Iii.понятийный аппарат выпускной квалификационной работы (глоссарий)

Автопрезентация – представление экзаменационной комиссии ре­зультатов собственной деятельности – курсовой или дипломной работы – и их публичная защита.

Автореферат – предельно сжатое изложение текста своей работы, представленной к защите. Для студента – это текст выступления на защите курсовой или дипломной работы. В автореферате проводит­ся самоанализ проделанной работы: кратко излагается научный ап­парат, пути решения поставленной проблемы и полученный резуль­тат.

Актуальность темы – степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса).

Акцентирование текста – процесс выделения в тексте наиболее значимых понятий, терминов, положений. Это всеобщий прием создания научного текста при написании параграфов. Делается это выделением (подчеркиванием) необходимых слов, положений, но главное – благодаря более подробному описанию главной мысли и подчинению ей всех остальных.

Анализ – метод исследования, который позволяет расчленить или разложить предмет исследования (объект, свойства) на составные части.

Аналогия – рассуждение, в котором из сходства двух или несколь­ких объектов по некоторым признакам делается вывод об их сход­стве.

Анкетирование - сбор информации посредством опросного листа с серией определенных вопросов, отвечая на которые человек дает информацию о себе, своих интересах, отношениях, занятиях. Полу­ченный путем анкетирования материал должен подвергаться стати­стической и качественной обработке, а также теоретической интер­претации.

Аспект – угол зрения, под которым рассматриваетсяобъект (пред­мет) исследования.

Введение – вступительная часть текста, книги, ориентирующая чи­тателя в дальнейшем содержании.

Валидность метода исследования – соответствие метода постав­ленной цели его использования: выявлять именно то, что необхо­димо исследователю.

Виды анализа – это специфика его применения при изучении теоретического и иного материала. Различают следующие виды анали­за: аспектный, критический, понятийный, проблемный, системный, структурный, функциональный и др.

Виды (жанры) научной литературы – условное деление научной литературы на теоретические, методические и справочные издания. Теоретические — тезисы, научные и научно-популярные статьи, монографии, авторефераты диссертаций, научные отчеты. Методиче­ские учебники и учебные пособия, методические разработки, ре­комендации.

Внедрение – это практическое воплощение в жизнь какой-либо идеи. Студент, осуществляя формирующий эксперимент, внедряет в практику конкретных людей, свои идеи, подходы, методы работы.

Выборка – определение единиц исследования. Это может быть вы­борка медицинского персонажа, отделение лечебного учреждения и т.д. Выборка позволяет ограничить исследование и сделать его дос­тупным, из всей генеральной совокупности специально подобрать необходимый «материал».

Генеральная совокупность – тот класс явлений или человеческая общность, которые изучает исследователь на примере выборочной совокупности. При этом предполагается, что выбранная для изуче­ния совокупность явлений, фактов или людей идентична общей ге­неральной совокупности.

Гипотеза – составная часть научного аппарата исследования, вы­полняемого в рамках дипломной работы, заключающая в себе предположение о возможных результатах действия того или иного фактора или условиях достижения целей. Гипотеза разрабатывается только на основе уже выработанной цели и после определения предмета исследования. Она используется, чтобы объяснить пути и средства разрешения противоречий. Гипотеза нуждается в доказа­тельстве, чему и посвящается все исследование. Различают гипоте­зы о развитии существующей теории, о проверке существующей теории, о разработке новых идей.

График– наглядное изображение соотношения величин, их функ­циональной взаимозависимости с помощью геометрических и арифметических средств – чисел, плоскостей, точек, линий и т.д. График имеет систему координат: горизонтальную ось абсцисс и вертикальную ординат. На каждой из них наносятся шкалы измере­ния зависимости изучаемых величин. Их пересечения показывают динамику изменения зависимости изучаемых величин.

Дедуктивный метод – метод познания, состоящий в поиске снача­ла общей идеи, теории и затем – в добывании фактов для их доказа­тельства или иллюстрации. Это метод движения от общего к част­ному.

Доступность исследования – принцип выбора темы исследования, обозначающий учет внешнего фактора: наличие и доступность на­учной литературы, экспериментальной базы, достаточность умений, накопленных исследователем для выполнения работы.

Естественный эксперимент – эксперимент, проводящийся в есте­ственных условиях, когда испытуемые продолжают свою привыч­ную жизнедеятельность и часто не знают, что за ними ведется на­блюдение. Такой эксперимент позволяет получить наиболее объек­тивные данные и сближает теорию с практикой.

