Этапы написания курсовой работы.

Первый этап – подготовительный, включает в себя:

· изучение методических рекомендаций по написанию курсовых работ;

· выбор темы и согласование ее с научным руководителем работы;

· определение вида курсовой работы;

· составление плана работы;

· определение целей и задач работы;

· формулировку проблемного вопроса;

· определение методов исследования;

· ознакомление научного руководителя с вышеуказанными пунктами и, в случае необходимости, проведение их корректировки.

Тема курсовой работы должна быть актуальной для настоящего времени. Студент может сам предложить заинтересовавшую его тему, либо сформулировать ее совместно с научным руководителем работы. В процессе работы возможна незначительная корректировка темы курсовой работы. Формулировка темы должна отвечать следующим правилам:

 состоять из одного предложения;

 отражать суть исследования работы.

В процессе написания курсовой работы студент должен показать умение использовать общетеоретические и специальные знания по выбранной теме. Успешность курсовой работы во многом зависит от правильного алгоритма выполнения всех этапов исследования.

Второй этап - обработка материала,включает в себя:

· изучение литературных источников по выбранной теме;

· составление списка литературы;

· изучение опыта решения данной проблемы на практике;

· систематизацию и обработку материала;

· сравнение полученных результатов с поставленной целью и задачами (в случае возможного расхождения – корректировка);

· подготовка обоснованных выводов по главам и общего заключения;

· проверка научным руководителем содержания работы в соответствии с расписанием консультаций, в случае несоответствия – обращение внимания студента на ошибки и помощь в их корректировке.

Третий этап – завершающий, включает в себя:

· окончательное оформление курсовой работы;

· составление текста выступления и презентации;

· защиту курсовой работы.

Выбор темы курсовой работы

Тема курсовой работы, в первую очередь, должна быть сконцентрирована на деятельности медицинской сестры. Это может быть либо сестринский уход при различных заболеваниях, состояниях, проблемах, либо организация работы медицинской сестры в различного профиля учреждениях, либо проведение профилактических мероприятий с конкретной группой населения. Для удобства формулировки темы можно использовать следующие шаблоны. Для групп по специальности «Сестринское дело»:

1. Сестринский уход при …………

2. Особенности сестринского ухода пациентами с …………..

3. Организация сестринского ухода в ……………………….

4. Факторы риска развития ……………………………………

5. Профилактика развития ………………. у ………………….

6. Виды санитарно-просветительской работы с……………… в условиях………………………………

7. Заболевание как медико-социальная проблема.

8. Способы повышения качества жизни у пациентов с …………..

9. Роль сестринского персонала в решении проблем пациентов с …………………….

10. Участие медицинской сестры в реабилитации пациентов с/после……………………

11. Организация деятельности медицинской сестры в …………………. (офисах врачей общей практики, школах здоровья, дневном стационаре, стационаре на дому и т.д.).

и др.

Для групп по специальности «лечебное дело»:

1. Лечение пациентов с ………………………………

2. Организация деятельности специализированной службы скорой медицинской помощи

3. Особенности оказания помощи людям с …………………………

4. Профилактика развития осложнений …….. на догоспитальном этапе

5. Тактика фельдшера при ……………………..

и др.

Выбор типа курсовой работы

Курсовая работа может быть выполнена студентом в одном из двух вариантов:

1. В виде самостоятельного изучения проблемы с определением роли медицинской сестры, ее значения и роли в решении проблемы и т.д в зависимости от темы работы.

2. В виде решения ситуационной задачи.

При выборе второго варианта структура курсовой работы не меняется.

Условие задачи составляет первый параграф второй главы. Задания по условию входят в задачи самой курсовой работы и указываются во введении работы.

Примеры ситуационных задач.

1. Пациент 38 лет находится на стационарном лечении в пульмонологическом отделении с диагнозом экссудативный плеврит.Жалобы на повышение температуры, одышку, боль и чувство тяжести в грудной клетке справа, сухой кашель, общую слабость, головную боль, нарушение сна. Считает себя больным 2 недели, ухудшение наступило в последние 2 дня: усилилась одышка, температура повысилась до 390С, с ознобом и проливным потом. В окружающем пространстве ориентируется адекватно. Тревожен, депрессивен, жалуется на чувство страха, плохой сон. В контакт вступает с трудом, не верит в успех лечения, выражает опасение за свое здоровье.

