Методологический аппарат курсовой работы

Курсовая работа

Подготовка, оформление, защита

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов

Направление – «Физико-математическое образование»

Специальности – «Математика»,

«Математика» с дополнительной специальностью «Информатика»

ПЕРМЬ

ПГПУ

УДК 378.14

ББК Ч 481.058.50

К 937

Рецензент:

канд. пед. наук, доцент кафедр методики преподавания математики и моделирования образовательных систем Пермского

государственного педагогического университета И.Н. Власова

Составитель: канд. физ.-мат. наук,

доц. каф. геометрии; моделирования образовательных систем М.С. Ананьева

  К 937 Курсовая работа. Подготовка, оформление, защита: Метод. рекомендации для самостоятельной работы студентов. Направление – «Физико-математическое образование». Специальности – «Математика», «Математика» с дополнительной специальностью «Информатика» / сост. М.С. Ананьева. – Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2010. – 44 с.

Издание содержит характеристики курсовой работы как одной из форм учебно-исследовательской деятельности студентов; требования к содержанию, структуре, подготовке и защите работы.

Адресовано студентам математического факультета, обучающимся по направлению «Физико-математическое образование», по специальностям «Математика» и «Математика» с дополнительной специальностью «Информатика».

УДК 378.14

ББК Ч 481.058.50

Печатается по решению учебно-методического совета

Пермского государственного педагогического университета

© Ананьева М.С., составление, 2010

© ГОУ ВПО «Пермский государственный

педагогический университет», 2010

Содержание

Предисловие. 4

1. Общие вопросы.. 5

2. Методологический аппарат курсовой работы.. 7

3. Виды курсовых работ. 13

4. Организация работы.. 16

4.1. Выбор темы.. 16

4.2. Поиск источников, составление библиографии. 16

4.3. Изучение литературы и систематизация информации. 18

4.4. Составление плана курсовой работы.. 18

4.5. Собственно исследовательский этап. 19

4.6. Результаты исследования, их обработка и апробирование. 19

4.7. Подготовка рукописи курсовой работы.. 21

4.8. Анализ содержания. 21

4.9. Редактирование и правка текста. 22

5. Структура работы.. 22

5.1. Титульный лист. 22

5.2. Оглавление. 22

5.3. Введение. 23

5.4. Основная часть. 27

5.5. Заключение. 28

5.6. Список литературы.. 28

6. Оформление текста.. 29

6.1. Формат текста. 29

6.2. Сокращения. 30

6.3. Имена числительные. 31

6.4. Перечисления. 31

6.5. Заголовки. 32

6.6. Таблицы.. 34

6.7. Иллюстрации. 36

6.8. Уравнения и формулы.. 37

6.9. Приложения. 40

6.10. Цитаты.. 41

6.11. Ссылки. 41

7. Оформление списка литературы.. 42

8. Оценивание и защита курсовой работы.. 43

Контрольные вопросы.. 46

Список литературы.. 47

Приложение. Примеры библиографического описания документов. 48

Предисловие

Рефераты и курсовые работы по дисциплинам включены в учебные планы образовательных программ подготовки бакалавра направления 050200.68 «Физико-математическое образование» (шифр 540200) и учителя по специальностям 050201.65 «Математика» и «Математика» с дополнительной специальностью «Информатика» (шифры 032100 и 032100.00 соответственно).

Требования к содержанию, объему и структуре курсовых работ определяются высшим учебным заведением на основании государственного образовательного стандарта, Положения об итоговой аттестации выпускников вузов, утвержденного Министерством образования, и методических рекомендаций УМО Пермского государственного педагогического университета.

Курсовая работа способствует приобретению студентами исследовательских навыков. Она должна соответствовать современному уровню развития физико-математических наук и образования, информационных и компьютерных технологий.

Данные методические рекомендации продолжают серию учебно-методических изданий для учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов педвузов физико-математических специальностей. В предлагаемом пособии рассмотрены нормативные, методологические вопросы подготовки курсовых работ, процедура защиты, а также требования, предъявляемые к их оформлению.

Издание предназначено для самостоятельной работы студентов математического факультета Пермского государственного педагогического университета.

