Совершенствование нормативно-правовой базы

Нормативно-правовая база отрасли нуждается в расширении и совершенствовании. Итогом реализации первого этапа Концепции должно явиться создание адекватной нынешним условиям нормативно-правовой базы отрасли, обеспечивающей выполнение музеями их миссии, создающей правовые условия для динамичного развития музеев разных форм собственности.

Важнейшим из действующих нормативно-правовых актов (принятых еще до Конституции Российской Федерации 1993 г.) является Закон РСФСР от 31.10.1990 № 293-1 «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР», в котором установлено, что культурные ценности являются национальным богатством народов России.

Сохранение культурного наследия – важнейшая государственная задача и неотъемлемая часть государственной политики Российской Федерации в области культуры. Базовые нормативные документы, регулирующие отношения в области культуры, однозначно свидетельствуют об этом. Статья 35 закона Российской Федерации от 09.10.1992 № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» возлагает на государство обязанности по «выявлению, учету, изучению, реставрации и охране памятников истории и культуры».

Статья 18 Федерального закона от 26 мая 1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации» обязывает Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации «обеспечивать финансовые и иные условия, необходимые для хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, входящих в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации». В отношении музейных предметов, включенных в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации, обязанность по сохранению культурного наследия федеральными органами исполнительной власти возложена на государственные музеи. В соответствии с ФЗ № 54 проблема сохранения музейных предметов и музейных коллекций относится к числу приоритетных направлений деятельности Минкультуры России.

Материально-техническое обеспечение

Инвестиции в развитие материально-технической базы и инфраструктуры федеральных и региональных музеев осуществляются в основном из средств государственного (федерального и регионального) бюджета. Учитывая состояние музеев и необходимость технического перевооружения отрасли бюджетное финансирование музейной сферы не должно снижаться. В ходе реализации Концепции должны быть разработаны и реализованы крупные инвестиционные проекты, направленные на формирование региональных выставочных и депозитарно-реставрационных центров, создание инфраструктуры музеев и музейно-туристских комплексов, не исключая применения механизмов ГЧП.

Кадровое обеспечение

В музеях работают представители разных специальностей: хранители, реставраторы, специалисты в области превентивной консервации (в т. ч. биолог-консерватор, климатолог), таксидермисты, музейные педагоги, специалисты по безопасности, менеджменту и маркетингу в музейном деле, юристы, IT-специалисты и др. Непрестижность работы в музеях приводит к нехватке квалифицированных специалистов, прежде всего в тех видах деятельности, которые ориентированы на продвижение музейного продукта, создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования (музейных менеджеров, кураторов, специалистов в области телекоммуникационных технологий, PR-специалистов, обеспечивающих связь музея и бизнеса, производителей и потребителей культурных продуктов). Музеи испытывают потребность в хранителях-консерваторах, реставраторах, маркетологах.

Кадры музея будущего – это сообщество творческих людей, чутко реагирующих на инновации и нацеленных на профессиональный рост.

Для успешного решения кадровой проблемы отрасли требуется обеспечение эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти – Минкультуры и Минобразования – в подготовке необходимого количества кадров музейных специалистов и реставраторов и их распределении. Требуется разработка профессиональных стандартов музейных профессий – функциональных карт видов профессиональной деятельности и других документов, учитывающих специфику работы в музеях.

Требуется поддержка на конкурсной основе музеев, активно внедряющих современные маркетинговые технологии, осуществляющих подготовку кадров нового типа, взаимодействующих с туристической отраслью. Подготовка музейных кадров должна отвечать современным вызовам и задачам развития музейного дела. Необходимо поднимать социальную значимость музейных профессий.

Система подготовки реставрационных кадров даст должный эффект только в том случае, если будет подкреплена определенными управленческими и организационными решениями, такими, как выделение музеям финансирования на подготовку, переподготовку, повышение квалификации реставрационных кадров. Эффективное управление музеем напрямую связано с подготовкой кадров музейных менеджеров.

«Директор определяет судьбу музея» – так кратко можно резюмировать важность профессионализма в управлении музеем.

В настоящее время разработано только два профстандарта: «Специалист по учету музейных предметов» и «Хранитель музейных ценностей», что не отражает весь спектр направлений музейной деятельности. Требуется разработка профессиональных стандартов основных специалистов, работающих в музее, с учетом специфики их профессиональной деятельности.

Необходимо создание сбалансированной системы компетенций и квалификаций. Особую значимость приобретает система сертификации персонала, которая позволяет повышать не только конкурентоспособность организаций, но и обеспечивает их квалифицированными кадрами.

Вузы, выпускающие специалистов музейного дела, разработали и реализуют действующий образовательный стандарт. Налаживание эффективного межведомственного взаимодействия позволит выпускать специалистов музейного дела, востребованных отраслью и обладающих нужными для ее развития компетенциями в области учета и хранения музейных фондов, выставочной деятельности, менеджмента, маркетинга, а также консерваторов и реставраторов. Повышение заработной платы сотрудников музеев (до средней зарплаты в социальной сфере регионов) внесет существенный вклад в решение проблем с кадрами.