Объективно:сознание ясное, состояние тяжелое, больной лежит на правом боку. Кожные покровы чистые, бледные, влажные, цианоз носогубного треугольника. Дыхание поверхностное, ЧДД 40 в мин, правая половина грудной клетки отстает в акте дыхания.

Перкуторно ниже третьего ребра на задней поверхности грудной клетки определяется тупость. При аускультации дыхание справа не проводится. Пульс 120 уд./мин. АД 100/50 мм рт. ст.

Рентгенологически - справа ниже третьего ребра интенсивное затемнение с верхней косой границей, со смещением органов средостения влево.

Задания:

1. Определите проблемы пациента, выделив приоритетную. Укажите, какие возможны осложнения у данного пациента.

2. Составьте план ухода за пациентом в условиях стационара.

3. Обоснуйте необходимость проведения плевральной пункции и составьте план беседы, направленный на создание психологического комфорта и уверенности пациента в благополучном исходе заболевания.

4. Разработайте рекомендации по профилактике осложнений

5. Определите критерии качества сестринской помощи в данной ситуации

2. Женщина 38 лет госпитализирована в терапевтическое отделение с диагнозом «инсулинзависимый сахарный диабет». Пациентка умеет самостоятельно вводить инсулин, старается соблюдать диету № 9, жидкости употребляет около 1,5 литров в сутки (несладкие соки, чай, минеральная вода); рост 168 см, масса тела 65 кг. В последнее время стала отмечать появление болей в ногах при быстрой или длительной ходьбе, ноги зябнут, часто бывают парестезии. Кожа обеих ног бледная, сухая, чувствительность кожи стоп снижена, имеются участки гиперкератоза. На вопрос медсестры об уходе за ногами ответила, что часто моет их с пемзой, любит ходить без обуви, чтобы «ноги дышали».

Задания:

1. Определите проблемы пациента, выделив приоритетную. Укажите, какие возможны осложнения у данного пациента.

2. Составьте план беседы с пациенткой по уходу за ногами

3. Обоснуйте необходимость сбора мочи на сахар

4. Разработайте рекомендации для профилактики возникновения отдаленных осложнений сахарного диабета

5. Определите критерии качества сестринской помощи в данной ситуации.

4. Составление плана работы

После ознакомления с первоначальным кругом источников студент составляет план курсовой работы и согласовывает его с руководителем. Этот план, по мере накопления материала, может быть в дальнейшем уточнен, дополнен и даже изменен. Окончательный вариант плана составляется тогда, когда круг источников по теме определен наиболее полно. План – это логическая основа работы, он позволяет систематизировать собранный материал. Названия параграфов формулируются таким образом, чтобы тема была раскрыта полно и последовательно.

Каждый параграф должен быть посвящен части общей темы. Следует избегать дублирования в названиях параграфов темы курсовой работы или формулировок, выходящих за рамки теоретического исследования. Обычно работа состоит из двух глав и четырех – шести параграфов, но если этого требуют интересы исследования, то их количество может быть либо меньше, либо больше.

В структуре каждой работы, помимо глав и параграфов, должны быть введение и заключение, оглавление и список литературы, а также приложения, если таковые есть.

Написание введения работы

После написания разделов работы следует приступить к окончательному написанию введения, в котором должно быть:

· актуальность;

· цель курсовой работы;

· проблемный вопрос;

· задачи курсовой работы;

· методы исследования.

Подготовка введения требует внимания потому, что в нем в концентрированной форме представлены основные идеи курсовой работы.

Актуальность – это, своего рода, социальная актуальность, то есть почему вообще интересно и важно изучать выбранную тему.

Актуальность содержит положения и доводы, свидетельствующие в пользу научной и прикладной значимости решения проблемы, исследуемой в курсовой работе. – не очень поняла… При написании этой части введения следует воспользоваться обоснованием актуальности темы курсовой работы в процессе выбора и утверждения темы. Введение должно составлять 1 – 2 страницы.

Наши рекомендации