1. Общие вопросы

Изменение требований к современному образованию активизировало переход от простого транслирования знаний преподавателем студентам к их самостоятельной работе по овладению необходимыми профессиональными и исследовательскими навыками.

Цель учебно-исследовательской работы студентов (УИРС)) – научить студентов методике проведения самостоятельного научного исследования. К видам УИРС относятся подготовка реферата, научного доклада, научной статьи, курсовой работы, выпускной квалификационной работы или магистерской диссертации с последующей защитой или публикацией.

Первой работой, в которой студенты осваивают приемы работы с первоисточниками в рамках программы учебной дисциплины, является реферат как краткое изложение в письменной форме сути какого-либо вопроса. Цель его составления – углубить, систематизировать, закрепить теоретические знания, приобрести навыки самостоятельной работы с первоисточниками, обобщения и систематизации материала.

Следующий этап УИРС – выполнение курсовых работ (проектов), которые рассматриваются как вид учебной работы по дисциплинам профильной подготовки. Требования к ним регламентируются государственными образовательными стандартами (ГОС) и Положением Пермского государственного педагогического университета о курсовой работе [3; 4; 7].

Тематика курсовых работ носит исследовательский характер. В соответствии с ГОС в них рассматриваются следующие вопросы:

- проблемы развития физико-математического образования;

- история математики, информатики и математического образования;

- современные информационные образовательные технологии;

- корректирующая или развивающая деятельность с учащимися на базе содержания дисциплин школьного курса математики;

- образовательные задачи культурно-просветительского характера;

- современные средства оценивания результатов обучения;

- современные научно обоснованные методы и средства обучения математике и информатике для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в школе или педагогическом вузе, в том числе:

1) технические, информационные и компьютерные технологии;

2) дидактические эксперименты, направленные на изучение уровня подготовки в школах и вузах;

3) компьютерные программы и средства учебного назначения;

4) методики преподавания новых разделов математических дисциплин.

В период обучения в вузе студент выполняет две–четыре курсовых работ или проекта в рамках общепрофессионального или предметного цикла учебного плана, соответствующего направлению или специальности образовательной подготовки. Первая, как правило, предполагает углубленное изучение разделов учебных курсов по математике, предусмотренных учебным планом математического факультета в целях:

– систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений;

– углубления и расширения теоретических знаний по дисциплине;

– формирования умений применять теоретические знания при решении поставленных задач;

– формирования умения использовать справочную, научную, нормативную литературу;

– развития творческой инициативы, самостоятельности, организованности.

Последующие курсовые работы направлены на выработку исследовательских навыков. В них рассматриваются вопросы математики, методики преподавания математики и информатики, истории математики и математического образования. Материалы курсовых могут составить базу выпускной квалификационной работы.

Курсовая работа выполняется под руководством преподавателя, назначенного кафедрой.

Тема утверждается кафедрой. Дисциплину и тему работы из предложенных кафедрой студент выбирает самостоятельно. Он имеет возможность предложить собственную тему при условии обоснования ее целесообразности. Исследование может быть связано с программой педагогической практики и будущей выпускной квалификационной работы.

В названии темы необходимо кратко сформулировать исследовательскую проблему, курсовая работа не должна носить описательный характер.

По завершении проводится публичная защита. При этом студент учится не только правильно излагать свои мысли, но и обоснованно отстаивать выдвигаемые выводы и решения.

Курсовая работа оценивается дифференцированным зачетом.

Закреплению исследовательских навыков и проведению апробации материалов работы способствуют учебно-исследовательская практика бакалавра и педагогическая практика бакалавра или специалиста. В ходе практик, которые проводятся на базе образовательных учреждений, студенты получают возможность сбора и обработки экспериментальных данных по заранее сформулированной программе исследования, связанной с определенным аспектом изучения материала по содержанию математических (или других профильных) дисциплин.

После защиты курсовые работы сдаются на кафедры, где хранятся в течение трех лет.

Курсовые работы подготавливают студентов к выполнению более сложного исследования – выпускной квалификационной (дипломной) работы, цель которой – проверка качества подготовки бакалавра или специалиста в соответствии с квалификационными характеристиками, перечисленными в ГОС [3; 4].

