Понятийный аппарат курсовой работы
Автопрезентация –представление экзаменационной комиссии результатовсобственной деятельности и ее публичная защита.
Актуальность темы –степень ее важности в данный момент и в даннойситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса).
Акцентирование текста –процесс выделения в тексте наиболее значимыхпонятий, терминов, положений. Это всеобщий прием создания научного текста при написании параграфов. Делается это выделением (подчеркиванием) необходимых слов, положений, но главное – благодаря более подробному описанию главной мысли и подчинению ей всех остальных.
Анализ –метод исследования,который позволяет расчленить или разложитьпредмет исследования (объект, свойства) на составные части.
Аналогия –рассуждение,в котором из сходства двух или нескольких объектовпо некоторым признакам делается вывод об их сходстве.
Анкета —структурированная форма сбора данных,состоящая из сериивопросов, письменных или устных, на которые необходимо ответить респонденту.
Анкетирование –метод сбора данных,который предполагает самостоятельноезаполнение анкет целевыми группами респондентов и возврат анкет интервьюеру.
Аспект –угол зрения,под которым рассматривается объект(предмет)исследования.
Введение –вступительная часть текста,книги,ориентирующая читателя вдальнейшем содержании.
Валидность метода исследования –соответствие метода поставленной целиего использования: выявлять именно то, что необходимо исследователю.
Виды анализа –специфика его применения при изучении теоретического ииного материала. Различают следующие виды анализа: аспектный, критический, понятийный, проблемный, системный, структурный, функциональный и др.
Виды (жанры) научной литературы –условное деление научной литературына теоретические, методические и справочные издания. Теоретические – тезисы, научные и научно-популярные статьи, монографии, авторефераты диссертаций, научные отчеты. Методические – учебники и учебные пособия, методические разработки, рекомендации.
Внедрение –практическое воплощение в жизнь какой-либо идеи.Студент,осуществляя формирующий эксперимент, внедряет в практику конкретных людей свои идеи, подходы, методы работы.
Выборка –определение единиц исследования.Это может быть выборкамедицинского персонала, отделение лечебного учреждения и т.д. Выборка позволяет ограничить исследование и сделать его доступным, из всей генеральной совокупности специально подобрать необходимый «материал».
Генеральная совокупность –тот класс явлений или человеческая общность,которые изучает исследователь на примере выборочной совокупности. При этом предполагается, что выбранная для изучения совокупность явлений, фактов или людей идентична общей генеральной совокупности.
График –наглядное изображение соотношения величин,их функциональнойвзаимозависимости с помощью геометрических и арифметических средств – чисел, плоскостей, точек, линий и т.д. График имеет систему координат: горизонтальную ось абсцисс и вертикальную ординат. На каждой из них наносятся шкалы измерения зависимости изучаемых величин. Их пересечения показывают динамику изменения зависимости изучаемых величин.
Дедуктивный метод –метод познания,состоящий в поиске сначала общейидеи, теории и затем – в добывании фактов для их доказательства или иллюстрации. Это метод движения от общего к частному.
Доступность исследования –принцип выбора темы исследования,обозначающий учет внешнего фактора: наличие и доступность источников информации, экспериментальной базы, достаточность умений, накопленных исследователем, для выполнения работы.
Естественный эксперимент -эксперимент,проводящийся в естественныхусловиях, когда испытуемые продолжают свою привычную жизнедеятельность и часто не знают, что за ними ведется наблюдение. Такой эксперимент позволяет получить наиболее объективные данные и сближает теорию с практикой.
Заголовок –название подраздела печатного издания.
Задачи исследования –это составные части цели исследования.Дляопределения задач проводится декомпозиция цели, из нее выделяются те действия, которые надо совершить, чтобы ее достичь. Каждая задача не может повторять цель и быть шире ее. В идеале решение поставленных задач приводит исследователя к достижению намеченной цели.
Замысел -задуманный и мысленно составленный план действий или планпредстоящей исследовательской работы. Это намерение к действию. Замыслом является проект курсовой работы в виде разработанного научного аппарата.
Знание –языковая форма отражения действительности и способов ее познанияи преобразования. Знание существует в форме понятий, законов, суждений, идей, теорий, учений, принципов, формул, событий, фактов и т.д. Знание амбивалентно, т.е. двойственно: оно черпается из книг, а также из познания реальной жизни. Дидактическим эквивалентом знаний в курсовой работе выступает ее содержание. По нему судят, каким знанием по данному вопросу обладает студент, как он его освоил. Здесь знание – это результат учебной деятельности студента.
Индуктивный метод –метод изучения явлений,когда сначала собираются иописываются их частные признаки и проявления, а затем после обобщения выводятся общие признаки и свойства. Это движение поиска от частного к общему.
Инструмент для анкетирования –образцы анкетных бланков(анкет),которые составляются с учетом специфики необходимой информации и заполняются широким кругом респондентов.
Интеграция –действие по созданию связей,зависимостей между суждениями,положениями, идеями, теориями между разным по природе знанием об одном и том же.
Информация (от лат. information –разъяснение,изложение) –обменсведениями.
Информация официальная носит обязательный характер и издаетсягосударственными органами ежегодно в виде кратких или полных статистических сборников, государственных реестров и т.п. информации.
Информация справочная носит ознакомительный,вспомогательный характер,отражает относительно стабильные признаки объектов исследования. Информация первичная -данные,которые,как правило,исследователисобирают сами для конкретных исследований, т.е. с конкретной целью, при проведении определенного исследования.
Информация вторичная -уже существующие данные,полученные для другихцелей; как правило, их берут из официальных и других источников информации и обрабатывают в виде, удобном для проводимого исследования.
