Научный аппарат курсовой работы

Научный аппарат (категориально-понятийный, методологический аппарат) исследования раскрывает замысел исследования, определяет стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности. Он дает основные характеристики научного исследования, поэтому включает такие компоненты, как: тема, актуальность темы исследования, объект исследования, предмет исследования, проблема, цель, задачи, гипотеза, методика (методы) исследования. Все составляющие методологического аппарата исследования между собой тесно связаны.

Актуальность темы исследования – это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы, вопроса или задачи. Освещение актуальности не должно быть многословным. Начинать ее характеристику издалека нет необходимости. Для выпускной квалификационной работы достаточно одной страницы.

Корректное обоснование актуальности может быть связано:

- с неизученностью выбранной темы (исследование актуально именно потому, что определенные аспекты темы изучены не в полной мере и проведенное исследование направлено на преодоление этого пробела);

- с необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению;

- с потребностью решения определенной практической задачи на основе полученных в исследовании данных;

- с разработкой методов (технологий), имеющих более широкие возможности (эффективности обучения, тренировки, контроля и т.д.);

- с формулировкой методических рекомендаций или в решении практических проблем на основе использования методических знаний.

Некоторые рекомендуемые речевые клише для формулирования актуальности работы:

Все это свидетельствует об актуальности настоящего исследования; актуальность настоящей темы связана с …; тема исследования является актуальной, поскольку …; актуальность данного исследования определяется тем, что… Предыдущие исследования оставили открытыми многие проблемы, и не все данные собраны…; проблема отвечает сложившейся ситуации, привлекает внимание многих исследователей, требует прояснения и дополнения, нуждается в новых методических разработках и т.д.

Проблема часто отождествляется с вопросом. В основном это верно. Каждая проблема это вопрос. Но не каждый вопрос – это проблема. Проблема – это такой вопрос, который стоит на границе известного и неизвестного. Поставить проблему – значит выйти на эту границу.

Проблема возникает тогда, когда старое знание показало свою несостоятельность, а новое еще не приняло развернутой формы. В связи с этим научная проблема – это противоречивая ситуация, требующая разрешения.

Например, проблема исследования: является ли метод беседы наиболее эффективным в нравственно-правовом воспитании младших школьников.

Тема –лаконичное и четкое выделение аспектов исследуемой области.

При выборе и формулировке темы работы следует помнить, что правильная формулировка поможет исследователю двигаться в конкретно очерченном пространстве исследования, отграниченного от других пространств. Поэтому В.В. Гузеев рекомендует в первой части формулировки темы указывать цель или проблему исследования, во второй – предмет, а в третьей – объект.

Например, Формирование коммуникативных умений на уроках русского языка в начальной школе.

Выбор темы предполагает самостоятельность студента, исходя из его уровня понимания и осознания актуальности темы, оценки ее теоретического и практического значения. Обязательным условием является соответствие темы работы требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов к содержанию учебной дисциплины.Студентам рекомендуется выбирать конкретные «узкие» темы, так как это даст возможность глубже вникнуть в проблематику исследовательской работы, избежать поверхностного, описательного характера излагаемого материала. В процессе работы возможна корректировка темы.

Объект исследования –та область, в которой происходит изучение явления (предмета). Это педагогическое пространство, в рамках которого находится то, что будет изучаться. Объектом исследования могут быть образовательное учреждение, педагогический или ученический коллектив, система воспитательной работы школы, становление новой образовательной системы, учебно-воспитательный процесс, процесс обучения, воспитания или развития, процесс формирования определенного качества личности и т. д.

Например, объект исследования: процесс нравственно-правового воспитания младших школьников.

Предмет исследования – это то, что находится в границах объекта. Этосвойство или отношение в объекте, которое подлежит глубокому специальному изучению. Именно предмет исследования определяет тему исследования.

Например, предмет исследования: формы, методы и средства нравственно-правового воспитания младших школьников.

Исходя из актуальности, исследуемой проблемы, выбранных объекта и предмета исследования определяются цели и задачи исследования.

Цель –то, что желают получить в результате исследования. Цель исследования формулируется исходя из проблемы, которую необходимо разрешить студенту в процессе выполнения работы.