Методологический аппарат курсовой работы

Курсовая работа – это самостоятельное научное исследование студента, опирающееся на понятия и методы действующей науки. С основами исследований в физико-математическом образовании студенты знакомятся во время изучения одноименного курса [1]. Приведем понятия и методы исследования, необходимые для выполнения курсовой работы [1; 6; 8; 9].

Научный факт–отраженный сознанием факт действительности, проверенный, осмысленный и зафиксированный в виде эмпирического суждения. Артефакт – недостоверный факт, искаженный в результате влияния случайных факторов.

Методы исследования и действия, выполняемые над фактами: анализ, аналогия, сравнение, рассмотрение под новым углом зрения, с новых теоретических позиций, обобщение, объективное оценивание с учетом требований (научность, точность, объективность, достоверность), систематизация, интерпретация и т.д. Каждый вывод исследования обосновывается посредством фактов, имевших место. Отсутствие факта подтверждается или аргументируется одним контрпримером.

Понятие – элемент выражения научного знания, форма мышления человека, в которой находят отражение многообразные предметы, процессы, явления в их наиболее общих, существенных признаках и взаимосвязях.

Термин – наименование понятия, относящегося к определенной отрасли знаний.

Метод – (греч.) способ объективного познания мира, совокупность различных приемов, правил познавательной и преобразующей, теоретической и практической деятельности людей, исходя из закономерностей изучаемых объектов. По сферам применения методы делят на группы:

1) всеобщие, философские, общелогические методы, сфера применения которых наиболее широкая (индукция и дедукция, анализ и синтез);

2) общенаучные методы, находящие применение практически во всех науках на определенных этапах процесса познания;

3) частные или специально-научные методы, характерные для отдельных наук или областей практической деятельности (методы химии или физики, биологии или математики, методы металлообработки или строительного дела);

4) методики, представляющие собой приемы и способы, вырабатываемые для решения какой-то особенной, частной проблемы.

Методика – совокупность разработанных методов и средств конкретного исследования.

Системный подход в образовании предполагает использование знаний из различных областей для целостного познания объекта как сложной системы во всех ее взаимосвязях.

Комплексный подход – междисциплинарный подход, проявляющийся в раскрытии различных аспектов темы в их единстве; рассмотрении взаимосвязей объекта; синоним или составная часть системного подхода.

Деятельностный подход в обучении направлен на формирование способов деятельности учащегося, результатом которых должно стать осознанное самостоятельное усвоение учебного материала.

Компетентностый подход– новое направление в образовании, конструирование содержания от определения конечного результата, т.е. модели выпускника, к подбору под эту модель содержания по развитию ключевых компетенций (знаний, умений, навыков, способностей, стереотипов и т.д.) в научной, преподавательской, исследовательской области.

Наблюдение – метод исследования, целенаправленное восприятие явлений и процессов без прямого вмешательства в их течение, подчиненное задачам научного исследования. Требования к научному наблюдению: 1) целенаправленность; 2) планомерность; 3) систематичность в применении методов наблюдения; 4) активность со стороны исследователя; 5) объективность; 6) возможность контроля путем повторного наблюдения или с помощью эксперимента.

Сравнение – метод исследования, установление сходства и различия объектов, явлений по существенным признакам, часто сопровождает ход эксперимента.

Измерение – метод исследования, отыскание количественных сведений об окружающей действительности, определение отношения измеряемой величины к принятой за эталон. Характеристикой измерения является точность, для ее описания рассматривают абсолютную и относительную погрешности.

От абстрактного к конкретному – теоретический метод восхождения от простых понятий в рамках данной теории к сложным – конкретным. Он позволяет построить математический курс – от аксиом к теоремам, создать логический каркас исторического исследования и т.д.

Исторический прием предполагает описание развития объекта с учетом мельчайших деталей, например, в историко-математических исследованиях эмпирическая история объекта включает даже роль личности.

Логический прием позволяет воспроизвести в мышлении сложный развивающийся объект в форме исторической теории – теоретическую историю объекта по главному понятию без учета роли личности и мелочей. Историческое и логическое применяются в единстве.

