»

Наши рекомендации