Цели могут формулироваться так:

- разработка педагогических или научно-методических (организационно-педагогических, социально-педагогических и т.п.) основ формирования (воспитания, развития) у кого-либо чего-либо;

- выявление, обоснование и экспериментальная проверка педагогических (дидактических, методических, методологических) условий формирования (воспитания, развития);

- обоснование содержания, форм, методов и средств;

- разработка методики (методической системы) формирования чего-либо;

- разработка теоретической модели чего-либо;

- разработка технологии, требований, критериев;

- педагогическое обоснование чего-либо, например, игровой познавательной деятельности.

Исследовательская цель должна формулироваться четко, ясно, конкретно, чтобы можно было зафиксировать ее достижение.

Важным и необходимым этапом исследования является конкретизация общей цели в системе исследовательских задач.

Задачи исследования— это те действия, которые необхо­димо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования.

Среди значительного количества за­дач различают три группы задач педагогического исследования :

- историко-диагностическую, связанную с изучением истории и современного состояния проблемы, определени­ем или уточнением понятий, общенаучных и психолого-педагогических оснований исследования;

- теоретико-моделирующую, которая раскрывает струк­туру, сущность изучаемого, факторы и способы его преоб­разования;

- практически-преобразовательную, направленную на разработку и использование методов, приемов, средств ра­циональной организации педагогического процесса, его пред­полагаемого преобразования и на разработку практических рекомендаций.

Другие, более частные задачи относят чаще всего в каче­стве подзадач к основным.

Последовательность решения задач исследования определяет его структуру, т.е. каждая задача должна найти свое решение в одном из параграфов работы.

Чаще всего они формулируются в такой форме:

• провести теоретический анализ состояния (чего-то в отечественной и зарубежной педагогике); выполнить аналитический обзор работ по проблеме…; выявить теоретические основы и предпосылки решения проблемы…;

• определить содержание…, структуру…, функции…;

• выявить факторы и условия, влияющие на… (что-то);

• описать систему или модель формирования…, или управления…, или развития …;

• выбрать и обосновать критерии и показатели оценки эффективности или модели, или педагогических условий, или системы…;

• экспериментально проверить эффективность созданной модели или программы, или методические приемы, или технологию, или методику преподавания и пр.

Совокупность обозначенных в исследовании задач подчинена общей цели (ее всегда надо видеть).

1.4. Оформление курсовой работы (проекта)

Общие правила оформления

Курсовая работа (проект) должна быть грамотно написана и правильно оформлена: писать следует на одной стороне формата А4 (210 х 297 мм). Текст работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое – 30 мм, правое – 10 мм, нижнее, верхнее – 20 мм.

Работа должна быть отпечатана на компьютере. Текст работы печатают 14 шрифтом Times New Roman через 1,5 интервала. Цвет шрифта должен быть черным. Выравнивание текста по ширине. Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и составлять 1,5 см.

Курсовая работа (проект) должна быть представлена в папке с файловыми страницами.

Нумерация страниц и глав

Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляется в правом верхнем углу без точки в конце.

Титульный лист включается в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляется. (Приложение 1)

Иллюстрации, таблицы, расположенные на отдельных листах включаются в общую нумерацию страниц.

Основную часть КР следует делить на главы и параграфы. Главы и параграфы должны иметь заголовки, которые четко и кратко отражают содержание раздела.

Главы, параграфы (кроме введения, заключения, списка использованных источников и приложений) нумеруют арабскими цифрами.

Номер параграфа состоит из номеров главы и номера раздела в главе (например: 1.2 (1 - номер главы, 2 - номер раздела), 2.5 (2 - номер главы, 5 - номер раздела) и т.д.), разделенных точкой. В конце номера точка не ставится, после номера пишется соответствующий заголовок (1.2 Классификация подвижных игр)

Каждый структурный элемент курсовой работы (глава, введение, заключение, содержание, список использованных источников) начинаются с новой страницы.

Слова «Введение», «Заключение», «Содержание», «Список использованных источников», заголовки глав следует печатать прописными буквами 14 шрифта и располагать по центру без точки в конце, не подчеркивая и не выделяя полужирным шрифтом. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точкой. Переносы слов в заголовках не допускаются. Например:

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Заголовок главы, слова «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СОДЕРЖАНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ» отделяется от текста одним межстрочным интервалом. В работе между параграфами оставляют один межстрочный интервал. После названия параграфа сразу же на следующей строчке располагается текст.