Аксиоматический метод применяется в математике для построения научной теории в виде системы аксиом – положений, принимаемых без логического доказательства, и правил вывода, позволяющих путем логической дедукции получить утверждения данной теории – теоремы.

При конструктивистском методе развертывание теории начинается не с аксиом, а с понятий.

Гипотетико-дедуктивный метод применяется в основном в естествознании, его основу составляют гипотезы, из которых выводится все остальное знание.

Анализ – распространенный метод исследования, применяемый для обработки и систематизации знаний эмпирического уровня, процесс мысленного, иногда реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства или отношения) с целью изучения фактов в отдельности.

Анализ подразделяют на:

– по содержанию исследуемого объекта: качественный и количественный;

– по уровню и глубине исследования: эмпирический (прямой, простой), элементарно-теоретический (возвратный, «до сути»), структурно-генетический (выделение существенного признака и предположение о причинно-следственных связях).

Синтез – метод исследования, обратный анализу, соединение выделенных в ходе анализа отдельных фактов, сторон предмета в единое целое, например фрагментов истории объекта в целостную картину.

В наивысшей форме взаимодействие анализа и синтеза проявляется при систематизации и классификации фактов.

Систематизация – метод исследования, заключающийся в объединении понятий в определенном порядке или логической взаимосвязи.

Классификация – метод исследования, заключающийся в объединении понятий и соответствующих им явлений в определенные группы, типы с целью установления связей между ними. Это распространенный прием деления объектов (исходного понятия, затем полученных членов и т.д.) на подклассы по некоторому определенному основанию. Применяется при планировании исследования, обзоре и систематизации материала, например, таблица Менделеева, классификации животных и т.д. Классификация – прием правильного деления.

Требования к классификации:

1) единственность основания, например форма геометрических фигур, рост людей, возраст школьников, успеваемость;

2) попарная несовместимость полученных понятий, например круглые и некруглые (несовместимые противоречащие); успевающие и неуспевающие учащиеся (несовместимые противоречащие); высокие и низкие (несовместимые противоположные), начальное, среднее и старшее звенья (несовместимые соподчиненные);

3) равенство объединения членов объему делимого понятия;

4) непустота классов; непрерывности, т.е. все члены деления по выбранному основанию являются ближайшими видами объема понятия.

Перечисление – пример деления (не обязательно правильного).

Абстрагирование – общенаучный метод, который состоит в мысленном отбрасывании сторон или свойств предмета, мешающих рассмотрению его в «чистом виде» с целью углубленного исследования определенной его стороны, свойства.

Аналогия – метод исследования, основанный на умозаключениях о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде иных отношений, например, между задачами, задачей и моделью, моделью и оригиналом.

Эксперимент (от латинского «проба, опыт») – распространенный метод исследования, основу которого составляет научно поставленная проверка явления в точно учитываемых условиях.

Тестирование – частный вид экспериментирования, основанный на выполнении испытуемыми системы заданий для изучения уровня усвоения знаний, умственных способностей и т.д. допускающий математическую обработку результатов.

Моделирование – метод исследования, предполагающий построение модели объекта и применяющий аналогию.

Научное объяснение– освещение связей между предметами, явлениями, фактами реального мира: причин, породивших явления, единичных частных случаев общей закономерности, законов.

Научная идея – форма мысли, представляющая научное объяснение явления или его преобразования.

Замысел – идея, для которой найдены средства ее осуществления. Выдвижение идеи и претворение ее в замысел образуют творческий процесс, способный привести к гипотезе.

Научная гипотеза – научно обоснованное предположение, исходящее из фактов, умозаключение, имеющее своим назначением решить научную проблему и носящее вероятностный характер. Цель ее состоит в предварительном объяснении явлений, не укладывающихся в рамки старых теоретических представлений.

Актуальность исследования – это степень его важности в данный момент времени в конкретной стадии развития выбранной отрасли знаний, необходимости решения проблемы. Она часто связана с неизученностью (недостаточной изученностью) темы или возможностью решения определенной задачи практики и охватывает запросы отдельной отрасли науки, региона, части общества, например, группы учащихся.

Научная проблема – противоречие между тем, что имеется, и тем, что должно быть. Решение любой проблемы включает выдвижение некоторых догадок, предположений, гипотез, с помощью которых исследователь пытается объяснить новые факты.

