V. Категории семей с детьми, нуждающихся в социальном сопровождении, и обстоятельства, обуславливающие нуждаемость в социальном сопровождении семей с детьми

5.1. Семью, нуждающуюся в социальном сопровождении, составляют граждане ‒ члены семьи, нуждающиеся в помощи посредством организации социального сопровождения или нуждающиеся в предоставлении социальных услуг и социального сопровождения.

5.2. На основании анализа обстоятельств, определяющих нуждаемость граждан в социальном сопровождении, оно может осуществляться в отношении следующих семей с детьми:

замещающей;

воспитывающей детей-инвалидов;

воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от рождения до 3-х лет;

многодетной;

малообеспеченной (с низким уровнем дохода);

имеющей намерение отказаться от ребенка (в том числе от новорожденного);

с одним родителем, воспитывающим несовершеннолетних детей;

беременной женщины группы риска социально опасного положения, в том числе имеющей намерение отказаться от ребенка;

имеющей детей от 0 до 1 года группы риска социально опасного положения;

находящейся в социально опасном положении;

переселенцев, беженцев;

других категорий семей, признанных нуждающихся в социальном сопровождении.

5.3. Обстоятельствами, обуславливающими нуждаемость в социальном сопровождении семей с детьми, являются:

отсутствие работы у родителей (иных законных представителей);

кризис детско-родительских отношений в семье, в том числе пренебрежение нуждами детей;

наличие признаков насилия, жестокого обращения родителей (иных законных представителей) с ребенком (детьми), включая физическое, психическое, сексуальное насилие;

отсутствие у ребенка (детей) необходимой одежды, регулярного питания;

несоблюдение в семье с детьми санитарно-гигиенических условий проживания;

полная или частичная утрата родителями контроля за поведением детей;

неудовлетворенная потребность в оказании специализированной медицинской помощи детям;

неудовлетворенная потребность детей-инвалидов в создании доступной среды проживания, профессиональном обучении;

проблемы в процессе реализации прав и законных интересов ребенка-инвалида, ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

конфликт в семье родителей с детьми, угрожающий жизни детей;

совершение детьми общественно опасных деяний, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и административных правонарушений, и (или) антиобщественных действий;

бродяжничество и попрошайничество детей, нахождение детей в другой ситуации, представляющей опасность для их жизни и здоровья;

наличие вредных привычек у ребенка;

суицидальное поведение;

школьная дезадаптация, пропуски детьми занятий в школе;

злоупотребление родителями (иными законными представителями) спиртными напитками;

употребление родителями наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача;

вовлечение ребенка (детей) в совершение преступлений и (или) антиобщественных действий;

угроза отказа от новорожденного ребенка;

отсутствие у семьи определенного места жительства;

педагогическая неграмотность, в том числе вследствие отсутствия личного положительного детского семейного опыта;

пренебрежение нуждами детей;

угроза лишения родителей родительских прав;

угроза возврата ребенка в государственное учреждение;

угроза распада семьи с детьми;

сектантство, проповедование нетрадиционных взглядов на воспитание детей;

среднедушевой доход семьи с детьми ниже полуторной величины прожиточного минимума (бедность).

период адаптации ребенка в замещающей семье (6 месяцев с момента помещения ребенка в семью).

Перечень вышеуказанных обстоятельств может быть дополнен и/или конкретизирован.

VI. Содержание социального сопровождения семьи с детьми

6.1. Содержание социального сопровождения включает в себя содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам.

6.2. По форме социальное сопровождение может быть индивидуальным, когда принимается на сопровождение один из членов семьи и групповым, когда сопровождаются все члены семьи.

6.3. Социальное сопровождение может включать различные виды помощи.