Иллюстративный материал

Иллюстративный материал (графики, рисунки, формулы, схемы, диаграммы и т.п.) называется рисунками. Он включается в работу с целью наглядности аргументации и обоснования полученных решений. Иллюстрации размещают в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются.

Рисунки (схемы, диаграммы, графики и т. д.) располагают так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке.

На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе, например: на рисунке 3 или (Рисунок 3). Все иллюстрации должны иметь названия и последовательную нумерацию арабскими цифрами в пределах всей работы.

После номера рисунка к каждому рисунку ставится подрисуночная надпись (название рисунка). Номер рисунка и подрисуночная надпись помещаются внизу рисунка, по центру относительно рисунка. При необходимости рисунок может содержать также поясняющие надписи.

научный аппарат курсовой работы - student2.ru

Таблицы

Цифровой материал рекомендуется помещать в работе в виде таблиц. Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в тексте, например: в таблице 1 или (Таблица 1). Все таблицы должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами в пределах всей работы.

Таблица 3

Выявление читательского кругозора, интересов и предпочтений школьников

№ п/п Автор Название Имена героев О чем рассказывается в книге? Кто посоветовал прочитать? Советуешь ли ты своим друзьям прочитать эту книгу? Почему?
             

Над таблицей с правого края листа помещается слово «Таблица» и ставится ее порядковый номер. Ниже, на следующей строке с прописной буквы печатается название таблицы, которое должно быть выровнено по центру. Точка в конце названия таблицы не ставится. После названия помещается сама таблица.

При переносе таблицы на другую страницу название столбцов следует повторить и над ней размещают слова «Продолжение таблицы» с указанием ее номера. Если головка таблицы велика, допускается ее не повторять: в этом случае следует пронумеровать графы и повторить их нумерацию на следующей странице. Заголовок таблицы не повторяют.

В графах таблицы не допускается оставлять свободные места. Если соответствующие данные отсутствуют, в графе проставляется прочерк (тире) или пишется слово «нет». Цифры в столбцах следует проставлять таким образом, чтобы разряды чисел по всему столбцу были расположены один под другим (например, выровнены направо).

Ссылки

В тексте курсовой работы должны обязательно делаться ссылки на тот литературный источник, откуда взят материал, поскольку в этом проявляется культура отношения к чужой мысли, чужому труду.

При ссылке на произведение в квадратных (косых) скобках проставляют номер, под которым оно значится в библиографическом списке, и номер страницы, на которой помещена цитата. Сведения разделяют запятой, например: [11, с. 105].

Ссылки на таблицы, рисунки, приложения берутся в круглые скобки.

Требования к написанию отзыва

На курсовую работу (проект)

Курсовая работа (проект) требует написания на нее отзыва руководителем работы.

Отзыв представляет собой характеристику курсовой работы (проекта), которую пишет научный руководитель.

Отзыв представляет собой оценку качественного уровня работы по следующим критериям:

· заключение о соответствии курсовой работы (проекта) заявленной теме;

· оценку качества выполнения курсовой работы (проекта);

· оценку полноты поставленных вопросов, теоретической части и практической значимости курсовой работы (проекта);

· оценку степени сформированности общих и профессиональных компетенций

· оценку курсовой работы (проекта).

Заключение должно содержать вывод об общей оценке выпускной квалификационной работы, подпись и дату написания отзыва.

Отзыв на выпускную квалификационную работу прилагается к работе и сдается в письменном виде на специальном бланке (Приложение 3).

3. Подготовка студентов к защите

курсовой работы (проекта)

Оценка за выполнение курсовой работы (проекта) зависит от того, как студент представит ее на защите. При подготовке к защите следует составить текст выступления, подготовить презентацию, раздаточный материал.

Выступление - это краткое изложение основного содержания проведенного исследования. В нем должны быть изложены основные идеи и выводы курсовой работы (проекта), показано, что именно сделал студент в исследовательской работе и в ряде случаев значение результатов исследования.