Объект исследования– это определеннаясовокупность предметов, их свойств, отношений, процессов, связей, существующих независимо от познающего и представляющих собой конкретное поле поиска.

Предмет исследования – элементы объекта исследования, те стороны связи и отношения, которые наиболее существенны для данного исследования и подлежащие изучению.

Цель исследования – обоснованное представление об общих конечных результатах научного поиска: получение с помощью разработанных в науке методов и средств познания новых достоверных знаний о выделенном объекте, его характеристиках, структуре, закономерностях его функционирования, связях, зависимостях, взаимодействиях с другими объектами и других особенностях, представляющих предмет исследования.

Задачи исследования – шаги, наилучшим образом ведущие к намеченной цели, предполагаемые, промежуточные результаты исследования.

Логика исследования – содержание и последовательность поисковых шагов, которые должны обеспечить решение поставленных задач.

Результат исследования – то, что получено в итоге исследования. В качестве результатов могут выступать: методика, рекомендация, разработка, алгоритм в выбранной предметной области. Результат должен быть раскрыт с содержательной и ценностной стороны: что получено, как получено и какие действия для этого совершались.

Новизна исследования – степень самостоятельного вклада в настоящую отрасль знаний, характеризующая содержательную сторону результатов исследований.

Теоретическая значимость полученных результатов исследования – характеристика ценностной стороны результатов, степень их влияния на существующие научные представления, вклад в науку.

Практическая значимость (ценность) – характеристика ценностной стороны результатов, оценивающая реальную ценность (пользу) их использования, вклад в практику.

Плагиат – умышленное присвоение авторства чужого произведения, в частности мысли, возникающее при списывании и отсутствии ссылок.

Компиляция – сочинение, составленное по материалам, заимствованным у других авторов, без самостоятельной их обработки и собственных исследований.

Виды курсовых работ

В соответствии с Положением ПГПУ о курсовой работе [7] по содержанию курсовые работы могут быть экспериментальными, практическими или реферативными.

Экспериментальное исследование подразумевает использование апробированных методов и методик для выяснения частных вопросов темы; разработку средств для выполнения поставленных задач; проверку нового метода или методики; анализ и обобщение материалов; выводы. Основой накопления фактов служит эксперимент, который выполняется на основе апробированной методики.

Практическое (прикладное) исследование направлено на применение апробированных методов к решению практических задач, выдвинутых кафедрой, математическим факультетом, университетом или другим образовательным учреждением, Департаментом или Министерством образования.

Виды курсовых работ зависят от предмета исследования и применяемых методов. На математическом факультете ПГПУ это:

1) экспериментальные;

2) практические исследования: расчетно-аналитические и дидактические;

3) реферативные: математические и историко-математические.

Экспериментальные курсовые работы опираются на результаты констатирующего дидактического эксперимента, включающего наблюдение за группой учащихся, анализ полученных данных, выводы и выполняемого на основе апробированной методики.

В расчетно-аналитическом исследовании анализируются, оцениваются, интерпретируются количественные характеристики рассматриваемого объекта или качественные, представленные посредством измеряемых параметров, например данных наблюдения или эксперимента, показателей эффективности применяемой методики.

Дидактическое (педагогическое, методическое) исследование – прикладное, направленное на применение новых образовательных технологий; усовершенствование процесса образования, разработку методических аспектов обучения математике (информатике) и других аспектов физико-математического образования). Эмпирическим базисом служат данные эксперимента или анализа материалов предшествующих исследований. Цель исследования – возможное применение объекта для оценки имеющихся и создания новых методов организации, контроля, решения задач отдельных научных и учебных дисциплин, например информатики или методики преподавания математики.

Основу реферативных курсовых работсоставляют описательные исследования, связанные с абстрактными объектами. К ним относятся академические и историко-математические.

Математическое (академическое, фундаментальное, «чистое») исследование направлено на проверку основных положений какой-либо математической теории. Его предметом могут быть свойства объекта или его математические приложения, направленные на расширение знаний о нем.