Заголовок – название подраздела печатного издания.

Задачи формулируются после разработки гипотезы, поскольку только гипотеза определяет, по какому пути идет исследователь, стремясь достичь поставленной цели.

Замысел – задуманный и мысленно составленный план действий или план предстоящей исследовательской работы. Это намерение к действию. Замыслом является проект курсовой или дипломной ра­боты в виде разработанного научного аппарата.

Знание – языковая форма отражения действительности и способов ее познания и преобразования. Знание существует в форме понятий, законов, суждений, идей, теорий, учений, принципов, формул, со­бытий, фактов и т.д. Знание амбивалентно, т.е. двойственно: оно черпается из книг, а также из познания реальной жизни. Дидактиче­ским эквивалентом знаний в курсовой и дипломной работах высту­пает их содержание. По нему судят, каким знанием по данному во­просу обладает студент, как он его освоил. Здесь знание – это ре­зультат учебной деятельности студента.

Индуктивный метод – такой метод изучения явлений, когда сна­чала собираются и описываются их частные признаки и проявле­ния, а затем после обобщения выводятся общие признаки и свойст­ва. Это движение поиска от частного к общему.

Интеграция – это действие по созданию связей, зависимостей ме­жду суждениями, положениями, идеями, теориями между разным по природе знанием об одном и том же.

Информация:

- обзорная – вторичная информация, содержащаяся в обзорах науч­ных документов;

- реферативная – вторичная информация, содержащаяся в первич­ных научных документах;

- справочная – вторичная информация, представляющая собой систематизированные краткие сведения в какой-либо области знаний. Исследование научное – процесс выработки новых научных зна­ний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью и точно­стью.

Концепция – система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути его ведения.

Краткое сообщение –научный документ, содержащий сжатое из­ложение результатов (иногда предварительных), полученных в ито­ге научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы. Назначение такого документа – оперативно сообщить о результатах выполненной работы на любом ее этапе.

Компиляция – несамостоятельность при выполнении курсовой или дипломной работы, списывание либо с научных источников, либо с чьей-то ранее выполненной работы. Это прямое заимствование чу­жого текста.

Корреляционный анализ – метод установления взаимосвязей, взаимовлияний независимых и зависимых переменных в экспери­менте. С его помощью устанавливается, как изменение одних пока­зателей влечет за собой изменение других.

Метод исследования - способ применения старого знания для по­лучения нового знания. Является орудием получения научных фак­тов.

Методология научного познания – учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности.

Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой яв­ляется выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Одна из форм общественного сознания.

Научная новизна исследования – определение вклада исследова­тельской деятельности студента в науку. Для этого путем самоэкс­пертизы проведенного исследования в работе студентом выделяется та часть, которая дополняет, уточняет или изменяет ранее имею­щиеся научные данные.

Научный аппарат исследования – перечень последовательных действий, определяющих границы, направление и характер иссле­дования.

Научный факт – событие или явление, которое является основани­ем для заключения или подтверждения. Является элементом, со­ставляющим основу научного знания.

Обзор – научный документ, содержащий систематизированные на­учные данные по какой-либо теме, полученные в итоге анализа пер­воисточников. Знакомит с современным состоянием научной про­блемы и перспективами развития.

Объект исследования - процесс или явление, порождающие про­блемную ситуацию и избранные для изучения. Например, сестрин­ский процесс, деятельность медицинской сестры и др.

Оппонент – лицо, критически оценивающее результаты исследова­тельской деятельности студента - исследователя. Официальное оппонирование как рецензирование введено для дипломных работ. Неофициальное оппонирование возможно при защите курсовых, где оппонентами становятся сами студенты.

Отзыв – форма оценивания стиля и характера исследовательской деятельности студента, его отношение к работе, организационной культуры, но не самой работы. Отзыв дается научным руководите­лем.

Понятийно-терминологический аппарат исследования –сово­купность научно обоснованных терминов-понятий, используемых студентом в своем исследовании и при его описании в курсовой и дипломной работе.

Предмет исследования – все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения. Это конкретная проблема в теме курсовой работы, которая находится в грани­цах объекта исследования. Предметом исследования могут быть содержание, формы и методы медицинского воздействия, этапы сестринского процесса, отношения между пациентом и медицин­ской сестрой и т.д.

Понятие – есть мысль, в которой отражаются отличительные свой­ства предметов и отношения между ними.

