Анализ нормативно-правовой базы
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» управление муниципальными образовательными учреждениями носит демократический, государственно-общественный характер и строится на принципах единоначалия и самоуправления. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечается, что образование должно стать открытой системой, способствующей становлению гражданского общества, а потому требующей серьезного и заинтересованного участия самого общества в ее функционировании и развитии (п.п. 1.4).
В проектесовременной модели образования, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики до 2020 года, среди основных задач расширения общественного участия в управлении образованием названы:
· обеспечение открытости системы образования посредством развития институтов общественного участия в управлении образованием (попечительские, наблюдательные и управляющие советы) наряду с подготовкой высококвалифицированных кадров;
· разработка нормативной правовой базы с целью передачи гражданским институтам части полномочий и ответственности за реализацию некоторых управленческих функций;
· обеспечение полноценного и неформального участия граждан в управлении образовательными учреждениями, открытости и восприимчивости системы образования к общественным потребностям, соответствия качества образовательных услуг социально-экономическим реалиям и перспективам.
Основой современной образовательной политики государства является социальная адресность и сбалансированность социальных интересов.
Одним из основных инструментов перехода к государственно-общественной системе образования в Томской области стал Комплексный проект модернизации образования (КПМО). В процессе модернизации системы образования постепенно складываются механизмы, стимулирующие не традиционное качество образования, стандарты которого задавались внутри системы и не претерпели существенных изменений за последние десятилетия, а новое качество образования, востребованное в современном обществе, соответствующее ожиданиям и запросу потребителей образовательных услуг, гражданскому (общественному) заказу.
В действующем Законе «Об образовании в Томской области» одним из принципов государственной политики является демократический, государственно-общественный характер управления образованием (ст.4); работникам образовательных учреждений, обучающимся и их родителям, предоставлено право на участие в управлении образовательным учреждением. Закон определяет механизмы разработки образовательного заказа (ст.8), других управленческих решений на основе привлечения представителей органов местного самоуправления, профсоюзных и общественных организаций (ст.17).
На региональном уровне предполагается разработка и принятие Закона «О государственно-общественном управлении образованием», который бы регулировал полномочия и ответственность государственных, государственно–общественных и общественных органов управления в системе образования Томской области.
На сегодняшний день на областном уровне разработаны нормативно-правовые документы, регулирующие создание и деятельность органов ГОУ, определяющие порядок выборов и кооптации их членов, а также Положение о Публичном докладе общеобразовательного учреждения.
В городе Томске создана нормативная база деятельности органов ГОУ на уровне образовательных учреждений и муниципальном, в том числе, по распределению средств стимулирующей части фонда оплаты труда (ФОТ). В 2008 – 2009 годах разработаны Положения:
· «О муниципальном совете по развитию общего образования в городе Томске»;
· «Об Управляющем совете муниципального общеобразовательного учреждения»;
· «О порядке выборов членов Управляющего совета муниципального общеобразовательного учреждения »;
· «О порядке кооптации членов Управляющего совета муниципального общеобразовательного учреждения»;
· «Об открытых информационно- аналитических докладах директора ООУ и МОУО»;
· о регистрации органов государственно-общественного управления образовательных учреждений города Томска;
· об Управляющем совете муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей;
· «О порядке выборов членов Управляющего совета муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей»;
· «О порядке кооптации членов Управляющего совета муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей»;
· пакет нормативно-правовых документов деятельности органов ГОУ общеобразовательных учреждений и УДОД;
· Регламент муниципального совета по развитию общего образования в городе Томске;
· нормативно закрепленного регламента участия общественных наблюдателей в процедуре ЕГЭ; итоговой аттестации обучающихся 9,11 классов общеобразовательных учреждений города Томска;
· регламенты деятельности представителей учредителя в составе органов ГОУ;
· проекты регламентов деятельности органов ГОУ общеобразовательных учреждений и УДОД;
· внесены изменения в Уставы образовательных учреждений (в части численности состава и деятельности органов ГОУ).
Наблюдается положительная динамика в содержательной составляющей нормативно-правовой базы государственно-общественного управления образованием, как на уровне образовательных учреждений, так и муниципальном, направленной на развитие моделей, выстраивание механизмов взаимодействия школьных органов самоуправления (в том числе ученических) с ГОУ и МГОУ; на включение общественности в процесс разработки, принятия и реализации решений на всех уровнях управления образования. Достижению положительных результатов и динамики способствовали скоординированные действия департамента образования с образовательными учреждениями, городской рабочей группы по 5 направлению КПМО и общественных управляющих образовательных учреждений города Томска. Проблемным вопросом является нормативно-правовое закрепление разграничения полномочий между представителями государственных органов и общественностью в муниципальной системе образования, между руководителем образовательного учреждения и органом государственно-общественного управления, отсутствие документов по развитию
На муниципальном уровне в ходе реализации проекта предполагается разработать:
Положения:
· о переговорной площадке по вопросам образования и ГОУ;
· о развитии общественных инициатив на уровне образовательных учреждений и муниципальном;
· об участии общественности в процедуре аттестации педагогических и руководящих кадров;
· о реализации инициативных проектов ОУ в муниципальной системе образования и др.
На разработку вышеназванных документов и совершенствование в целом нормативно-правовой базы развития государственно-общественного управления направлен данный проект.
Цели и задачи проекта
Основной целью проекта является развитие общественных инициатив через расширение взаимодействия органов государственно-общественного управления и систему подготовки общественных управляющих.
На достижение поставленной целинаправлено решениеследующихзадач:
· формирование и апробация модели развития общественной инициативы через расширение взаимодействия органов государственно-общественного управления и систему подготовки общественных управляющих на муниципальном уровне;
· развитие инициативы через практическое участие в деятельности органов ГОУ и МГОУ;
· разработка и реализация программ подготовки общественных управляющих, направленных на развитие общественной инициативы, системное взаимодействие органов ГОУ, МГОУ;
· расширение подготовки общественных управляющих школьников на базе Детско- юношеского парламента (ДТДиМ), Центров гражданского образования (ООУ № 6,16,33,37, Академического лицея);
· методическое сопровождение деятельности органов ГОУ образовательных учреждений в процессе реализации общественных инициатив;
· апробация методических рекомендаций для общественных управляющих по основным направлениям деятельности органов ГОУ.