Iii. этапы написания курсовой работы

СОДЕРЖАНИЕ

I. Цель написания курсовой работы ………………..………….…..…….
II. Основные требования, предъявляемые к курсовым работам ……
III. Этапы написания курсовой работы ……………....…..……..……
3.1. Выбор темы …………………….......…………………………...
3.2. Подбор литературы ……………………….......……….……...
3.3. Изучение подобранной литературы, составление плана курсовой работы …………………………..…………......……………...  
3.4. Особенности работы с литературой …………………........…
IV. Подбор и обработка статистических данных ……......................…
V. Рекомендации по написанию курсовой работы …….......................
VI. Типичные ошибки, встречающиеся при написании курсовой работы …………………………………………………….……...................  
VII. Порядок оформления курсовой работы ………………………..
VIII. Защита и требования к оценке курсовой работы ………................
IX. Тематика курсовых работ ....................................................................
X. Примеры содержаний курсовых работ ................................................
XI. Список рекомендуемой литературы для написания курсовой работы ..............................................................................................................  
XII. Приложения ……………………….....………………………………

I. ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа имеет целью углубить знания по важным экономическим проблемам, научить студентов самостоятельно применять полученные знания при подготовке научно-аналитических материалов, привить навыки самостоятельного проведения научных исследований и теоретического обоснования принимаемых решений в социально-экономической сфере.

II. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ,

ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КУРСОВЫМ РАБОТАМ

Написание курсовой работы является одной из важных форм самостоятельной творческой работы студента, которая способствует более глубокому овладению учебных дисциплин, пониманию научных основ экономической политики государства в современных условиях, углублению знаний и навыков по избранной специальности.

В результате написания курсовой работы могут формироваться следующие компетенции, определенные ФГОС:

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

- способность к сбору и анализу исходных данных, необходимых для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

- способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);

- способность выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);

- способность осуществления сбора, анализа и обработки данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

- способность выбора инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5).

В курсовой работе на высоком научном и методическом уровне должны быть раскрыты вопросы выбранной темы.

Курсовая работа пишется самостоятельно, доступным языком, призвана вырабатывать навыки работы с литературой, знакомит с требованиями по написанию и оформлению выдержек и сносок из учебников, книг и пособий, прививает интерес к научным исследованиям.

В курсовой работе должны быть широко использованы первоисточники: труды российских и зарубежных экономистов; статистические данные, опубликованные в периодических изданиях, справочниках; фактический материал.

Для курсовой работы по общетеоретическим проблемам особое значение имеет определение логической структуры в соответствии с научным методом исследования. Обязательным требованием к курсовой работе является отражение в ней экономического аспекта темы.

III. ЭТАПЫ НАПИСАНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Процесс подготовки и защиты курсовойработы состоит из ряда последовательных этапов: выбор темы и согласование ее с научным руководителем; подбор литературы; оформление организационных документов; изучение требований к оформлению работы; изучение подобранной литературы; написание работы; защита работы.

Перечисленные этапы не равнозначны по своей сложности и по количеству затрачиваемого времени на выполнение каждого этапа подготовки курсовой работы.

Выбор темы

Выбор темы начинается с ознакомления с тематикой, разработанной кафедрой, после чего выбирается интересующая тема.

В случае избрания студентом темы, материал которой еще не изучался, последний самостоятельно и углубленно изучает соответствующий раздел дисциплины, учебные пособия, рекомендованную литературу, после чего приступает к разработке выбранной темы.

Рекомендованные кафедрой темы выбираются студентами с учетом исключения их повторения в учебной группе.

Подбор литературы

Правильный подбор экономической и другой специальной литературы в значительной мере определяет качество написания курсовой работы.

Подбор литературы рекомендуется начать с выяснения места темы в изучаемой дисциплине. С этой целью необходимо ознакомиться с учебной программой, просмотреть планы семинарских занятий, рекомендованную к ним обязательную и дополнительную литературу.