6.3.1. Медицинская помощь:

выявление в семье наличия неблагополучных социальных факторов;

фиксирование в истории развития ребенка сведений о родителях (или иных законных представителях), семейном положении, месте работы родителей, жилищно-бытовых условиях семьи;

диагностика состояния здоровья членов семьи;

организация лечения членов семьи;

получение медицинских и реабилитационных услуг;

прохождение МСЭ;

обследование и лечение родителей и несовершеннолетнего у узких специалистов;

организация медицинского обследования, диспансеризация родителей и несовершеннолетнего;

лечение и лекарственное обеспечение членов семьи;

оформление санаторно-курортной карты;

оформление инвалидности по медицинским показаниям;

протезирование, ортезирование;

иное.

6.3.2. Психологическая помощь:

диагностика и коррекция психологического состояния и семейных отношений родителей с детьми;

информирование об организациях, оказывающих психологические услуги (месте их нахождения и графике работы);

углубленная психологическая диагностика;

проведение индивидуальной (групповой) терапии;

психологическое консультирование;

работа с социальным окружением семьи;

организация групп поддержки, в том числе для семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья;

психологическая помощь в изменении намерения женщины отказаться от новорожденного;

иное.

6.3.3. Педагогическая помощь:

консультирование родителей с целью повышения родительской компетентности;

мероприятия, направленные на адаптацию детей в детских организациях;

мероприятия, направленные на успешную социализацию несовершеннолетних, имеющих проблемы, трудности в социальной адаптации;

организация внеурочной деятельности (определение детей в группу продленного дня)

коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья посредством посещения коррекционно-развивающих занятий;

обучение детей в дошкольных и школьных образовательных организациях;

организация прохождения психолого-медико-педагогической комиссии;

организация участия родителей и детей в работе семейных клубов, объединений;

профессиональное обучение родителей;

проведение индивидуальных бесед с несовершеннолетним (родителями);

организация досуговой деятельности несовершеннолетних (посещение несовершеннолетним библиотеки, различных секций, кружков, организация участия несовершеннолетних в походах, спортивно-массовых мероприятиях);

организация семейного досуга (экскурсии, поездки, праздники);

профессиональная ориентация несовершеннолетних с целью получения профессионального образования;

организация летнего отдыха детей;

иное.

6.3.4. Юридическая помощь:

оформление или переоформление документов, получение установленных законодательством льгот и выплат;

получение гражданами бесплатной юридической помощи;

консультирование по вопросам самообеспечения и улучшения своего материального положения, жизненного уровня семьи в соответствии с действующим законодательством;

консультирование семей с детьми по социально-правовым вопросам (гражданское, жилищное, семейное, трудовое, пенсионное, уголовное законодательство, права детей, женщин, отцов, инвалидов и др.);

обеспечение семьи информацией об интересующих их законодательных актах и правах в затрагиваемых вопросах;

подготовка и направление соответствующим адресатам документов (заявлений, жалоб, справок и др.), необходимых для практического решения этих вопросов;

иное.

6.3.5. Социальная помощь:

в получении материальной помощи (в натуральной форме);

в оформлении социальных выплат и льгот;

в ремонте квартиры;

в получении путевок для отдыха и оздоровления несовершеннолетних;

в оформлении компенсации оплаты за детский сад;

в получении ребенком бесплатного горячего питания в образовательном учреждении;

в получение справок для оформления льгот и пособий учащимся и студентам;

в трудоустройстве членов семьи;

в предоставление временного жилья нуждающимся;

иное.

6.4. В процессе социального сопровождения могут использоваться следующие формы работы с семьями и детьми:

индивидуальные беседы;

тематические встречи;

клубные сообщества;

группы социально-психологической поддержки;

индивидуальные и групповые тренинги;

занятия в кружках;

индивидуальное и групповое консультирование (юридическое, психологическое, медицинское);

мониторинг развития ребенка в семье;

семейные праздники;

выезды в семью в составе специалистов различных ведомств и учреждений с целью обеспечения доступности услуг специалистов для семей с детьми, проживающих в отдаленных районах области и др.

Наши рекомендации