Первое, что должен сделать студент - это проанализировать содержание написанной им работы. Важно найти емкие, точные средства и формы представления исследованного материала. Без этого логически построенного текста невозможно изложить сущность проделанного как теоретического, так и практического исследования.

В то же время вся информация, которая прозвучит в выступлении, должна быть идентична той, которая содержится в курсовой работе. Она должна содержать ту же терминологию, раскрывать те же задачи.

Текст выступления состоит из трех частей. Первая часть является вводной. Вторая часть основная, она как раз и является собственно кратким изложением содержания работы. В третьей части содержатся выводы и рекомендации по результатам исследования.

Вводная часть обычно начинается с описания актуальности проводимого исследования.

От актуальности темы логично перейти к формулировке объекта и предмета исследования, а также к указанию цели курсовой работы. Далее излагаются конкретные задачи, вытекающие из цели исследования.

В конце вводной части обычно приводят данные о структуре и объеме курсовой работы. Они являются как бы переходом к основной части, которая знакомит с основными структурными элементами работы в последовательности, обусловленной логикой его построения.

Если вводная часть позволяет составить лишь общее впечатление о работе, то основная часть должна дать более полное представление о ее содержании и построении.

В основной части выступления сначала характеризуют теоретическое исследование. Далее студенту важно показать, как были получены результаты, представить ход исследования, обосновать значение выполняемой работы, рассказать о том, как, где и когда реализованы результаты исследования. Практическая часть исследования ярко высвечивает самостоятельную работу выпускника, которую необходимо показать при защите.

Особенности освещения содержания курсовой работы (проекта) могут различаться в зависимости от темы и от других факторов. В выступление целесообразно включать, прежде всего, выводы и конечные результаты.

В третьей части выступления, в заключении, необходимо изложить общие выводы, но при этом не повторять то, что уже было сказано ранее, а дать обобщенную итоговую оценку проделанной работе. При этом необходимо сосредоточить внимание аудитории на основных достижениях исследования. В конце выступления необходимо поблагодарить слушателей за внимание.

Окончательный текст выступления согласовывается с научным руководителем. Ориентировочное время доклада на защите не более 7 минут.

Успешность защиты курсовой работы состоит не только в хорошем докладе, но и грамотной презентации. Целью презентации является визуальное представление замысла автора, максимально удобное для восприятия слушателями и побуждающее их на позитивное взаимодействие с автором.

Количество слайдов должно быть от 5-7 до 12-15. При подготовке слайдов необходимо придерживаться общих правил оформления и представления информации (Таблица 1, 2).

Таблица 1

Оформление слайдов

Стиль оформления - единый стиль оформления; - избегать стилей, которые будут отвлекать от самой презентации
Фон - выбрать более холодные тона (синий или зеленый)
Звуковой фон - не должен мешать демонстрации слайдов
Использование цвета - на одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста; - для фона и текста используйте контрастные цвета.
Анимационные эффекты - используйте возможности компьютерной анимации для предоставления информации на слайде; - не злоупотреблять различными анимационными эффектами, которые могут отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

Таблица 2

Представление информации

Содержание информации - используйте короткие слова и предложения; - заголовки должны привлекать внимание.  
Расположение информации на странице - предпочтительно горизонтальное расположение информации; - наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана; - если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней; - максимальное число строк на слайде – 8, большее их число не будет восприниматься.  
Шрифты - для заголовков – 32 – 36; - для информации – 28; - шрифты без засечек (Arial, Arial Black, Tahoma, и т.д.) легче читать с большого расстояния; - нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации; - для выделения информации желательно использовать жирный шрифт, курсив использовать как можно реже. Подчеркивание использовать нельзя, т.к. это ассоциируется с гиперссылками; - нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных букв)
Способы выделения информации следует использовать: - рамки, границу, заливку; - разные шрифта цветов, штриховку, стрелки; - рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных факторов.
Объем информации - не заполнять один слайд слишком большим объемом информации; - наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде
Виды слайдов - для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом; с таблицами; с диаграммами.
Оформление заголовков - точка в конце не ставится, если заголовок состоит из двух предложений – ставится после первого предложения; - не рекомендуется писать длинные заголовки. - слайды не могут иметь одинаковые заголовки.
Оформление диаграмм - у диаграммы должно быть название или таким названием может служить заголовок слайда; - диаграмма должна занимать все место на слайде; - линии и подписи должны быть хорошо видны
Оформление таблиц - должно быть название таблицы - шапка таблицы должна отличаться от основных данных
Последний слайд Спасибо за внимание! (поблагодарите слушателей)
       

Режим просмотра презентации лучше установить «по щелчку мыши». Тогда вы сможете контролировать соответствие содержимого слайда тексту выступления.