Практическая значимость исследования есть определение востребованности результатов исследования, конкретного потребителя и его рабочего места, где будет полезно применение данной работы. Введение должно быть по возможности кратким (до 5 страниц).

Принцип – основное, исходное положение какой-либо теории, уче­ния, науки.

Проблема – крупное обобщенное множество сформулированных научных вопросов, которые охватывают область будущих исследо­ваний. Различают следующие виды проблем:

- исследовательская – комплекс родственных тем исследования в границах одной научной дисциплины и в одной области примене­ния;

- комплексная научная – взаимосвязь научно-исследовательских тем из различных областей науки, направленных на решение важ­нейших народнохозяйственных задач;

- научная – совокупность тем, охватывающих всю научно-исследовательскую работу или ее часть; предполагает решение конкретной теоретической или опытной задачи, направленной на обеспечение дальнейшего научного или технического прогресса в дан­ной отрасли.

Рандомизация – выравнивание исходных условий проведения экс­перимента с участием экспериментальных и контрольных групп. Обе группы должны быть сходными по важнейшим характеристи­кам.

Репрезентативность – возможность применения результатов экс­перимента, проведенного на малых группах, в сходных группах большей численности. Это допустимость распространения выводов небольшого исследования на другие явления такого же класса. Чем выше репрезентативность, тем ценнее исследование.

Самоэкспертиза – критический анализ собственной работы и оп­ределение ее научной новизны и практической значимости.

Теория – учение, система идей или принципов. Совокупность обобщенных положений, образующих науку или ее раздел. Она вы­ступает как форма синтетического знания, в границах которой от­дельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автоном­ность и становятся элементами целостной системы.

Цель исследования – словесно-логическое описание представле­ния о результате исследования, того, что ожидается в итоге слож­ной исследовательской работы.

Цитата – дословная выдержка из какого-либо авторского текста с указанием источника и цитируемой страницы. Цитаты вставляются для иллюстрации позиций как объект анализа, как способ доказа­тельства.

IV. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМУЛИРОВКЕ

НАУЧНОГО АППАРАТА

Для того чтобы проверить, правильно ли сформулированы основные

харак­теристики исследования, постарайтесь ответить на следующие

вопросы:

- при выявлении проблемы исследования: что надо изучить (сделать) из того, что ранее не было изучено (сделано)?

- при выборе темы исследования: отражена ли проблема исследования в его названии?

- при обосновании актуальности: почему эту проблему необходимо изучать (решать) именно сегодня?

- при определении объекта исследования:что будет исследоваться?

- при определении предмета исследования: какие новые отношения, свойства, аспекты, стороны, функции и т.д. объекта подлежат исследованию, уг­лубленному изучению или преобразованию?

- при формулировке цели исследования: какой результат вы на­мерены получить в ходе исследования (решения проблемы)?

- при определении задач исследования: что нужно сделать, чтобы цель была достигнута? (В каждом параграфе, как правило, решается не более одной задачи). Позволяет ли последовательное решение этих задач достичь поставленной цели?

- при выдвижении гипотезы исследования (в случае написания работы научно-исследовательского характера): каким из возможных путей следует идти, чтобы достичь цели исследования?

V. ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Филиал «Самарский медико-социальный колледж»

ГБПОУ «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной»

Руководителю филиала «СМСК»

___________________________________

(Ф.И.О.)

от студента группы №_________________

специальности (название)_______________

форма обучения______________________

(очная, очно-заочная, заочная)

___________________________________

(Ф.И.О. студента)

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу утвердить тему моей выпускной квалификационной работы _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись студента ______________/____________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Подпись научного руководителя ВКР __________________/_________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Зав. отделом по УР

_____________ / ___________________________

(подпись) (Ф. И.О.)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Филиал «Самарский медико-социальный колледж»

ГБПОУ «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной»

Руководителю филиала «СМСК»

___________________________________

(Ф.И.О.)

от студента группы №_________________

специальности (название)_______________

форма обучения______________________

(очная, очно-заочная, заочная)

___________________________________

(Ф.И.О. студента)

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу утвердить тему моей дипломной работы _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись студента ______________/____________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Подпись научного руководителя ДР __________________/_________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Зав. отделом по УР

_____________ / ___________________________

(подпись) (Ф. И.О.)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Министерство здравоохранения Самарской области

министерство образования и науки Самарской области

министерство имущественных отношений Самарской области

Филиал «Самарский медико-социальный колледж»

Наши рекомендации