Виды и методы контроля. Тетрадь контроля
Одной из функций руководителя и старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения является осуществление контроля и анализа воспитательно-образовательной работы с детьми. С контроля начинается управленческий цикл, чтобы определить состояние работы и наметить задачи на будущее. Задачи реализуются через систему мероприятий, а затем необходимо снова проанализировать уровень работы, но уже на качественно новом витке деятельности дошкольного учреждения. Тематическая проверка - одна из форм контроля.
Главным предметам тематического контроля является определение наличия системы занятий и других воспитательных мероприятий, направленных на реализацию программы, воспитания и развитие ребенка. Содержанием тематического контроля является изучение состояния воспитательно-образовательной работы с детьми по данной проблеме.
Определяя тематику контроля, необходимо, прежде всего, учесть основные направления работы дошкольного учреждения в текущем учебном году и сформулировать в соответствии с этим цели тематических проверок. Например, если педагоги поставили перед собой задачу снижения заболеваемости детей путем внедрения здоровьесберегающих технологий, целью тематического контроля должно стать выявление результативности этой работы и определение степени овладения педагогами технологией сохранения здоровья детей.
Тематику контроля могут определить результаты оперативного контроля. Если в результате этого были выявлены определенные недостатки (например, у детей отмечаются слабые культурно-гигиенические навыки в процессе еды), целью тематической проверки может быть выполнение программы по этому вопросу. В процессе проверки будет проанализирована система педагогических воздействий, направленная на формирование навыков самообслуживания, уровень педагогического мастерства воспитателя и т.д., что поможет определить причины отсутствия у детей устойчивых навыков и наметить систему оказания помощи педагогам для дальнейшего совершенствования работы.
Тематическая проверка также может быть посвящена изучению внедрения материалов семинара, проведенного в дошкольном учреждении, внедрению педагогами передового педагогического опыта или новых педагогических технологий и т.д.
Примерная программа систематического контроля
Вапросы, требующие постоянного контроля.
1. Выполнение инструкции по охране жизни и здоровья детей.
2.Учебно-воспитательный процесс, уровень знаний, умений и навыков детей.
3.Результаты медицинского осмотра детей.
4.Проведение оздоровительных мероприятий в режиме дня.
5.Организация питания.
6.Посещаемость.
7.Выполнение режима дня.
8.Выполнение санитарно эпидемического режима.
9.Вопросы преемственности д/с и школы.
10.Повышение деловой квалификации и педагогического мастерства педагогов детского сада.
11.Работа с молодыми восп-ми, наставничество.
12.Соблюдение здорового психологического климата в коллективе.
13.Система работы с родителями.
14.Работа с неблагополучными семьями.
15.Соблюдение правил внутреннего трудового распорядка.
16.Техника безопасности.
17.Сохранность имущества.
18.Укрепление материальной база.
19.Расходование финансовой системы и состояние финансово-хозяйственной документации.
Вопросы, требующие контроля не реже одного раза в месяц.
1.Анализ заболеваемости.
2.Выполнение натуральных норм питания.
3.Выполнение плана по детодням.
4.Проведение физкультурных досугов, развлечений.
5.Состояние документации по группам.
6.Анализ детских работ по изо- и ручному труду.
7.Выполнение решений педсовета.
8. Документация и отчетность педагогических лиц.
9.Снятие остатков продуктов питания.
10.Проведение дней методической учебы педагогических кадров.
11.Уровень педагогического мастерства и состояние учебно-воспитательного процесса аттестуемых воспитателей в текущем учебном году.
12.Подведение итогов смотров, конкурсов.
Вопросы, требующие контроля не реже одного раза в квартал.
1.Участие в работе методических объединений.
2.Анализ детской заболеваемости.
3.Проведение дня здоровья.
4.Уровень проведения родительских собраний во всех возрастных группах.
5.Выполнение программы за квартал (по решению педагогического коллектива).
6.Выполнение сметы.
7.Выполнение воспитателем рекомендаций аттестации.
Планирование работы ДОУ
Для упорядочения работы можно придерживаться следующей системы планирования: составление годового, месячных планов ДОУ, индивидуальных планов работы сотрудников.
Существуют разнообразные формы написания плана работы на год. Он может быть в любой удобной для конкретного педагогического коллектива форме, в том числе схематично-блочной, календарно-месячной, в виде циклограммы, по форме работы и д.р.
Прежде чем приступить к составлению годового плана, необходимо провести предварительную работу, включающую 2 этапа:
· Анализ выполнения всех разделов программы воспитания и обучения.
· Анализ затруднений с которыми сталкивается воспитатель.
Годовой план –основной документ, в котором намечается перспектива деятельности ДУ. Он проверяет организацию и содержание работы с педагогическим и обслуживающим персоналом, перспективу работы каждого сотрудника. В составлении годового плана принимает участие весь коллектив.
План составляется на учебный год на основе программы обучения и воспитания детей дошкольного возраста и инструктивно-методических документов Министерства образования РБ.
При планировании учитывается составление работы за предыдущий год. Только опираясь на достигнутом можно четко наметить перспективы и успешно двигаться вперед.
С анализом работы за предыдущий год выступают на итоговом педагогическом совете. Затем вместе с зам зав по ОД и активом воспитателей он разрабатывает проект годового плана, организует ознакомление с ним коллектива (целесообразно поместить его в метод кабинете). Таким образом, все восп-ли имеют возможность заранее ознакомиться с проектом, который обсуждается на последнем педсовете текущего учебного года, в августе.
Завершение работы по планированию является производственное совещание, посвященное задачам коллектива по выполнению годового плана. Участие всех сотрудников в обсуждении и принятии плана повышает ответственность каждого за его выполнение.
Первая часть- вступительная или вводная.
В ней дается краткий анализ воспитательно-образовательной работы с детьми за предыдущий год и выполнение каждой из намеченных задач и программы в целом. При этом следует показать результативность воспитательно-образовательной работы с детьми, а не просто перечислить проведение мероприятий. Здесь же нужно отметить ошибки и трудности в выполнении годового плана.
Вторая часть – ведущие задачи воспитания и обучения детей.
ДУ обеспечивает всестороннее воспитание и обучение детей дошкольного возраста, поэтому при составлении годового плана важно правильно определить основные задачи работы в новом учебном году, явно представляя при этом, что будет главным для данного детского учреждения. Это позволит улучшить воспитание и обучение детей.
При определении стержневых задач годового плана нужно учитывать тип дош учр (д/с, ясли-сад, спец-е учр-е, санатор-й д/с с круглосуточным пребыванием детей, наличие разново-х групп), общий уровень педагогического мастерства всего коллектива, а также сильные и слабые стороны каждого вос-ля. Задачи работы должны быть сформулированы четко, конкретно.