В ходе подготовки к защите необходимо учитывать следующее, что защита курсовой работы (проекта) проводится каждым студентом индивидуально. На защите работы, желательно, чтобы студент свободно излагал доклад. Речь должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, что сделает ее понятной и убедительной. Поэтому перед защитой целесообразно провести тренировочное выступление.

4. Защита курсовой работы (проекта)

Защита курсовой работы (проекта) проводится перед сокурсниками и руководителем с приглашением преподавателей колледжа.

Процедура защиты включает:

· доклад студента (не более 7 мин);

· чтение отзыва;

· вопросы;

· ответы на вопросы.

При защите курсовой работы (проекта) выпускник должен показать:

· уровень освоения теоретического материала, предусмотренного учебными программами дисциплин и профессиональных модулей;

· уровень овладения общими и профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности;

· уровень знаний по теме курсовой работы (проекта);

· обоснованность, четкость и грамотность выступления.

При определении итоговой оценки по защите курсовой работы (проекта) учитываются: доклад выпускника; отзыв руководителя; ответы на вопросы.

Результаты защиты курсовой работы (проекта), определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в тот же день.

«Отлично» – работа носит исследовательский характер, имеет грамотно изложенный анализ теории по выбранной теме, проведен глубокий анализ точек зрения различных авторов или литературных источников, приводятся примеры из практики деятельности организаций и т.п., логично и последовательно изложен материал, даны соответствующие выводы.

Во время защиты студент показывает глубокие знания вопросов темы, свободно оперирует материалом курсовой работы (проекта), использует презентационные средства, легко отвечает на поставленные вопросы.

«Хорошо» – работа носит исследовательский характер, имеет грамотно изложенную теорию вопроса, в работе представлен достаточно подробный анализ заявленных в содержании вопросов, материал изложен последовательно, сделаны соответствующие выводы.

При защите студент показал достаточное знание вопросов темы, использовал наглядные средства, без особых затруднений отвечал на вопросы.

«Удовлетворительно» – работа носит исследовательский характер, содержит обзор теории по выбранной проблеме, но имеет поверхностный анализ и недостаточный уровень самостоятельности студента, иногда просматривается непоследовательность изложения материала.

При защите студент проявлял неуверенность, показывал слабое знание вопросов темы, не всегда исчерпывающе аргументировал ответы на заданные вопросы.

«Неудовлетворительно» – работа не отвечает основным требованиям, предъявляемым к курсовым работам.

Приложение 1

Министерство образования Республики Башкортостан

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Нефтекамский педагогический колледж

Курсовая работа

Использование информационно – коммуникационных технологий

в обучении младших школьников

Тимохина Светлана Сергеевна

Специальность: 050146

Преподавание в начальных классах

Курс: 3; группа: 35

Форма обучения: очная

Научный руководитель:

Иванова Наталья Николаевна

Нефтекамск 2015

Приложение 2

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РАССМОТРЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ  
1.1. Память – как психолого-педагогический феномен
1.2. Особенности развития и формирования памяти в младшем школьном возрасте
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  
2.1. Приемы развития памяти у учащихся начальных классов
2.2.Приемы развития памяти младших школьников на уроках русского языка
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА  
3.1. Организация опытно-практической работы
3.2 Анализ результатов опытно-практической работы
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ  

Приложение 3

ГБПОУ НЕФТЕКАМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ОТЗЫВ

научного руководителя на курсовую работу

студента (ки) 3 курса группы

Ф.И.О._____________________________________________________

Специальность ______________________________________________

Тема:____________________________________________________________________________________________________________

Характер работы __________

Наши рекомендации