Обзор нормативно-правовой базы

Нормативная правовая база единого государственного кадастра недвижимости начала складываться с принятием Федерального закона «О государственном земельном кадастре» в 2000 г., Земельного кодекса и Федерального закона «О землеустройстве» в 2001 г., Градостроительного кодекса в 2004 году.

В соответствии со ст. 9 Конституции РФ [1] земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Понятие земельного участка как объекта права собственности, способы его образования (выдел, объединение, раздел, перераспределение) и требования к образуемым земельным участкам сформулированы в Земельном кодексе Российской Федерации [2]. Земельный кодекс полностью регулирует особый режим такого объекта недвижимого имущества, как земельный участок и согласно ему кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", который призван объединить государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и его кадастровый учет в единую систему учета и регистрации.

Данный Федеральный закон [6] регулирует отношения в связи с осуществлением на территории России государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учёта недвижимого имущества. Также закон регулирует вопросы по ведению Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации [5].

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества заключается во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах недвижимости [5]. В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения. Запись в государственный реестр вносится при наличии заявлений об этом всех лиц, совершивших сделку, если иное не установлено законом [3].

Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности и описывает порядок ее проведения регулирует Федеральный закон № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»[6].

Кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом [6] требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, сведения о таком недвижимом имуществе, и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает кадастровый инженер. Им признается физическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров. Кадастровый инженер может быть членом только одной саморегулируемой организации кадастровых инженеров

В данной курсовой работе рассматривается постановка на кадастровый учет земельного участка под объект ИЖС. Индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) — это форма обеспечения граждан жилищем путём строительства домов на праве личной собственности, выполняемого при непосредственном участии граждан или за их счет.[9]

Строительство объектов ИЖС регулируется Градостроительным кодексом РФ [4]. Согласно нему, при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства осуществление подготовки проектной документации не требуется. Граждане, юридические лица, имеющие в собственности объекты индивидуального жилищного строительства, иные объекты недвижимого имущества, расположенные на земельных участках единого института развития, земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, приобретают права на эти земельные участки в соответствии со статьями Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьями настоящего Федерального закона [7].

Минэкономразвития России рассмотрены особенности кадастрового учета объектов индивидуального жилищного строительства [10], в частности, сообщается, что в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» [6] технический план объекта должен готовиться на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, его проектной документации или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта данного объекта.

В то же время действующее законодательство не требует подготовки указанной документации при строительстве объектов индивидуального жилищного строительства. Таким образом, по мнению министерства, технический план в отношении таких объектов может быть подготовлен на основании декларации об объекте недвижимости [10].

До 1 марта 2018 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта [8].

При анализе нормативно-правового обеспечения государственного кадастрового учета можно сделать вывод, что законодательная база находится в стадии реформирования и недавно внесенные изменения в систему государственного кадастра направлены на упрощение и улучшение кадастровой деятельности. Также на примере кадастрового учета объектов ИЖС видно, что кадастровый учет объектов различных видов разрешенного использования имеет свои особенности, регламентируемые действующим законодательством.

Наши рекомендации