В историко-математическом рассматриваются научные биографии; творчество ученых; исследования о приоритете открытий, отыскиваются закономерности развития объекта, под которым понимают накопление новых фактов и качественное изменение, обогащение содержания понятия или теории. Эмпирический базис составляют тексты научных произведений, переписка ученых, материалы архивов, учебные пособия прошлого, монографии и т.д. Предметом исследования является исторический процесс развития понятия или теории, в котором учитываются не только открытия и факты, но и причины их возникновения и дальнейшие следствия.

Примеры тем и основных понятий исследований

1. Тема: Кубические определители: их свойства и виды.
  Вид: академическое.
  Объект: кубические определители.
  Предмет: свойства и виды кубических определителей.
  Цель: представить определение, свойства, виды кубических определителей.
  Задачи: – проанализировать литературу по теме исследования;
  – представить определение, наглядное изображение, способ образования членов кубических определителей разного порядка (с правилом определения соответствующих знаков);
  – рассмотреть основные свойства кубических определителей;
  – выделить особые виды кубических определителей, описать их вычисление.
  Методы: – анализ литературы; – сравнение квадратных и кубических определителей; – аналогия между ними для формулирования правил и свойств кубических определителей; – аналогия между двумерным и трехмерным пространством в аналитической геометрии для выведения свойств.

2. Тема: Развитие понятия кубического определителя.
  Вид: историко-математическое.
  Объект: кубические определители.
  Предмет: исторический процесс развития понятия кубического определителя.
  Цель: представить исторический обзор кубических определителей.
  Задачи: – представить необходимые теоретические сведения о кубических определителях;
  – проанализировать работы: S. Günther «Lehrbuch Determinanten-Theorie für Studierende», E. Pascal «Die Determinanten. Eine Darstellung ihrer Theorie und Anwendungen mit Rücksicht auf die neueren Forschungen» и других авторов;
  – дать краткий исторический обзор теории определителей;
  – составить хронологическую таблицу нововведений в области кубических определителей.
  Методы: – историко-научный анализ литературы; – описание истории понятия определителя в общем; анализ и систематизация исторических сведений.
3. Тема: Использование средств ИКТ при обучении математике в профильной школе.
  Вид: дидактическое.
  Объект: процесс обучения математике с использованием мультимедийных средств в профильной школе.
  Предмет: условия и особенности организации обучения математике в профильной школе с использованием мультимедийных средств.
  Гипотеза: систематическое и целенаправленное использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и мультимедийных средств в процессе обучения математике будет способствовать формированию ИКТ-компетентности учащихся профильной школы.
  Цель: выявление условий по использованию средств ИКТ на уроках математики.
  Задачи: – выполнить анализ психолого-педагогической, методической, математической литературы по теме исследования, в частности в области применения информационных технологий в математическом образовании;
  – провести тестирование учащихся;
  – проанализировать результаты анкетирования и выявить целесообразность использования ЦОР на уроках математики.
  Методы: – анализ литературы; – тестирование учащихся; – анализ ЦОР.

Организация работы

Выполнение курсовой работы состоит из следующих этапов [1; 6; 8; 9]:

1. Выбор темы.

2. Поиск источников, составление библиографии.

3. Сбор эмпирической базы.

4. Составление плана.

5. Написание реферата курсовой работы.

6. Анализ содержания.

7. Редактирование и правка текста.

4.1. Выбор темы

Тема должна быть актуальной, требующей обязательного изучения, соответствующей возможностям студента. Она должна отражать проблему, исследованную в науке.

Примерные темы курсовых работ включаются в рабочие программы дисциплин профильной подготовки. Она должна носить исследовательский характер и может быть внутрипредметной или межпредметной.

Важно составить понятийный словарь курсовой работы, т.е. перечень основных терминов.

4.2. Поиск источников, составление библиографии

В ходе изучения необходимо ознакомиться с литературой, которая подбирается студентом самостоятельно или указывается преподавателем. Являясь научным руководителем студента, он даёт советы по составлению плана, просматривает законспектированную литературу, помогает формулировать основные выводы, отрабатывать стиль изложения и т.п.

