Совершенствование нормативно-правовой базы в сфере государственного оборонного заказа
В целях повышения эффективности реализации полномочий в сфере ГОЗ по инициативе ФАС России в 2015 году в федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» федеральным законом от 29.06.2015 № 159-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О государственном оборонном заказе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – федеральный закон 159-ФЗ) были внесены следующие изменения:
- установлены запреты на действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителей ГОЗ, влекущие за собой необоснованное завышение цен на продукцию по ГОЗ, неисполнение либо ненадлежащее исполнение государственного контракта;
- регламентированы правила осуществления контроля (надзора) в сфере ГОЗ (процедуры проведения проверок, возбуждения и рассмотрения дел о нарушении законодательства в сфере ГОЗ и т.п.);
- ужесточена ответственность государственных заказчиков, головных исполнителей, исполнителей ГОЗ: в КоАП РФ введены дополнительные составы и ответственность за совершение административных правонарушений в сфере ГОЗ, увеличен до 1 (одного) года срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения в сфере ГОЗ, предоставлена возможность проведения административных расследований.
Применение предложенных ФАС России норм будет способствовать предупреждению необоснованного завышения цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ, а также повышению прозрачности деятельности ФАС России по контролю (надзору) в сфере ГОЗ.
В 2015 году ФАС России проведена работа по ревизии актов Правительства Российской Федерации об определении единственных поставщиков продукции по ГОЗ, а также по анализу обоснованности определения хозяйствующих субъектов в качестве единственных поставщиков.
По результатам проведенной работы ФАС России выявлены случаи наделения хозяйствующих субъектов распоряжениями Правительства Российской Федерации статусом единственных поставщиков продукции в сферах, являющихся конкурентными. Осуществление закупок у единственных поставщиков на таких рынках может привести к существенному увеличению стоимости и снижению качества продукции, поставляемой по ГОЗ.
В целях повышения эффективности закупок продукции по ГОЗ и предотвращения предоставления статуса единственного поставщика организациям, действующим в конкурентных сферах, необходимо проработать вопрос о внедрении механизма предварительного согласования с Минэкономразвития России, Минпромторгом России и ФАС России проектов актов Правительства Российской Федерации об определении организаций единственными поставщиками.
Наиболее актуальными направлениями совершенствования подзаконной нормативной правовой базы, практического выполнения заданий ГОЗ и реализации контрольных функций в сфере ГОЗ являются:
1) разработка единого механизма государственного регулирования цен в сфере ГОЗ, предусматривающего, в частности:
- установление порядка и приоритетности использования различных методов формирования цен (затратного, аналогового, метода предельного уровня цены и пр.) в зависимости от различных факторов, определяющих существенные характеристики производственного процесса и условий обращения продукции;
- формирование единых для всех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, государственных заказчиков, головных исполнителей (исполнителей) ГОЗ порядка и правил определения состава затрат (с учетом отраслевых особенностей), относимых на себестоимость продукции, поставляемой по ГОЗ, учитывающих особенности всех видов продукции, включая научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, сервисное обслуживание, ремонт, утилизацию, прочие работы (услуги).
2) упорядочение и систематизация информации о нормах трудо- и ресурсоемкости производства в различных отраслях с созданием соответствующей информационной системы;
3) актуализация перечня используемых ключевых показателей деятельности государственных корпораций и интегрированных структур, предприятий с государственным участием, стимулирующих проведение системной работы по снижению себестоимости продукции и оптимизации процессов производства, и внедрение этих показателей в рамках процедуры оценки деятельности компаний;
4) совершенствование управления закупочной деятельностью государственных корпораций и интегрированных структур, в том числе путем выработки рекомендаций по улучшению, контролю и оценке эффективности закупочной деятельности;
5) выработка механизмов, определяющих приоритеты в выборе проектов по перевооружению и модернизации предприятий ОПК для поддержания наиболее важных производств и технологий;
6) внедрение показателей, позволяющих оценить конечный результат мероприятий по перевооружению и модернизации предприятий ОПК, осуществляемых в рамках государственных и федеральных целевых программ;
7) осуществление ежегодной оценки эффективности применения законодательства в сфере ГОЗ и подготовки предложений по его совершенствованию;
8) оказание информационно-аналитической поддержки деятельности по контролю (надзору) в сфере ГОЗ путем создания информационно-аналитической системы сбора данных о ценах и их сравнения в сфере ГОЗ и гражданской сфере. Автоматизация процессов сбора и обработки информации будет способствовать оперативному выявлению случаев поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) по завышенным ценам и обеспечению своевременного реагирования при установлении признаков нарушений;
9) разработка электронной торговой площадки для проведения закрытых торгов в сфере ГОЗ, позволяющей проводить автоматизированные конкурсы и аукционы в тех случаях, когда сведения о предмете закупки отнесены к государственной тайне, либо не подлежат размещению в открытом доступе в соответствии с отдельными распоряжениями Правительства Российской Федерации;
10) внедрение в государственных корпорациях и интегрированных структурах, предприятиях с государственным участием стандарта внутреннего контроля соблюдения антимонопольного законодательства, законодательства о государственном оборонном заказе и законодательства, регулирующего закупочную деятельность.