Знакомиться с литературой целесообразно в следующей последовательности: нормативные документы (законы и подзаконные акты), научные издания (книги и периодические издания), статистические данные. Знакомиться с источниками следует в порядке, обратном хронологическому, то есть вначале целесообразно изучить самые свежие публикации, затем – прошлогодние, потом – двухгодичной давности и т.д.

При подборе нормативно-правовых актов целесообразно использовать возможности тематического поиска документов в справочной правовой системе «Гарант», а также в других справочных системах («Консультант», «Кодекс» и др.).

Эти справочно-информационные системы облегчают тематический поиск документов, а также позволяют быстро найти документ при наличии информации об органе, принявшем документ, дате принятия, номере документа. Кроме того, документы в данных электронных системах, как правило, содержат комментарии и ссылки на другие нормативные акты. Недостатком использования данных систем является то, что версии этих документов не являются официальными и поэтому иногда содержат ошибки. Следовательно, получив первичную информацию при помощи справочно-информационных систем, достоверность данных следует подтвердить по официальным источникам.

Книги и статьи следует подбирать с использованием систематических указателей литературы в методических кабинетах кафедр, библиотеках вуза и города. При изучении периодических изданий лучше всего использовать последние за год номера журналов, в которых помещается указатель статей, опубликованных за год.

Можно рекомендовать следующую последовательность действий, помогающую почерпнуть главное в любом издании, не читая его целиком. Информация анализируется в следующем порядке: заглавие; фамилия автора; наименование издательства (или учреждения, выпустившего книгу); время издания; количество изданий (первое, второе и т.д.); аннотация; оглавление; введение или предисловие; справочно-библиографический аппарат (список литературы, указатели и т.д.); иллюстративный материал и первые предложения абзацев в представляющих интерес главах.

Наименование издательства может содержать информацию о качестве опубликованного материала. Современные книжные издательства специализируются на определенной тематике и предъявляют разные требования к качеству работ. Например, среди издательств, специализирующихся на экономической литературе, широко известны такие, как «Финансы и статистика», «ИНФРА-М», ЮНИТИ, штат которых укомплектован высококвалифицированными сотрудниками, обеспечивающими качественную подготовку к изданию наиболее интересных и актуальных работ.

Если книга выпущена учреждением, то она, как правило, отражает взгляды какой-то школы экономистов. Анализ такой книги исследователем должен быть направлен на поиск новых положений. Однако их следует оценивать критически.

Время издания отражает особенности того исторического периода, в которых писалась книга.

Аннотация помещается в начале книги и содержит, как правило, раскрытие цели подготовки издания и характеристику потенциального круга читателей.

Во введении или предисловии наиболее часто раскрываются причины анализа исследуемых проблем, более подробно раскрывается цель книги.

Справочно-библиографический аппарат позволяет судить об обоснованности положений, выдвигаемых автором. Следует просмотреть список литературы, приводимый в конце издания, а также библиографические ссылки в тексте. Изучив список литературы, можно получить информацию о проведенных исследованиях в изучаемой области. Иллюстративный материал в представляющих интерес главах позволяет в кратчайший срок уяснить основные положения по исследуемым проблемам. Наличие рисунков, графиков, схем, как правило, свидетельствует о высоком качестве проработки автором изучаемых проблем.

Поскольку первое предложение, как правило, отражает основную мысль абзаца, то для уяснения смысла текста в целом достаточно прочитать начальные предложения.

При наличии достаточного времени вызвавший интерес материал изучается более внимательно с необходимыми пометками. При необходимости сведения могут быть выписаны или ксерокопированы.

В ходе изучения литературы необходимо сразу же составлять библиографическое описание отобранных изданий, которое производится в строгом соответствии с порядком, установленным для библиографического описания произведений печати. На основании произведенных записей составляется список литературы.

Наши рекомендации