Литературу можно подбирать из ресурсов библиотек по каталогам: алфавитному (авторов или названий произведений), предметному (рубрик, расположенных в алфавитном порядке), систематическому (рубрик и научных дисциплин), новых поступлений или периодических изданий. Для исследований в области физико-математического образования можно пользоваться следующими словарями и энциклопедиями:

1. Александрова Н.В. Математические термины: справочник. М., 1978.

2. Биографический словарь деятелей естествознания и техники. М., 1958.

3. Бородин А.И, Бугай А.С.. Биографический словарь деятелей в области математики. Киев, 1979.

4. Энциклопедический словарь юного математика / сост. А.П. Савин. М., 1989.

5. Математический энциклопедический словарь / под ред. Ю.В. Прохорова. М., 1988.

6. Математическая энциклопедия / под ред. И.М. Виноградова: в 5 томах. М., 1977–1985.

Во время поиска информации полезно также знакомиться с периодическими изданиями:

1. «Успехи математических наук»

2. «Квант»

3. «Математика в школе»

4. Приложение к газете «1 сентября»

Литературу можно подбирать из ресурсов Интрнета, для этого полезно знать некоторые адреса и ссылки:

– www.yandex.ru (Яндекс);

– www.rambler.ru (Ремблер);

– www.google.ru (Google),

– www.informika.ru (образовательный сайт Информика);

– www.edu.ru (сайт Министерства образования);

– www.rsl.ru (сайт Российской государственной библиотеки);

– сайты других библиотек, в том числе электронных;

– www.math.ru, www.mccmе.ru (сайты Московского центра непрерывного математического образования);

– www.wikipedia.ru (электронная энциклопедия «Википедия»);

– http://slovari.yandex.ru и другие словари и энциклопедии.

Составление библиографии требует определенных навыков описания списка использованной литературы. При знакомстве с ней следует выписывать следующую библиографическую информацию:

1) авторы;

2) название источника (книги, статьи и сборника, ее содержащего);

3) вид издания (учебное пособие, монография, сборник трудов, справочник и т.д.);

4) место издания;

5) дата издания;

6) название издательства;

7) том, выпуск, номер (если есть);

8) объем;

9) дополнительная информация, важная для конкретной работы, например переизданное, иллюстрированное, электронное издание.

4.3. Изучение литературы и систематизация информации. Чтение литературыосуществляется с помощью ряда приемов. В зависимости от его цели различают виды чтения:

– библиографическое (работа с каталогом, рекомендательным списком, сводным списком журналов, набором возможных источников);

– просмотровое (просмотр текста, чтение титульного листа, аннотации, оглавления, отдельных частей текста, составление общего впечатления об источнике);

– ознакомительное (выборочное, беглое чтение для выяснения определенных вопросов из разных источников, сопоставления и классификации основных или вспомогательных источников);

– изучающее (активный вид чтения, внимательное изучение материала, усвоение текста).

К формам обработки материала относятся конспект прочитанного, записи цитат – дословных выдержек с указанием страниц, фото- и ксерокопии текста, записи на библиографических карточках.

Карточки используют для систематизации накопленной информации: 1) выписки цитат, аннотаций источников и 2) библиографические сведения в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание».

Студенту необходимо научиться технологии свертывания информации: писать конспекты, тезисы, выписки.

Конспект – наиболее сложная форма записи прочитанного, объединяющая план изложения, выписки и тезисы.

Тезисы текста – сжатая форма записи прочитанного. Простые тезисы содержат одно утверждение без доказательства. Сложные или развернутые подразумевают аргументацию, выявляют суть содержания и позволяют обобщить материал.

Цитаты – выписки из текста книги или статьи словами автора.

При любой форме фиксирования материала необходима библиографическая ссылка, т.е. указание на источник.

4.4. Составление плана курсовой работы

План работы обсуждается с руководителем. В плане раскрывается последовательность и содержание текста. Его можно представить хронологически (в исторической последовательности), описательно (по составным частям темы), аналитически (в причинно-следственных связях). План часто соответствует поставленным в курсовой работе задачам исследования.

4.5. Собственно исследовательский этап

Этот этап выполняется по составленному плану и заключается в решении обозначенной в работе проблемы, получении нового знания в ходе проведения теоретического и экспериментального исследо

Наши рекомендации