Оценка физической работоспособности по результатам 12-минутного теста в беге и плавании (по К. Куперу)

Тест К. Купера позволяет определить физическую работоспособность человека по результатам 12-минутного бега, приведенным в таблице.

Таблица

Оценка физической работоспособности разных возрастных групп по результатам 12-минутного теста в беге

Оценка физической подготовленности Расстояние (км), преодолеваемое за 12 мин
Возраст (лет)
  13—19 20—29 30—39 40—19 50—59 60 и старше
Мужчины     Муж чины  
Очень плохо Менее 2,1 Менее 1,95 Менее 1,9 Менее 1,8 Менее 1,65 Менее 1,4
Плохо 2,1—2,2 1,95—2,1 1,9—2,1 1.8—2,0 1,65—1,85 1,4—1,6
Удовлетворител 2,2—2,5 2,1—2,4 2,1—2,3 2,0—2,2 1,85—2,1 1,6—1,9
Хорошо 2,5—2,75. 2,4—2,6 2,3—2,5 2,2—2,45 2,1—2,3 1,9—2,1
Отлично 2,75—3,0 2,6—2,8 2,5—2,7 2,45—2,6 2,3—2,5 2,1—2,4
Женщины     Жени ЦЦНЫ  
Очень плохо Менее 1,6 Менее 1,55 Менее 1,5 Менее 1,4 Менее 1,35 Менее 1,25
Плохо 1,6—1,9 1,55—1,8 1,5—1,7 1,4—1,6 1,35—1,5 1,25—1,35
Удовлетворител 1,9—2,1 1,8—1,9 1,7—1,9 1,6—1,8 1,5—1,7 1,4—1,55
Хорошо 2,1—2,3 1,9—2,1 1,9—2,0 1,8—2,0 1,7—1,9 1,6—1,7
Отлично 2,3—2.4 2,15—2,3 2,0—2,2 2,0—2,1 1,9—2,0 1,75-1,9

Методика оценки быстроты и гибкости

Оценка физической работоспособности по результатам 12-минутного теста в беге и плавании (по К. Куперу) - student2.ru

Рисунок. Определение быстроты движений (по С.А. Душанину).

Для проверки быстроты достаточно провести «эстафетный тест» и выяснить скорость сжатия сильнейшей рукой падающей линейки. Тест выполняется в положении стоя. Сильнейшая рука с разогнутыми пальцами (ребром ладони вниз) вытянута вперед. Помощник устанавливает 40-сантиметровую линейку параллельно ладони обследуемого на расстоянии 1—2 см. Нулевая отметка линейки находится на уровне нижнего края ладони. После команды «Внимание» помощник в течение 5 с должен отпустить линейку. Перед обследуемым стоит задача как можно быстрее сжать пальцы в кулак и задержать падающую линейку. Измеряется расстояние в сантиметрах от нижнего края линейки. Предпринимаются 3 попытки, засчитывается лучший результат. 13 см для мужчин и 15 для женщин считается хорошим.

Тест с монетой. Одна рука находится на расстоянии 40 см от другой по вертикали. Упражнение выполняется 10 раз, если монета поймана, то быстрота развита хорошо.

Быстроту можно определить и по показателю кистевой темпометрии. Если студентка выполняет за 5 с 45 и больше постукиваний, а студент 55 и больше, то считается, что они имеют хорошие скоростные возможности.

Гибкость оценивается так. Стоя на гимнастической скамейке с выпрямленными в коленях ногами, испытуемый выполняет наклон вперед, касаясь отметки ниже или выше нулевой точки (она находится на уровне стоп) и сохраняет позу не менее 2 с. Тест проводится 3 раза, и засчитывается лучший результат. Если касание зафиксировано на нулевой отметке, гибкость удовлетворительная, если на 5—10 см ниже — хорошая.

Оценка тяжести нагрузки по субъективным показателям

О степени утомления можно судить по внешним субъективным признакам, которые невозможно измерить (таблица).

Таблица

Внешние признаки утомления при занятиях физическими упражнениями (по Н.Б. Танбиану)

Признак усталости Степень утомления
небольшая значительная резкая (большая)
Окраска кожи Небольшое покраснение Значительное покраснение Резкое покраснение или побледнение, синюшность
Потливость Небольшая Большая (плечевой пояс) Очень большая (все туловище), появление соли на висках, на рубашке, майке  
Движение Быстрая походка Неуверенный шаг, покачивания Резкие покачивания, отставание при ходьбе, беге, в альпинистских походах, на марше  
Внимание Хорошее, безошибочное выполнение указаний Неточность в выпол- нении команды, ошибки при перемене направлений Замедленное выполнение команд, воспринимаются только громкие команды  
Самочувствие   Никаких жалоб   Жалобы на усталость, боли в ногах, одышку, сердцебиение Жалобы на усталость, боли в ногах, одышку, головную боль, «жжение» в груди, тошноту, и даже рвоту. Такое состояние держится долго

Рекомендуемая литература

1. Алешина Е.И., Павлов Г.А., Шарков Ю.П., Шивринская С.Е. Физическая культура: материалы для самостоятельной работы: Учеб.-метод. пособие. – Череповец: ЧГУ, 2013. – 62 с.

2. Косованова, Л.В., Мельникова, М.М., Айзман, Р.И. Скрининг-диагностика здоровья школьников и студентов. Организация оздоровительной работы в образовательных учреждениях: Учеб.-метод. пособие. – Новосибирск: Сиб. унив. из-во, 2003.

Наши рекомендации