Исследование научное —это процесс,направленный на всестороннее изучениеобъекта или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов. Его объектом являются материальная или идеальная системы, а предметом — структура системы, взаимодействие ее элементов, различные свойства, закономерности развития и т.д.
Концепция –система взглядов на что-либо,основная мысль,когдаопределяются цели и задачи исследования и указываются пути его ведения.
Краткое сообщение –научный документ,содержащий сжатое изложениерезультатов (иногда предварительных), полученных в итоге научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы. Назначение такого документа – оперативно сообщить о результатах выполненной работы на любом ее этапе.
Компиляция –несамостоятельность при выполнении курсовой или дипломнойработы, списывание либо с научных источников, либо с чьей-то ранее выполненной работы. Это прямое заимствование чужого текста.
Корреляционный анализ –метод установления взаимосвязей,взаимовлиянийнезависимых и зависимых переменных в эксперименте (эмпирическом исследовании). С его помощью устанавливается, как изменение одних показателей влечет за собой изменение других.
Метод исследования –способ применения старого знания для получениянового знания. Является орудием получения научных фактов.
Методология научного познания –учение о принципах,формах и способахнаучно-исследовательской деятельности.
Наука –сфера человеческой деятельности,функцией которой являетсявыработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Одна из форм общественного сознания.
Научная новизна исследования –определение вклада исследовательскойдеятельности студента в науку. Для этого путем самоэкспертизы проведенного исследования в работе студентом выделяется та часть, которая дополняет, уточняет или изменяет ранее имеющиеся научные данные.
Научный аппарат исследования –перечень последовательных действий,определяющих границы, направление и характер исследования.
Научный факт –событие или явление,которое является основанием длязаключения или подтверждения. Является элементом, составляющим основу научного знания.
Обзор –научный документ,содержащий систематизированные научныеданные по какой-либо теме, полученные в итоге анализа первоисточников. Знакомит с современным состоянием научной проблемы и перспективами развития.
Объект исследования –объект,процесс или явление,порождающиепроблемную ситуацию и избранные для изучения. Например, сестринский процесс, деятельность медицинской сестры, учреждение здравоохранения, его подразделение, их деятельность и др.
Объем выборки –общее число единиц наблюдения в выборочнойсовокупности.
Оппонент –лицо,критически оценивающее результаты исследовательскойдеятельности студента – исследователя. Официальное оппонирование как рецензирование введено для дипломных работ. Неофициальное оппонирование возможно при защите курсовых, где оппонентами становятся сами студенты.
Опрос –метод сбора первичной информации посредством обращения свопросами к определенной группе людей.
Понятийно-терминологический аппарат исследования –совокупностьнаучно обоснованных терминов-понятий, используемых студентом в своем исследовании и при его описании в курсовой работе.
Практическая значимость исследования есть определение востребованностирезультатов исследования для конкретного потребителя и выполняемой им работы, где будет полезно применение данной работы.
Предмет исследования –все то,что находится в границах объектаисследования в определенном аспекте рассмотрения. Это конкретные проблема или предметы (продукты или услуги) в теме курсовой работы, которые находится в границах объекта исследования.
Предметом исследования могут быть содержание, формы и методы медицинского воздействия, этапы сестринского процесса, отношения между пациентом и медицинской сестрой, медицинские услуги, оказываемые в ЛПУ (отделении или кабинете), а также продукты, используемые при оказании медицинских услуг и т.д.
Понятие –есть мысль,в которой отражаются отличительные свойствапредметов и отношения между ними.
Принцип –основное,исходное положение какой-либо теории,учения,науки.
Проблема –крупное обобщенное множество сформулированных научныхвопросов, которые охватывают область будущих исследований. Различают следующие виды проблем:
- исследовательская – комплекс родственных тем исследования в границах одной научной дисциплины и в одной области применения;
- комплексная научная – взаимосвязь научно-исследовательских тем из различных областей науки, направленных на решение важнейших народнохозяйственных задач;
- научная – совокупность тем, охватывающих всю научно-исследовательскую работу или ее часть; предполагает решение конкретной теоретической или опытной задачи, направленной на обеспечение дальнейшего научного или технического прогресса в данной отрасли.
Противоречие исследования –это несоответствие развития составных частейкакой-либо системы, процесса или ситуации, ведущее к нарушению их целостного и успешного развития. Противоречие – это нарушенная связь между явлениями, компонентами, состояниями, свойствами. Из установленного противоречия вытекает проблема исследования как необходимость устранения этого несоответствия.
Рандомизация –выравнивание исходных условий проведения эксперимента сучастием экспериментальных и контрольных групп. Обе группы должны быть сходными по важнейшим характеристикам.
Репрезентативность –соответствие характеристик выборки характеристикампопуляции или генеральной совокупности в целом. Репрезентативность определяет, насколько возможно обобщать результаты исследования с привлечением определённой выборки на всю генеральную совокупность, из которой она была собрана. Таким образом, репрезентативность – это обоснованность переноса результатов, полученных при анализе выборочной совокупности на генеральную совокупность.
Самоэкспертиза –критический анализ собственной работы и определение еенаучной новизны и практической значимости.
Теория –учение,система идей или принципов.Совокупность обобщенныхположений, образующих науку или ее раздел. Она выступает как форма синтетического знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной системы.
Цель исследования –словесно-логическое описание представления орезультате исследования, того, что ожидается в итоге курсовой работы.
Цитата –дословная выдержка из какого-либо авторского текста с указаниемисточника и цитируемой страницы. Цитаты вставляются для иллюстрации позиций как объект анализа, как способ доказательства. Их в тексте обязательно выделяет кавычками.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Образец оформления титульного листа
Министерство образования и науки Архангельской области
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Архангельской области
«Котласский электромеханический техникум»