Финансовое обеспечение

Бюджеты большинства федеральных, государственных, муниципальных и ведомственных музеев складываются из нескольких составляющих (согласно градации ГИВЦ Минкультуры России):

· бюджетные ассигнования учредителя;

· поступления из бюджетов других уровней;

· средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (от основных видов уставной деятельности, благотворительные и спонсорские вклады, от предпринимательской деятельности), от сдачи в аренду имущества.

Даже у наиболее посещаемых и активно зарабатывающих внебюджетные средства музеев финансирование со стороны учредителей превышает 50%. Среди муниципальных музеев встречаются казенные учреждения, которые, хотя и могут зарабатывать средства, однако полностью финансируются учредителями. Остальные функционируют в качестве автономных или бюджетных учреждений культуры.

Отечественный и мировой опыт свидетельствует о том, что музеи не могут быть коммерческими и экономически рентабельными учреждениями. Модель финансирования культуры (в частности, музеев), в которой определяющая роль отводится государству, характерна для континентальной Европы. В России использование внебюджетных источников финансирования осложняется тем, что не созданы условия, способствующие привлечению в сферу культуры, в т. ч. в музейное дело, частного капитала на долгосрочной основе. Имеется только несколько примеров подобного сотрудничества, - например, Фонд целевого капитала (эндаумент-фонд) Государственного Эрмитажа). В своем подавляющем большинстве, музейные учреждения не достигли необходимого уровня компетенций для наращивания достаточного ресурсного потенциала, обеспечивающего стратегическое развитие.

Совершенствование функционирования музейной сферы как бюджетной отрасли может идти в направлениях, инструменты реализации которых апробированы за рубежом. К ним относятся, - использование косвенного субсидирования музеев, организация сбора средств на социально значимые проекты, выполнение межотраслевых проектов, а также внедрение государственно-частного партнерства (ГЧП) для сохранения культурного наследия в рамках доверительного управления и концессионных соглашений.

Концепция опирается навыполнение предусмотренного Основами государственной культурной политики и Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года тезиса о необходимости государственного участия в развитии музейного дела.

В государственной культурной политике России наблюдаются противоречия – несоответствие декларируемых целей фактической деятельности государства. Музейное дело финансируется от достигнутого, т. е. учитывая финансовые поступления в предшествующие периоды, без учета реальных потребностей и необходимости обеспечения условий для дальнейшего развития. При этом расходы на культуру одними из первых подвергаются секвестированию в периоды кризисов, о чем свидетельствуют данные 2015 года.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации В.В.Путина от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» требовалось обеспечить создание до 1 марта 2013 г. передвижного фонда ведущих российских музеев для экспонирования произведений искусства в музеях и галереях малых и средних городов; а к 2018 г. запланировано увеличить в два раза по сравнению с 2011 годом количество выставочных проектов, осуществляемых в субъектах Российской Федерации. Однако механизмы достижения поставленных задач не выработаны, в федеральном и региональных бюджетах средства на реализацию данных поручений Президента Российской Федерации не заложены. Отсутствуют конкретные механизмы финансового обеспечения приоритетных проектов развития музейного дела.

Необходима трансформация роли государства в музейном деле, смена парадигмы и переход от «государства-мецената» к «государству-инвестору», обеспечивающему условия для долгосрочного динамичного развития музеев, основанного на признании государством на деле значимого вклада музеев в культуру России.

В музейной сфере нужна государственная и общественная поддержка инициатив, направленных на продвижение в России модели целевых капиталов (эндаументов). Эта перспективная социальная технология позволяет некоммерческим организациям создавать неприкосновенный капитал за счет благотворительных пожертвований. Прибыль от инвестирования капитала будет идти на развитие музеев и их социально ориентированных проектов.

Одно из важнейших условий развития многоканального финансирования музеев – содействие развитию благотворительности в России, формирование общественной среды, где ценностями являются знания и профессионализм. Создание благоприятных условий для развития благотворительности и меценатства, включая налоговые преференции, позволит реально стимулировать благотворителей на реализацию долгосрочных и капиталоемких проектов в музейной сфере.

Благотворительные фонды, поддерживающие проекты в музейной сфере(их в настоящее время около 80), в перспективе должны играть более заметную роль в музейном деле. Их специализированные музейные проекты и программы могут быть нацелены на повышение популярности малоизвестных музеев и социальной значимости музейной профессии, на поощрение межкультурного диалога, развитие профессиональных связей, оказание поддержки выставочным проектам мирового уровня.

Развитие благотворительности в стране напрямую зависит от состояния финансов, постепенного формирования позитивного общественного мнения по отношению к меценатам и благотворителям; от того, насколько владеют технологиями фандрайзинга как доноры, так и получатели средств; а также от государственной поддержки и профессионализации этой области. Среди тенденций благотворительности последних лет отмечены рост поддержки патриотических инициатив, расширение краудфандинга, активность государства в некоммерческом секторе, увеличивающийся запрос на профессиональные кадры в сфере благотворительности. В последнее время доноры стали предъявлять все более высокие требования к благополучателям. Работа с благотворителями и спонсорами на профессиональном уровне, умение установить и поддерживать долгосрочные партнерские отношения с ними становятся все более актуальными для музеев в современных условиях.

Наши рекомендации